Пневматический шаговый двигатель

 

Изобретение м.б. использовано в пневматических исполнительных механизмах с преобразованием возвратно-поступательного движения поршня в дискретное вращательное движение выходного вала в качестве привода в роботах, манипуляторах, загрузочнотранспортных устройствах станков и автоматических линий. Цель изобретения - уменьшение габаритов и повышение нагрузочной способности двигателя . Для этого механизм преобразования движения расположен концентрично поршшо 8, установленному в корпусе двигателя. Винтовые канавки 5 выходного вала 4 выполнены пересекающимися , при этом гайки 9 и 10 механизма преобразования установлены с возможностью взаимодействия с винтовьми канавками 5. При подаче рабочей среды в рабочую полость 6.поршня 8 гайки 10, взаимодействуя винтовыми гребнями с винтовыми канавками 5 вала 4, поворачивают вал 4 вокруг его оси. При этом гайка 9 перемещается вдоль вала 4 с помощью ползуна 13, которьш соединяет гайки 9 и 10. В момент прихода поршня 8 в крайнее положение и установки его на жесткий упор, гайка 9 останавливается в угловом положении. Затем рабочая среда подается в рабочую полость 7 поршня 8, перемещая erf в противоположное с (О (Л направление. 1 7 з.п, ф-лы, 17 ил. ,28 25 00 00 СП 00

(19) (11) СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН (51) 4 Р 15 В 1) /12

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

У; ,с

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К Д BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4015293/25-06, 4035013/25-06 (22) 28.01.86 (46) 23.01.88. Бюл. М - 3 (75) В. Х. Подойницын (53) 621.225.4(088.8) (56) Авторское свидетель"тво СССР

)(- 1281764, кл. F 15 В 11/12, 1986, (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ ШАГОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (57) Изобретение м.б. использовано в пневматических исполнительных механизмах с преобразованием возвратно-поступательного движения поршня в

/ дискретное вращательное движение выходного вала в качестве привода в роботах, манипуляторах, загрузочнотранспортных устройствах станков и автоматических линий. Цель изобретения — уменьшение габаритов и повышение нагрузочной способности двигателя. Для этого механизм преобразования движения расположен концентрично поршню 8, установленному в корпусе двигателя, Винтовые канавки 5 выходного вала 4 выполнены пересекающимися, при этом гайки 9 и 10 механизма преобразования установлены с возможностью взаимодействия с винтовыми канавками 5. При подаче рабочей среды в рабочую полость 6 поршня 8 гайки 10, взаимодействуя винтовыми гребнями с винтовыми канавками 5 вала 4, поворачивают вал 4 вокруг его оси, При этом гайка 9 перемещается вдоль вала 4 с помощью ползуна 13, который соединяет гайки 9 и 10. В момент прихода поршня 8 в крайнее положение и установки его на жесткий упор, гайка 9 останавливается в угловом положении. Затем рабочая среда подается в рабочую полость 7 поршня

8, перемещая ег в противоположное направление. 1 з.п. ф-лы, 17 ил.

Изобретение относится к машино строению, в частности к пневматическим исполнительным механизмам с преобразованием возвратно-поступательно го движения поршня в дискретное вращательное движение выходного вала, и может быть использовано в качестве привода в роботах, манипуляторах, .загрузочно-транспортных устройствах . станков и автоматических линий, Целью изобретения является уменьшение габаритов и повышение нагрузочной способности двигателя.

На фиг. 1 изображен двигатель в сечении по оси поршня с ползуном, выполненным в виде единого элемента конструкции; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 — сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 - узел зацепления между муфтой и гайками с зубцами прямоугольной формы; на фиг. 7 узел зацепления с зубцами трапецеидальной формы; на фиг. 8 — двигатель в сечении по оси поршня с ползуном, выполненным в виде двух элементов конструкции; на фиг. 9 - сечение Д-Д на фиг. 8; на фиг. 10 — сечение Е-Е на фиг. 8; на фиг. 11 — сечение Ж= К на фиг. 9 (элементы ползуна в сдви нутом положении); на фиг. 12 — то же, но элементы ползуна в раздвинутом положении; на фиг. 13 - сечение И-И на фиг, 8; на фиг. 14 — положение гаек при раздвинутых элементах ползуна; на фиг. 15 — сечение К-К на фиг. 14; на фиг. 16 — положение элементов ползуна при сдвинутом положении;,на фиг. 17 — положение элементов ползуна при раздвинутом положении.

