Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах.Целью изобретения является повьппение точности и увеличение быстродействия, С этой целью устройство для определения скольжения асинхронного двигателя снабжено ключом 3, управляемым по сигналам нуль-органа 5 и генератора -импульсов 10, блоком 11 преобразования координат, детектором 6, выходом соединенным с входа.п-1 масштабных блоков 7-9, Входы детектора б к нуль-орг знй 5 подк.гЕочены к датчиклм токов ujv; Yпрзвля1оа;ий вход блока 11 соединен с выходом ключа 3, а два других упрявляюпдак входа fino- ка 11 через блоки 1., 13 выдепекия действительной и мнимой составляюя.,т5Х напряжения - с зыходаьш датчиков 2 напряжения статора асинхронного двигателя- Первый выход блока 1 подключен к первому входу вычитателя (в) а второй Еыуод - к первым входам В 15,;;5s Е- оры яходь укагяанных вычнтателгй подклю чень; к выходам масштабных блокоз 7-9, Выход В 54 соединен с первыми входами блоко : 4. 20 деления; вторые входы которых подключены к выходам В 15,16, Выходь; блоков 4j 20 через функднокальные преобраэователк arctg 8,20 связаны с. вxoдa ш В 17. В результате в устройстве опредапекие скольжения производят на основе анализа электромагнитных процесS сов в двигателе без применения токодатчика. 2 кл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОНИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕ ГЕНИЯ

К А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (2l) 4214839/24-07 (22) 25.03.87 (46) 07.10,88, Бюл. 9 37 (71) Днепропетровский горный институт им. Артема (72) В.Л.Соседка, Л.Ф.Коломойцева, Д.И.Пружанский и В.Б,Верник (53) 621,313.333 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 817880, кл. Н 02 К 15/00, G 0I Р 3/56, 1981.

Авторское свидетельство CCCP

И 1140043, кл. G Ol P 3/56, 1985. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

СКОЛЬЖЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в общепромышленных механизмах. Целью изобретения является повышение точности и увеличение быстродействия.

С этой целью устройство для определения скольжения асинхронного двигателя снабжено ключом 3, управляемым по сигналам нуль-органа 5 и генератора -импульсов 10, блоком 1! преобразования координат, детектором (51)4 -.- 01 3/56 ч 02 Р 7/47

6, Выхо В Ом со ели:=.енным с Вхддями мясштабных блокОВ 7-9, Входы детектора

6 и н ль-opIIH-:.. 5 подклю ены к д;тчикам -:оков 1„ й,а. уп..Являющий вход бЛОКя 1 1 СОВ- н ЕН С Вьгходо" I КЛЮЧя 3, Я дВЯ других упоавл":ющих ВходЯ бло

:-",а !1 через б-;О,и,7., !3 Выдепения дc- .! BтвительIIQI". : мнимой,;;стявляюJ.,I ::, напряжения —: Выходами датчиков ? напряжения стяторя асинхронного двигателя Первый Выход блока !1 погк.":.очек к первому Входу вы,итате-.я (il)

1, 1 Ц Я B70P —:-..— ОГ Г О1ВЫМ ВХО

В i5,,::О, В-,=p;;c Вх .-,,ь указанных Вы .нг т я галет- погк,-ю., =".-;„.- с В:,Iyr я ям мясштяб.-.—.ых блоков 7-9, В.под В: 4 соединен с, ервым-. Вход=.ми блоко-. 4.:0 целе ния; BTGphIB Входы к >торь.х подключены к Выходам В 15„1б,, Выходь блокОВ 4, i 0 через Лункц,=.скальные преобразователи я"с tg 18,20 св.;зяны с входами

В 17. В результате R устройстве опредег;=-ие скольжения производят íà Основе анализа электромагнитных процессов В двигателе без применения токодягчикя. 2 ил, 1429037

Изобретение относится к электроехнике и может быть использовано я управления асинхронными двигателями общепромышленных механизмов, в которых скольжение используется как регулируемый параметр.

