Синхронизатор

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к-синхронизирующим переключающим устройствам , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения синхронизатора и повышение его долговечности за счет уменьшения удельных нагрузок в контакте синхронизиру (Л оо 4 41 СО 00 ю X 12 «ье/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК бд 4 F 16 D 23/О?

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ.13 ри qò (54) СИНХРОНИЗАТОР.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4038568/25-27 (22) 18.03.86 (46) 15. 10.87. Бюл. N - 38 (71) Московский автозавод им. И.А.Лихачева (72) Ф.Н.Бородин (53) 621-825.5(088.8) (56) Патент США.У 2957564, кл. 192-53, 1960.

Авторское свидетельство СССР

У 608487) кл. F 16 D 23/02, 1969.

Патент США У 2932373, кл. 192-53, 1960.

„„SU„„1 44982 А1 (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств. Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения синхронизатора и повышение его долговечности за счет уменьшения уцельных нагрузок в контакте синхронизиру1344982 ющих поверхностей. Цель достигается тем,что на упругом разрезном кольце (УРК) 11 синхронизирующая поверхность (СП) 13 выполнена на внутреннем диаметре. Сопряженная с ней СП

31 выполнена внешней на передаточном элементе 27. Конические нажимные поверхности 8 и 15 выполнены соответственно на зубчатой муфте 7 и реборде 17. УРК 11 выполнено с выступами.

В ступице 1 неподвижно установлены сухари 35 и 36 с выступами между ними. Для фиксации муфты 7 во включенИзобретение относится к машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств.

Целью изобретения является улучшение эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения син хпонизатора и повышение его долговечности путем уменьшения удельных .нагрузок в контакте синхронизирующих поверхностей.

На фиг. 1 изображен синхронизатор в нейтральном положении; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — взаимное расположение элементов синхронизатора в момент синхронизации; на фиг. 4 — разрез В-В на фиг. 3; на фиг. 5 — взаимное расположение элементов синхронизатора при включении, передачи.

Синхронизатор содержит ступицу 1, выполненную с наружным зубчатым венцом 2 и осевыми пазами 3 и 4.Ступица 1 установлена на шлицах вала

5 и зафиксирована в осевом направлении стопорным кольцом 6. На ступице 1 установлена с возможностью осевого перемещения зубчатая муфта

7 с конусными нажимными поверхностями 8 и 9 и кольцевой фиксирующей канавкой 10 в средней ее части.Разрезные упругие кольца 11 и 12 выполнены с внутренними синхронизирующими поверхностями 13 и 14, наружными конусными нажимными поверхностями

15 и 16, ребордами 17 и 18,выступами 19, 20 и 21, 22, вырезами 23, 24 ь

18

28

35 ном положении в ней выполнена кольцевая канавка 10. При осевом перемещении муфты 7 она охватывает УРК 11.

В результате взаимодействия сопряженных СП 13 и 31 соответственно

УРК 11 и передаточного элемента 27

УРК 11 затягивается. После окончания синхронизации угловых скоростей вала 5 и включаемой шестерни 29 муфта 7 входит в зацепление с последней.

Разделение нажимных и синхронизирующих поверхностей позволяет уменьшить удельные нагрузки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

2 и 25,26 соответственно и установлены между ступицей 1 и передаточными элементами 27 и 28 шестерен 29 и 30 соответственно. Передаточные элементы 27 и 28 имеют наружные синхронизирующие поверхности 31 и 32 и зубья 33 и 34. Передаточный элемент 27 жестко соединен с шестерней

29, а передаточный элемент 28 выполнен заодно с шестерней 30. Сухари

35 и 36 образуют упоры для выступов 19, 20 и 21,22 разрезных упругих колец 11 и 12 соответственно и установлены в осевых пазах 4 и 5 ступицы 1.

На конусные нажимные поверхности

8 и 9 зубчатой муфты 7 нанесено антифрикционное покрытие,а на наружные синхронизирующие поверхности 31 и

32 передаточных элементов 27 и 28 фрикционное износостойкое покрытие.

Синхронизатор работает следующим образом.

