Центрирующий штифт

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано ДЛЯ центрирования деталей из материалов с различными коэсЬфигщентами температурного расширения, претерпеваюгцих осевые и радиальные деформа1:;ии относительно друг друга. Целью изрбретения является повышение эффективности температуронезависимого центрирования . Для этого центрирующие штифты 3 устанавливаются равномерно по окружности и параллельно общей оси деталей 1 и 2, коаксиально установленных и сопряженных по цилиндрической поверхности. При этом одни концы 4 штифтов 3 выполнены цилиндрическими и жестко установлены в охватываемой детали 1, а сечение вторых концов 5 штифтов 3 выполнено в виде ромба , вершины которого, прилегающее к большей диагонали, скруглены,расстояние между скруглениями больше, чем малая диагональ ромба, и меньше, чем диаметр цилиндрического конца 4 штифта 3. Ромбические концы 5 игтифтов 3 размещены в отверстиях охватывающей детали 2, так, что малая диагональ расположена радиально относительно общей оси детали. 1 и 2. 3 ил. с (Л

Взамен ранее изданного

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

1 1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4197280/28 (22) 17.02.87 (46) 07.06.91. Бюп. Р 21 (72) П.Б.Бакаушин и А.И.Дмитренко (53) 531.717 (088.8) .(56) Ю.М.Никитин. Конструирование элементов деталей и узлов авиадвигателей. Г1,, "Машиностроение", 1968, стр.72, рис. 2.45.

П.И.Орлов. Основы конструирования, Т. Х, М., "Машиностроение", 1977, стр.386, рис. 262.6. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТЕГ1ПЕРАТУРОНЕЗАВИСИМОГО ЦЕНТРИРОВАНИЯ ДВУХ КОАКСНАЛЬНО УСТАНОВЛЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования деталей из материалов с различными коэффициентами тем пературного расширения, претерпевающих осевые и радиальные деформации относительно друг друга. IIåëüþ изобИзобретение относится к машиностроению и может быть использовано для центрирования деталей из материалов с различными коэффициентами температурного расширения, претерпевающих осевые и радиальные деформации относительно друг друга.

Известно устройство для температуронезависимого центрирования сопрягаемых деталей, содержащее не менее трех радиально направленных цилиндрических штифтов, установленных по прессовой посадке в обе детали 1 . (gg) g С 01 В 5/25, Г 16 В 19/02

2 ретения является повышение эффективности температуронезависимого центрирования. Для этого центрирующие штифты 3 устанавливаются равномерно по окружности и параллельно общей оси деталей 1 и 2, коаксиально установленных и сопряженных по цилиндрической поверхности. При этом одни концы

4 штифтов 3 выполнены цилиндрическими и жестко установлены в охватываемой детали 1, а сечение вторых концов 5 штифтов 3 выполнено в виде ромба, вершины которого, прилегающие к большей диагонали, скруглены расстояние между скруглениями больше, чем малая диагональ ромба, и меньше, чем диаметр цилиндрического конца 4 штифта 3. Ромбические концы 5 штифтов 3 размещены в отверстиях охватывающей детали 2, так, что малая диагональ расположена радиально относительно общей оси детали. 1 и 2. 3 ил .

Недостатками данного устройства являются невозможность относительного осевого смещения сопрягаемых деталей, трудоемкость сборки и разборки, возможность утечки рабочего компонента через сквозные отверстия под штифты и выпадения самих штифтов.

Наиболее близким к предложенному устройству является устройство для температуронезависимого центрирования двух коаксиально установленных деталей, сопряженных по цилиндрической поверхности. содержащее три, ус1456759 тановленных параллельно и равномерно по окружности вокруг общей оси деталей, цилиндрических штифта, выбранное в качестве прототипа $2).

Недостатком данного устройства является низкая эффективность центрирования, связанная с невозможностью относительного смещения деталей как в радиальном, так и в осевом направлении и приводящая к тому, что.радиальные, силовые н термические деформации сопрягаемых детъией вызывают деформации самих штифтов и ухудшение центрирования. f5

Целью изобретения является повышение эффективности температуронезависимого центрирования при радиальной и осевой деформациях, деталей за счет обеспечения возможности относительного смещения деталей как в радиальном, так и в осевом направлении.

На фиг. 1 представлен общий вид устройства; на фиг. 2 — сечение А-A на фиг. 1; на фиг. 3 — положение ром- 25 бического конца штифта в отверстии охватывающей детали.

Устройство для температуронезависимого центрирования двух коаксиально установленных .деталей 1 и 2, сопряженных по цилиндрической поверхности диаметром р содержит три, установленных параллельно и равномерно по окружности диаметром Dz вокруг общей оси деталей 1 и 2, штифта 3. Одни концы 4 штифтов 3 выполнены цилиндри- 3

35 ческими и жестко установлены в идентичных цилиндрических отверстиях охватываемой детали 1. Вторые концы 5 штифтов 3 установлены в отверстиях.