1!елью изобретения является повы1пение точности и увеличение быстро ействия. !О

На фиг.! представлена функциональная схема устройства для определения скольжения асинхронного двигателя; на фиг.2 - векторная диаграмма двигателя, 15

Устройство для определения скольжения содержит датчик фазных то,ков, датчик 2 фазных напряжений,уп равляющий ключ 3 и первый блок 4 де ления, 20

1 ! В устройство для опреде ения скольжения введены нуль-орган 5, детектор,б, первый, второй и третий масштабные блоки 7-9, генератор 10 импульсов, блок 11 преобразования 25

: координат с тремя входами и двумя выходами, блок 12 выделения действительной составляющей напряжения статора, блок выделения мнимой составляющей напряжения статора 13, первый, 30 второй, третий и четвертый вычитатели 14-17, первый и второй преобразователи 18 и 19 функции арктангенса и второй блок 20 деления, Выходы датчика l фаэных токов подключены к соответствующим входам нуль-органа 5 и детектора 6, выход которого подключен к входам масштабных блоков 7-9.

Выход нуль-органа 5 подключен к 40 управляющему входу управляемого ключа 3, соединенного входом с выходом генератора 10 импульсов, а выходом— с первым управляющим входом блока.

11 преобразования координат. второй -45 и третий управляющие входы которого соответственно через блок 12 выделения действительной составляющей напряжения статора и блок 13 выделения мнимой составляющей напряжения статора подключены к соответствующим выходам датчика 2 фазных напряжений.

Первый и второй выходы блока ll преобразования координат подключены к первым входам вычитателей 14 и 15, 55 вторые входы которых соединены соответственно с выходами масштабных блоков 7 и 8, второй выход блока ll преобразования координат и выход масштабного блока 9 подключены к входам вычитателя 16.

Выходы вычитателей !4 и 15 подключены к входам блока 4 деления, Выходы вычитателей 14 и 16 подключены к входам блока 20 деления, выходы блоков деления 4 и 20 соответственно через функциональные преобразователи 18 и 19 функций арктангенса подключены к входам вычитателя 17, выход которого образует выход устройства для определения скольжения асинхронного двигателя, В блоке ll преобразования координат из последовательности импульсов, вырабатываемых генератором 10 импульсов, синтезируются гармонические функции и осуществляется переход измеренных составляющих напряжения статора во вращающуюся систему координат, действительная ось которой совпадает с вектором тока статора.

Поясним положения, на которых основана работа рассматриваемого устройства.

На фиг. 2 изображена векторная диаграмма асинхронного двигателя для момента времени, когда результирующий вектор тока совпадает с действительной осью системы координат,Так как вектора ЭДС (вектора ОА,, ОА

ОАэ) образуют прямой угол с соответствующими векторами потокосцепления (векторами ОС,, ОС, ОС 1, а скольжение пропорционально углу А ОА > или

С ОС, то скольжение можно определйть по выражению

U30 Тх

S = агс1р; — — — — ——

11, U<, — ZX,.

- 8rctg — — — — — —, (1)

- IH до

I где х,, Х, — индуктивное сопротивление рассеяния и переходное индуктивное сопротивление статора соответственно.

Выражение (1) дает возможность определить скольжение. Для этого надо определить момент времени, когда результирующий вектор тока совпадает с действительной осью, т.е. займет положение, изображенное на векторной диаграмме, определить в этот момент времени проекции вектора напряжения на действительную U и мнио мую U< оси и, кроме того, по зара142

15

40 нее измеренным параметрам двигателя (активному R, индуктивному сопротивлению рассеяния х и переходному индуктивному сопротивлению статора

Х определить падение напряжения на

1 соответствующих сопротивлениях двигателя. Подставляя полученные значения напряжений в формулу (1) определяем скольжение.

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя работает следующим образом, По шинам А, В и С напряжение подается к асинхронному двигателю. Фазные токи измеряются датчиками 1 тока, а фазные напряжения измеряются датчиками 2 напряжения и подаются в блок

12 определения действительной составляющей напряжения и в блок 13 определения мнимой составляющей напряжения.