При осевом перемещении зубчатой муфты 7 из нейтрального положения (фиг. 1) в положение включения передачи (фиг. 5) ее конусная нажимная поверхность 8 входит во взаимодействие с конусной нажимной поверхностью

15 реборды 17 разрезного упругого кольца 11.После того как зубчатая муфта 7 охватит наружную поверхность реборды 17, разрезное упругое кольцо 11 (фиг. 3) в свою очередь,син-. хронизирующей поверхностью 13 охватывает синхронизирующую поверхность

31 передаточного элемента 27. Начинается процесс синхронизации (фиг. 3

134498; и 4) ° Разрезное упругое кольцо 11, увлекаемое вращающейся относительно вала 5 синхронизирующей поверхностью 31 передаточного элемента 27, поворачивается относительно ступицы

1 до упора боковой поверхностью выступа 19 в сухарь 35 и затягивается вокруг синхронизирующей поверхности

31 передаточного элемента 27 до окон- 10 чания синхронизации угловых скоростей вала 5 и включаемой шестерни 29.

При этом идет осевое перемещение зубчатой муфты 7 в сторону шестерни

29 до ацепления ее зубьев с соеди- 15 нительными зубьями 33 передаточного элемента 27. После перехода зубчатой муфты 7 в крайнее левое положение при включении передачи (фиг. 5) разрезное упругое кольцо 11 разжима- 20 ется,его реборда 17 входит в кольцевую фиксирующую канавку 10 зубчатой муфты 7 и препятствует самопроизвольному выключению передачи.

Формула изобретения

1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу, закрепленную на валу, по меньшей мере один передаточный элемент с синхронизирующей поверхностью,расположенный концентрично валу, зубчатую муфту, выполненную с фиксирующей канавкой в средней части и по меньшей мере с одной внутренней конической нажимной поверхностью и установленную на ступице. с воэможностью осевого перемещения, по меньшей мере одно разрезное упругое кольцо с синхрониэирующей поверхностью, сопрягающейся с синхронизиру40 ющей поверхностью передаточного элемента, и с наружной конической нажимной поверхностью, расположенной с возможностью взаимодействия с внутренней конической поверхностью зубчатой муфты и размещения нажимной поверхности в фиксирующей канавке, по меньшей мере один упор, установленный с возможностью взаимодействия с упругим кольцом, о т л и ч а ю щ и йс я тем,что, с целью улучшения эксплуатационных качеств путем снижения усилия переключения синхронизатора и повышения его долговечности за счет уменьшения удельных нагрузок в контакте синхронизирующих понерхностей,синхронизирующая поверхность разрезного упругого кольца выполнена по внутреннему его диаметру,а передаточный элемент выполнен с наружной синхронизирующей поверхностью, упоры попарно закреплены в ступице на расстоянии один от другого в окружном направлении,на концах упругого разрезного кольца выполнены выступы, размещенные между упорами с возможностью взаимодействия с ними.

2. Синхронизатор по п. 1, о тл и ч а ю шийся тем,что по меньшей мере на одной из сопряженных нажимных поверхностей выполнено антифрикционное покрытие.

3. Синхронизатор по п. 1, о тл и ч а ю шийся тем,что по меньшей мере на одной из сопряженных синхронизирующих поверхностей выполнено фрикционное износостойкое покрытие.

4. Синхронизатор по п. 1, о тл и ч а ю шийся тем,что разрезное упругое кольцо выполнено с наружной ребордой, на которой расположена коническая нажимная поверхность, 1 344982

1344982

Составитель И.Лукина

Редактор А.Маковская Техред M./Hybrid Корректор И.Муска

Заказ 4904/37 Тираж 804 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор Синхронизатор 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к коробкам передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к синхронизирующим переключающим устройствам (синхронизаторам) ступенчатых и диапазонно-бесступенчатых коробок передач колесных и гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в любой области техники

Изобретение относится к области металлургии и машиностроения, в частности к медно-цинковым сплавам и изготовленным из них блокирующим кольцам синхронизатора

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к пакету колец синхронизатора для коробки переключения передач

Изобретение относится к коробке передач для автомобиля, в частности к автомобильному синхронизатору штифтового типа

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в коробках передач транспортных машин для соединения зубчатого колеса с валом, что необходимо для включения передачи

Изобретение относится к машиностроению , в частности к транспортному машиностроению , и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, может быть использовано в коробках передач транспортных машино Цель - повышение срока службы синхронизатора за счет уменьшения перекосов и удельных давлений, возникающих при взаимодействии зубчатой муфты и упругого разрезного толкателя
Наверх