Беззазорная зубчатая передача

 

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам с регулируемым натягом. Цель - повышение надежности. Это достигается за упрощения регулирования и контроля натяга в безлюфто

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН (50 4 Р 16 Н 55/18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) БЕЗЗАЗОРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА (57) Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатьм передачам с регулируемым натягом.

Цель — повышение надежности. Это достигается за счет упрощения регулирования и контроля натяга в безлюфтоЮО 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ fKHT СССР (21) 4107328/25-28 (22) 20.05.86 (46) 28.02.89. Бюл. и 8 (72) А.В.Игнатьев, А.В.Яковлев и Ю.А.Семенов (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Ф 1307139, кл. F 16 H 55/18, 1985.

КЕОВЗИ;.

ПНГЛ

Б,.;Ь.:; Я:

1462058

soA кинематической цепи передачи.

Замкнутая кинематическая цепь из зубчатых колес образована ветвями, составленными из колес 10-14 и колес

15-19. Упругий элемент 20 на выходном валу может состоять из двух коаксиальных частей 7, 8. Колесо 17 одной из ветвей соединяется с валом 6 сцепной муфтой, состоящей из полумуфт

21 и 22. Для управления муфтой служит рычаг 24 и осеподвижный вал 28, на котором закреплено дополнительное колесо 29. Вне корпуса 1 на концах частей 7 8 выходного вала может быть установлено ведомое колесо из двух дисков 34 и 35, относительное окружное смещение которых ограничено

Изобретение относится к машино строению и может, быть использовано в беззазорных зубчатых передачах с регулируемым натягом. 5

Цель изобретения — повышение надеж-. ности передачи путем упрощения регулирования и контроля. натяга в безлюфтовой кинематической цепи.

На чертеже схематически изображена 10 предлагаемая беззазорная зубчатая

:передача.

Беззазорная зубчатая передача содержит корпус 1, размещенные в нем входной вап 2, промежуточные валы 15

3-6 и выходной вал. Последний может быть выполнен в виде двух коаксиально установленных с возможностью ограниченного относительного окружного смещения внутренней и.наружной час- 20 тей 7 и 8. На валах 2-6 и части 8 установлены зацепляющиеся и образующие замкнутую кинематическую цепь иэ двух ветвей зубчатые колеса 9-18.

Колесо 9 установлено на ведущем ва- лу 2. Одна из ветвей кинематической цепи образована колесами 10-14, а другая — колесами 15-19. Передача содержит также устройство для выборки люфта с регулированием натяга в 30 ветвях цепи, выполненное в виде замыкающего ветви из колес 10-14 и колес

15-19 упругого элемента 20 и установленной в ветви из колес 15-t9 сцепной зубчатой муфты для размыкания цепи. Упругий элемент 20 выполнен в виде пружины кручения, закрепленной ограничителем 36. Для регулировки натяга осевым перемещением вала 28 воздействуют на рычаг 24, выключая сцепную муфту и разъединяя колесо

17 с валом 6. Одновременно вводится в зацепление с колесом 15 колесо 29 вала 28. Вращением вала 28 нагружают упругий элемент 20, устанавливая необходимый натяг в цепи. Регулировка натяга заканчивается возвращением вала 28 в исходное положение. Выполнение ведомого колеса из двух дисков 34, 35 с ограничителем 36 позволяет выводить это колесо из зацепления с колесом 37 исполнительного оррана без исчезновения натяга в цепи.

1 з.п. ф-лы, 1 ил. одним концом на выходном валу, а другим — на зубчатои колесе 14, установленном на выходном валу с возможностью окружного смещения. Сцепная зубчатая муфта состоит Из двух полумуфт. 21 и 22 с торцовыми зубьями,. первая из которых. жестко соединена с колесом 17, установленным на промежуточном валу б с возможностью окружного смещения, а вторая закрепле-. на на. валу 6 осеподвижно и подпружинена к первой пружиной 23. В корпусе

1 шарнирно установлен рычаг 24 для управления. включением сцепной муфты.

Для взаимодействия рычага 24 с муфтой на полумуфте 22 имеется упор 25, а на рычаге 24 — соответствующий упор 26. Рычаг 24 подпружинен относительно корпуса t в сторону размыкания упоров 25 и 26 пружиной 27. В корпусе .1 установлен также осеподвижный управляющий вал 28 с закрепленным на нем дополнительным зубчатым колесом. 29. На одном из концов вала

28 закреплен наконечник 30 для взаимодействия с. рычагом 24, а на другом — рукоятка 31 управления. Вал

28 подпружинен относительно корпуса

1 пружиной 32.