В блоке 12 по фазным напряжениям фаз

А, В и С формируется сигнал U (проекция результирующего вектора напряжения на действительную ocoo), а в блоке 13 по фазным напряжениям фаэ В и С формируется сигнал U (проекция результирующего вектора напряжения на мнимую ось, Выходные сигналы датчиков тока фаз А, В и С подаются на детектор 6, а фаэ В иС вЂ” на нуль-орган

5. В момент перехода линейного тока через нуль на выходе нуль-органа 5. появляется сигнал, который на время, равное периоду или кратное времени периода, открывает ключ 3 и импульсы от генератора 10 стабильной частоты начинают поступать на первый вход блока 11 преобразования координат.

Благодаря тому, что ключ 3 открывается, когда линейный ток фаэ В и С проходит через нуль, осуществляется синхронизация работы устройства с положением вращающегося вектора тока. .Для повышения точности синхронизации частота генератора 10 импульсов должна значительно (на два-четыре порядка) превосходить частоту сети. Так как блок преобразования координат относительно просто выполнить на функциях Уолша, то для их формирования частоту генератора 1О импульсов целесообразно принять 32" 10 f или

32 ° 10 f или 32 10 f (f - частота питания двигателя).

Таким образом, на первый вход. блока 11 преобразования координат пода- . ется последовательность. импульсов

903/ от генератора 10 импульсов, на второй вход блока Il подается сигнал (выход блока 12), а на третий вход блока Il подается сигнал U ,5 (выход блока 13), В блоке II осуществляется переход к вращающейся системе координат согласно преобразованиям Парка

U = — 11 sin 2ii ft + U cos 2iift, д

= U cos 2i ft + U sin 27ft. (2) !о

На первом выходе блока 11 преобразЖания координат появляется сигнал а на втором выходе — сигнал

11а

Сигналы с выхода детектора 6 подаются на масштабные блоки 7-9. В первом масштабном блоке 7 модуль тока (выходной сигнал детектора 6) умножается на переходное индуктивное

i сопротивление статора Х,, во втором масштабном блоке 8 модуль тока умно- . жается на индуктивное сопротивление рассеяния х,, а в третьем масштабном блоке 9 модуль тока умножается на активное сопротивление статора R.

Первый масштабный блок 7 подает сигнал, пропорциональный величине

IX, на второй вход вычитателя 14, l на первый вход которого подается сигнал 11, и на выходе первого вычи- . тателя 14 появляется сигнал U о

IX . Второй масштабный блок 8 подает сигнал, пропорциональный величине

Тх,, на второй вход вычитателя )5, на первый вход которого подается сигнал 11,1о, и на, выходе второго вычитателя 15 появится сигнал 11 1„,. — Ex, Сигнал с первого вычитателя 14 подается на первый вход второго делителя 20, а сигнал с второго вычитателя

15 подается на первый вход первого

45 делите. я 4. Третий масштабный блок 9 подает сигнал, пропорциональный величине IR на второй вход. третьего вычитателя 16, на первый вход которого подается сигнал U, а на выходе о

5р третьего вычитателя 6 появится сигнал U -IR который подается на о вторые входы первого делителя 4 и второго делителя 20. Таким образом, в первом блоке 4 деления осуществля55 ется деление согласно первому члену выражения ()), а во втором блоке 20 деления осуществляется деление сог ласно второму члену выражения (1) ° . В блоках 18 и 19 осуществляется

5 1429037 функциональное преобразование функ- действительной т ьной составляющей напряжения статора, блок выделения мнимой ции арктангенса.