Пневматический шаговый двигатель (фиг. 1 — 7) содержит корпус 1, во втулке 2 которого выполнен продольный сквозной паз 3, выходной вал 4 с винтовыми пересекающимися канавками 5„ угол подъема винтовой линии которых относительно оси вала 4. выбран меньше угла самоторможения. В корпусе

1 установлен с образованием рабочих полостей 6 и 7 поршень 8, который кинематически связан с выходным валом 4 посредством механизма преобразования движения, включающего две гайки 9 и 10 с торцовыми зубьями 11 и 12, связанные между собой ползуном

13, размещенным в пазу 14 корпуса 1, 1368508 2 муфту 15 с торцовыми зубьями 16 и 17.

Зубья ll 12, 16 и 17 могут быть выполнены прямоугольной (фиг. 6) либо трапецеидальной (фиг. 7) формы., Поршень 8 взаимодействует с муфтой

15 посредством тяги 18, проходящей через паз 3. На внутренних поверхностях гаек 9 и 10 выполнены винтовые гребни 19 (фиг. 3) правого и левого направления, входящие в винтовые канавки 5. На крышке 20 корпуса 1 закреплена муфта 21 свободного хода (фиг. 5), обеспечивающая валу 4 одностороннее вращение относительно корпуса 1. Вдоль паза 3 на втулке 2 выполнена плоская площадка 22 (фиг. 3) и закреплены с определенным шагом постоянные магниты 23, наружные поверхности которых расположены в одной плоскости с площадкой .

22, Вдоль паза 3 также установлена гибкая уплотняющая лента 24, выполненная из ферромагнитного материала.

25 Концы ленты 24 закреплены в корпусе

1 с помощью хомута 25 и вкладыша

26, а лента пропущена через отклоняющее отверстие 27 в поршне 8. Втулка 2 выполнена из ферромагнитного

ЗО материала ° В корпусе 1 установлено опорное кольцо 28, а подшипниковые узлы (не показаны) закрыты крышками

29 и 30.

Пневматический шаговый двигатель

>> (фиг. 8 - 17) содержит аналогичные элементы конструкции, такие как корпус 1, выходной вал 4 с винтовыми канавками 5, гайки 9 и 10 и муфту 15 с соответствующими зубьями 11, 12 и

40 16, 17, паз 14, тягу 18, гребни 19; крышку 20, гибкую уплотняющую ленту

24, вкладыши 26, отклоняющие отвер.стия 27 и крышки 29. и 30.

Однако втулка 2 с продольным па4 зом 3 и поршень 8 выполнены из двух частей соответственно 31, 32 и 33,.

34, а последние образуют с корпусом

l.рабочие полости 35 — 38. Ползун

l3 также выполнен в виде двух элеgp ментов 39 и 40, соединенных винтовой втулкой 41, которые смонтированы с возможностью взаимного перемещения.

Вдоль паза 14 расположен шлицевой вал 42, проходящий внутри втулки 41. 6 Выходной конец вала 42 снабжен головкой 43 квадратного сечения. Гайки 9 и 10 путем ограниченного относительного перемещения элементов 39 и 40 могут устанавливаться в два рабочих

3 13685 положения с возможностью попеременного взаимодействия с муфтой 15.

Пневматический шаговый двигатель работает следующим образом.

Вначале рассмотрим работу двигателя на примере конструктивного его выполнения по варианту, представленному на фиг. 1 — 7. При подаче рабочей среды в полость 6 поршень 8 перемещается вправо по чертежу и через тягу 18 и муфту 15 перемещает гайку 10, которая зафиксирована от поворота относительно муфты 15 торцовыми зубьями !2 и 17. Гайка 10, взаимодействуя винтовыми гребнями 19 с винтовыми канавками 5 вала 4, поворачивает последний вокруг его оси.

Зубцы 11 гайки 9 расцеплены с зубцами 16 муфты 15 и гайка 9 перемещает- 20 ся вдоль вала 4 с помощью ползуна 13, который соединяет гайки 9 и 10. В момент прихода поршня 8 в крайнее положение и установки его на жесткий упор в кольцо 28 гайка 9 останавли- 25 вается в угловом положении, допускающим ввод в зацепление торцовых зубьев

11 и 16. Подачей рабочей среды в полость 7 достигается перемещение поршня 8 в противоположном направлении, Зо при этом полость 6 соединяется с атмосферой ° На-начальном участке перемещения поршня 8 торцовые зубья 12 гайки 10 расцепляются с торцовыми зубьями 17 муфты 15, а торцовые зубья 11 гайки 9 одновременно входят в зацепление с торцовыми зубьями 16 муфты 15. Вследствие того, что муфта

