Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет повысить надежность путем уменьшения теплонапряженности во фланце втулки. В верхней части фланца выполнена кольцевая проточка и охлаждающие каналы 4, сообщающиеся с системой подвода охлаждающей среды и с проточкой. В каналах установлены трубчатые вставки , вьтолненные из материала с эффектом памяти формы с возможностью увеличения площади охлаждаемой поверхности при их нагреве, например из сплава на основе меди и алюминия. При прогреве втулки в материале трубки 5 происходит мартенситное превращение ,в результате которого на внутренней поверхности трубки появляются продольные канавки, что увеличивает поверхность охлаждения. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН.цц 4 Р 02 F 1/14

°

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ь м Ц (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4195292/25-06 (22) 17.02.87 (46) 15. 11.88. Бюл. Ф 42 (71) Брянский институт транспортного машиностроения (72) Ю.И.Фокин, В.Г.Новиков и И.В.Шубин (53) 621.43-242.3 (088.8) (54) ВТУЛКА ЦИЛИНДРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить надежность путем уменьшения теплонапряженности во фланце втулки. В верхней части фланца выполнена коль„„SU„„1437541 А1 цевая проточка и охлаждающие каналы

4, сообщающиеся с системой подвода охлаждающей среды и с проточкой. В каналах установлены трубчатые вставки, выполненные из материала с зффек. том памяти формы с возможностью увеличения площади охлаждаемой поверхности при их нагреве, например из сплава на основе меди и алюминия.

При прогреве втулки в материале труб" ки 5 происходит мартенситное превращение,в результате которого на внутренней поверхности трубки появляются продольные канавки, что увеличивает поверхность охлаждения. s.ï. ф-лы, 3 ил.

1437541

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, и может быть использовано при изготовлении втулок цилиндра для двигателя внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности втулки цилиндра для двигателя внутреннего сгорания путем уменьшения теплонапряженности но фланце втулки цилиндра.

На фиг.1 изображена втулка цилиндра .для двигателя внутреннего сгорания (ДВС), продольное сечение, на фиг.2 — фланец втулки цилиндра при, непрогретом ДВС (сечение А-А на

; фиг.1); на фиг.3 - фланец втулки. ци-! линдра при прогретом ДВС (сечение А-А . на фиг.1) .

Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) содержит зеркало 1, фланец 2 с кольценой проточкой 3 в верхней части и охлаждающими каналами 4, соединяющими кольцевую проточку 3 с зарубашечным пространством (не показано). В каналах 4 установлены трубки 5, выполйенные из материала, обладающего эффектом памяти формы (например, из сплава на основе меди и алюминия).

Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) работает

Ф следующим образом.

Охлаждающая жидкость из системы охлаждения ДВС поступает в зарубашечное пространство и далее через охлаждающие каналы 4 с трубками 5 перетекает в кольцевую проточку 3.

На непрогретом ДВС внутренняя поверхность трубки 5 гладкая и имеет ограниченную поверхность охлаждения (фиг.2). Охлаждающая жидкость обеспечивает низкий теплоотвод от флан, ца 2 втулки цилиндра.

При прогрене втулки цилиндра в материале трубки 5 происходит мартенситное превращение. При этом на внутренней поверхности трубки 5 появляются продольные канавки, что уве" личинает поверхность охлаждения. Охлаждающая жщ кость обеспечивает значительный теплоотвод от фланца 2 втулки цилиндра,(фиг.3).

При охлаждении ДВС снижается температура фланца 2 втулки цилиндра, а следовательно, и температура трубки 5.

В материале трубки 5 происходит обратное мартенситное превращение. Продольные канавки в трубке 5 исчезают, а ее внутренняя поверхность принимает первоначальную форму и становится гладкой (фиг.2). Охлаждающая жидкость снижает интенсивность охлаждения фланца 2 .втулки цилиндра.

При прогреве ДВС цикл повторяется °

20

1. Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания, содержащая фланец с кольцевой проточкой в верхней части и охлаждающими каналами, сообщающимися с системой подвода охлаждающей среды и с кольцевой проточкой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения теплонапряженнасти во фланце, втулка снабжена трубчатыми вставками, установленными в охлаждающих каналах и выполненными из материала с эффектом памяти формы с возможностцо увеличения. площади охлаждаемой поверхности при их нагреве.

2. Втулка по п,1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что трубчатые вставки выполнены из сплава на основе ме ди и алюминия.

35

Формула изобретения

1437541 фий2

Составитель А.Гладких

Техрер А.Кравчук

Редактор А.Ревин

КорректоР 0 Кравцова

Заказ 5870/33 Тираж 505 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания Втулка цилиндра для двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в ДВС с жидкостным охлаждением

Изобретение относится к двигателестроению, преимущественно к двухтактным дизельным двигателям с водяным охлаждением

Изобретение относится к машиностроению и позволяет повысить надежность гильзы цилиндра путем повышения эффективности охлаждения в зоне перемычек между продувочными окнами

Изобретение относится к двигателям внутреннего сгорания с масляным охлаждением
Наверх