Блок 18 позволяет определить фа- составляющей напряжения статора, перзовый сдвиг вектора я11, а л д ора я11 а блок вый - четвертый вычитатели, первый .19 — фазовый сдвиг вектора )coLp от- и второй функци н и нк оналъные преобраэова;носительно вектора тока, Выходнйе тели функции РОМ к ии а фтангенса и второй .сигналы функциональных преобразова- блок деле и, р еления при этом выходы датчителей 18 и 19 подаются на входц чет- ка фазных ток токов статора подключены о ам н ль-органа и детектора совертого вычитателя 17, который позво- 10-к входам у тветственно выход которого подклюляет Определить фазовый сдвиг векто- ответс а 5 Ар относительно вектора )(3, чен к входа у хо ам казанных масштабных

Ра блоков выход нуль-органа подключен

На выходе четвертого вычитателя 17 блоков д ну к п авляющему входу управляемого появится сигнал, пропорциональный к упр ключа соединенного входом с выходом скольжению. 15 генератора импульсов, а выходом .—

Таким образом, введение в устрой- с первым управляющим входом блока ство для определения скольжения преобразования координат, второй и и вхо которого со асинхронного двигателя нуль-органа, . третий управляющи вх дь

Г тора дополнительных масштаб- 20 ответственно через лок выделения и нan яже-., ных блоков, генератора импуль- ° действительной составляющей н р б ок вь еления мнимой сов, блока преобразования координат, ния статора и л д блоков выделения составляющих напря- составляюще" р и нап яжения статора под-. татора ПреобРаэователей фУнк- . ключены к соответствующим выходам ций арктангеиса и дополнительного 26 датчика фазных .напряжени, и р и второй выходы блока преобразоваскольжение на основе анализа элект- ния координат д по ключены .к первым

1 ромагнитных процессов в двигателе входам и р е вого и второго вычитателя беэ применения токодатчика, что упро соответстве, p нно вто ые входы которых щает конструкцию, ув 30 соединены соответственно с выходами ность и быстродействие устройства по первого и второго масшта ных л сравнению с известным решением, второй вь д псо блока преобразования координат и выход третьего масштабФормула и э о р б е т е н и я ного блока подключены к входам третье35 ro BbplHTaTenH выходы nepBoro и втоУстройство для определения сколь" рого вычитателей подключены к входам ния асинхронного двигателя, содер- первого ! же д блока еления, а выходы перзных т ей по ключежащее датчики фазных т ф зных токов и напря- вого и третьего вычитател д жени статора, у и правляемый ключ и ны к входам второго блока деления, ч а ю — выходы первого и второго блоков дел— ч аю- епервый блок деления, о т л и ч а ю— ез пе вый и щ е е с я тем, что, с целью п елью повы- ния соответственно через первь и б — второй функциональные преобраэоват— ешения точности и увеличения ыстроли ф нкций арктангенса подключены к ействия,- введены нуль-орган, детек- ли фу ци" де б- входам четвертого вычитателя, выход то пе вый, второй и третий масшта — в .тр, р льсов блок которого образует выход устроиства

HblB блОки у генератОР импульсОв лОк 4> я определения скольжен ження асинхронпреобразования координат с тремя уп- дл равляющими входами, блок выделения ного двигателя.

1429О37

Составитель А.Жилин

Техред Л. Олийнык

Корректор Л.Патай

Редактор С.Пекарь

Закаэ 5119/42

Тираж 847

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэдбретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя Устройство для определения скольжения асинхронного двигателя 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромышлен него назначения

Изобретение относится к электротехнике , в частности к устройствам защиты от токов короткого замыкания

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для регулирования скорости вращения тяговых электродвигателей переменного тока, применяемых на электрическом подвижном составе

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления сменного ротора центрифуги

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромьшшэнного назначения

Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для использования при стендовых испытаниях электропоездов железнодорожного транспорта о Цель изобретения - повышение точности измереНИИо Излучение источника высокочастотных колебаний 1, закрепленного на движущемся транспортном средстве, направляют на опорную поверхность колеса 2

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах и механизмах общепромьшшэнного назначения

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к тахометрическим преобразователям и может быть использовано для измерения частоты вращения валов двигателей

Изобретение относится к измерительной технике и позволяет уменьшить погрешности измерений действительной скорости движения

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения скольжения электрических машин

Изобретение относится к измерительной технике
Наверх