21 свободного хода допускает только одностороннее вращение выходного ва- 4( ла 4, исключается обратный поворот последнего. В момент установки поршня 8 на жесткий упор гайка 10 оста.навливается в угловом положении, допускающим ввод в зацепление торцо- 45 вых зубьев 12 и 17. Тяга 18, проходящая через паз 3, препятствует повороту поршня 8> следовательно, и муфты 15. При набегании поршня 8 на ленту 24 она отклоняется в отверстии 27, а после прохода поршня 8 прижимается к площадке 22 втулки 2 вдоль паза 3 и удерживается магнитами 23. Кроме того, лента 24 прижимается к площадке 22 давлением рабочей среды в полостях 6 и 7. .: Торцовые зубья 11 12, 1 6 и 17, выполненные прямоугольной формы (фиг. 6), исключают поворот вала 4

08 4 в момент переключения зацепления, однако при этом требуется точное угловое положение гаек 9 и l0 по отношению к муфте 15. При выполнении торцовых зубьев 11, 12, 16 и 17 трапецеидальной формы допускается некоторое угловое смещение гаек 9 и 10 относительно муфты 15 в момент начала ввода зубьев 11, 16 и 12, 17 в их зацепление.

При конструктивном выполнении двигателя, представленном на фиг. 8—

17, он работает следующим образом.

Рабочая среда одновременно подается, например, в полости 37 и 38, а полости 35 и 36 сообщаются с атмосферой.

Части 33 и 34 перемещаются совместно с тягой 18 и муфтой 15. Элементы 39 и 40 находятся в сдвинутом положении (фиг. 11). Муфта 15 находится в за» цеплении внутренними (фиг. 14) зубьями 16 с гайкой 9, которая заторможена от вращения и через винтовые гребни 19 сообщает вращение валу 4. При подходе в крайнее положение и остановке частей 33 и 34 на упоре во вкладыши 26 зубья 12 гайки 10 устанавливаются в положение ввода в зацепление с внутренними зубьями 17 муфты 15. Подачей рабочей среды в поло— сти 35 и 36 достигается перемещение частей 33 и 34 в противоположном направлении, при этом полости 35 и 36 сообщаются с атмосферой. Зубья 16 муфты 15 выходят из зацепления с.гайкой 9, и муфта 15 теперь взаимодействует с гайкой 10, которая находится в заторможенном положении и через винтовые гребни 19 сообщает вращение выходному валу 4. При перемещении частей 33 и 34 в обе стороны вал 4 вращается в одном направлении, причем за каждый ход частей 33 и 34 вал

4 поворачивается на одинаковый угол.

Для изменения направления вращения выходного вала 4 элементы 39 и 40 устанавливаются в раздвинутое положение (фиг. 12). Взаимное перемещение элементов 39 и 40 осуществляется вращением втулки 41 через шлицевой вал 42. В раздвинутом положении элементов 39 и 40 зубья 11 и 12 гаек 9 и 10 взаимодействуют с внешними (фиг. 14) зубьями 16 и 17 муфты 15.

В процессе перемещения частей 33 и

34 гайка 9 или 10, выведенная из зацепления с муфтой 15, удерживается

5 13685 среднем положении и вращается под действием винтового зацепления с, валом 4.

Технико-экономическая эффектив5 ность от использования предложенного вигателя заключается в расширении бласти его применения. Формула изобретения

1. Пневматический шаговый двигатель, содержащий корпус и установленный в корпусе с образованием рабочих полостей поршень, выходной вал с винтовыми канавками левого и правого направлений, кинематически связанный с поршнем посредством механизма преобразования движения, включающего две гайки с торцовыми зубьями, g() связанные между собой ползуном, размещенным в пазу корпуса, и муфту с

08

6 торцовыми зубьями, при этом муфта установлена с возможностью поочередного взаимодействия ее торцовых зубьев с торцовыми зубьями гаек, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью уменьшения габаритов и повышения нагрузочной способности, механизм преобразования движения установлен концентрично поршню, винтовые канавки выполнены пересекающимися, при этом гайки установлены с возможностью взаимодействия с винтовыми канавками.

2. Двигатель по и. 1, о т л ичающий с я тем, что ползун выполнен в виде двух элементов, установленных с возможностью ограниченного относительного перемещения и соединенных дополнительно установленной винтовой втулкой с проходящим внутри ее шлицевым валом, расположенным в пазу корпуса.

1368508

1z fg

17 фиеб

1368508 э з и t03994 ю и 1

1368508

1368508

Составитель В. Коваль

Редактор В. Бугренкова Техред A. Êðäa÷óê Корректор А. Обручар

Заказ 258/3 2

Тираж 652 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4,

Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель Пневматический шаговый двигатель 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к поршневым поворотным пневмодвигателям

Изобретение относится к области грузоподъемных механизмов, в частности к гидроприводам лебедок

Изобретение относится к средствам гидропневмоавтоматики и м.б

Изобретение относится к области автоматики и м.б
Наверх