В варианте. выполнения выходного вала из двух коаксиальных частей 7 и 8,.на наружной части 8 выполнен окружной паз, а упругий элемент 20 крепится к.внутренней части 7 размещенным в пазу наружной части 8 поводком 33. Вне корпуса 1 на одном

2058.5

50

55 з 146 из одноименных концов частей выход- ного. вала установлено. ведомое зубчатое колесо из двух закрепленных соответственно иа упомянутых концах внутренней и наружной частей 7 и 8 вала дисков 34 и 35. На торце диска

34 выполнен окружной паэ, а на смежном торце диска 35 установлен разме-;, щенный в пазу диска 34 ограничитель

36 смещения частей 7 и 8. Ведомое зубчатое колесо взаимодействует с зубчатым колесом 37 исполнительного органа (не показан). Входной вал 2 приводится во вращение двигателем 38.

Передача работает следующим образом.

Вращающий момент от двигателя 38 через вал 2 и зубчатое колесо 9 пе.редается на выходной вал по двум ветням иэ колес 10-14 и 15-19 и далее на зубчатое колесо 37 исполнительного органа (не показан). Упругий элемент 20 обеспечивает относительный разворот частей 7 и 8, а также выборку люфтов с необходимым натягом в ветвях из колес 10-14 и

15-19. При этом имеет место двухпрофильное зацепление колес 10 и 15 с колесом 9 и дисков 34 и 35 с колесом 37. Сцепная муфта в рабочем положении включена, упоры,25 и 26 полумуфты 22 и рычага 24 разведены.

При необходимости регулировки или контроля натяга в ветвях цепи двигатель 38 выключают и перемещают управляющий вал 28 вдоль его оси (на чертеже в крайнее правое положение), сжимая пружину 32. Наконечник 30, упираясь в рычаг 24, поворачивает его на шарнире, сжимая одновременно пружину 27. Упор 26 рычага 24 взаимодействует с упором 25 полумуфты 22 и перемещает последнюю вправо вдоль вала 6,. выключая тем самым сцепную муфту. Колесо .17 оказывается незафиксированным в окружном направлении вала 6. Одновременно с перемещением вала 28 вправо закрепленное на нем колесо 29 вводится в зацепление с колесом 15 одной из ветвей. Вращением вала 28 в его крайнем правом положении с помощью рукоятки 31 устанавливают необходимую величину натяга в ветвях кинематической цепи и одновременно в зацеплении дисков 34 и 35 с колесом 37. Контролировать натяг можно динамометрическим ключом. После регулировки натяга снимают осевое усилие с вала 28, вследствие чего вал 28, рычаг 24 и полумуфта 22 возвращаются в исходное положение пружинами 32, 27 и 23 и передача готова к включению двигателя 38. Перемещением нала 28 в крайнее левое. (на чертеже) положение можно ввести колесо 29 в зацепление с колесом 10 и с помощью рукоятки 31 провернуть валы передачи вручную для контроля свободы вращения. Наличие ограничителя 36 обеспечивает вывод из зацепления дисков

34 и 35 с колесом 37 без исчезновения натяга в цепи, что необходимо, например, при замене исполнительного органа.

Формула изобретения

1. Безэазорная зубчатая передача, содержащая корпус, размещенные в нем входной., выходной- и промежуточные валы, установленные на валах и образующие замкнутую кинематическую цепь иэ двух ветвей зубчатые колеса и устройство для выборки люфта с регулированием натяга в ветвях цепи, выполненное в виде замыкающего ветви цепи упругого элемента и установленной в одной иэ ветвей сцепкой зубчатой муфты для размыкания цепи, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения надежности, упругий элемент закреплен на выходном валу, передача снабжена установленными в корпусе рычагом для управления включением сцепной муфты и осеподвижным управляющим валом с закрепленным на нем дополнительным зубчатым колесом для взаимодействия концом управляющего вала с рычагом и дополнительным колесом — с колесами ветвей цепи.

2. Передача rro и.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что выходной вал выполнен в виде двух коаксиально установленных с возможностью ограниченного относительно окружного смещения внутренней и наружной частей с одними из одноименных концов, выступающими из корпуса, упругий элемент эакреплен на внутренней части, передача снабжена ведомым зубчатым колесом из двух закрепленных соответственно на выступающих концах внутренней и наружной частей вала дисков, на торце одного из,последних выполнен окружной паэ, а на смежном торце другого установлен размещенный в окружном пазу ограничитель смещения частей.

Беззазорная зубчатая передача Беззазорная зубчатая передача Беззазорная зубчатая передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам с гарантированным натягом в зацеплении

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов точных следящих систем

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам с выборкой зазоров в зацеплении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых беззазорных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах
Наверх