40 охватывающей детали 2 и выполнены с сечением в виде ромба, вершины которого, находящиеся на большой диагонали скруглены, а расстояние между

45 гональ ромба, меньше чем диаметр цилиндрического конца 4 шгифта 3 и выбрано из соотношения: р — (g+ S)2 . Ь (D — 8

3 50

1 где D — диаметр отверстия для установки ромбических концов 5 штифтов 3 в охватывающей детали 2;

L р — расстояние между скруглениями ромбического сечения конца 5 штифта 3;

S — допустимая величина биения сопрягаемых деталей 1 и 2, 8величина относительного радиального смещения деталей

1и 2.

При центрировании штифты 3 установлены так, что их вторые ромбические концы 5 ориентированы малой диагональю ромба радиально общей оси деталей 1 и 2.

Устройство работает следующим образом.

В рабочих условиях за счет силовых или температурных деформаций происходит увеличение размеров охватывающей детали 2, что приводит к расцентровке деталей 1 и 2 по диаметру D„°

При радиальном смещении одной из деталей 1 и 2, ромбический конец 5 по крайней мере одного штифта 3 войдет в соприкосновение с отверстием, в котором он расположен в охватывающей детали 2 и предотвратит дальнейшее расцентрирование деталей 1 и 2 °

При этом конструкция позволяет относительное смещение деталей 1 и 2 в осевом направлении как от силовых, так и от температурных нагрузок без нарушения центрирования.

Применение устройства позволяет повысить эффективность температуронезависимого центрирования в радиальном направлении при осевых смещениях деталей относительно друг друга, облегчить сборку и разборку конструкции.

Формула из обр етения

Устройство для температуронезависимого центрирования двух коаксиально установленных деталей, сопряженных по цилиндрической поверхности, содержащее три установленных параллельно и равномерно по окружности вокруг общей оси деталей штифта, одни концы которых выполнены цилиндрическими и предназначены для жесткой установки в идентичных цилиндрических отверстиях охватываемой детали, а вторые концы предназначены для размещения в аналогичных отверстиях охватывающей детали, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности температуронезависимого центрирования при радиальной и осевой де° формации деталей, сечение вторых концов штифтов выполнено в виде ромба, вершины которого, находящиеся на большой диагонали, скруглены, расстояние между скруглениями больше, чем малая диагональ ромба, и меньше, чем диаметр цилиндрического конца штифта, 1456759 6 а вторые кс нцы штифтов установлены при центрировании так, что малая диагональ ромба расположена радиально относительно общей оси деталей.

1456759

Составитель Д.Шатилов

Редактор Е.Гиринская Техред Д.Олийнык Корректор А.Обручар

Заказ 2557 Тираж 392 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г ° Ужгород, ул. Гагарина, 101

Центрирующий штифт Центрирующий штифт Центрирующий штифт Центрирующий штифт 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в сборочных машинах и сборочных роботехнйческих комплексах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности изделий при строительстве и монтажных работах

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано в машиностроении для определения центров отверстий в корпусных деталях

Изобретение относится к машиностроению , а именно к средствам контроля резьб

Изобретение относится к измерительной технике в машиностроении

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к устройствам для определения зазора в шарнирных соединениях и для измерения углов поворота самоходных транспортных средств

Изобретение относится к измерительной технике, в частности к способам для измерения ширины и отклонения расположения шпоночного паза относительно оси отверстия

Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, в частности к приспособлениям для контроля положения ходовых колес подъемно-транспортного средства

Изобретение относится к средствам измерения и может быть использовано для определения и сравнения размеров между предподступичными частями осей тележек вагона с левой и правой сторон

Изобретение относится к машиностроению, в частности к турбостроению, и может быть использовано при взаимной выверке соосности агрегатов

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля соосности при монтаже и центровке механизмов, например дизеля с генератором, электродвигателя с насосом и т.д

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к устройствам для контроля несоосности, и может быть использовано в машиностроительном и ремонтном производстве, в частности при осмотре и ремонте подвижного состава метрополитена, где необходимо измерять и регулировать несоосность валов силового тягового электродвигателя и выходного вала редуктора колесных пар

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении

Изобретение относится к области технических измерений в машиностроении, в частности к способам контроля отклонения направления шлицев на зубчатых колесах и шлицевых валах, и может быть использовано при изготовлении коробок приводов и агрегатов авиационных газотурбинных двигателей, повышении точности и скорости контроля за счет осуществления замера отклонений общей для всех профилей шлицев детали оси одновременно
Наверх