Зубчатое колесо

 

Изобретение относится к машиностроению , к зубчатым передачам с выборкой зазоров в зацеплении. Цель - расширение кинематических возможностей зубчатого колеса и повышение его нагрузочной способлости - достигается за счет увеличения диапазона перемещений подвижных в радиальном направлении зубьев и обеспечения возможности установки их по сопрягаемому колесу. Съемные зубья 3 в виде радиальных пластин с симметричными трапецеидальными выемками 4 образуют зубчатый венец и установлены на ступице, состоящей КЗ двух соосных дисков 1 и 2. На дисках 1 и 2 установлены конические кольца 6, 7, осеподвижные и фиксил ч руемые гайками 10, 11. Диски 1, 2 также осеподвижны на валу 14, имеют внутренние конические поверхности 12 и стянуты винтами 13. На торцах колец 6, 7 могут быть выполнены радиальные пазы 15, а колесо может быть снабжено клиновидными в торцовом сечении колеса вкладыщами 16, размещенными между соседними зубьями 3 и в пазах 15 колец 6, 7. Вкладыши 16 на ближних к центру колеса участках имеют выступы в окружном направлении колеса для взаимодействия с внутренними цилиндрическими поверхностями 8 колец 6, 7. При выборке зазоров в зацеплении с сопрягаемым колесом ослабляют затяжку гаек 10, II и винтов 13. Взаимнь1м относительным перемещением колец 6, 7 и дисков I, 2 вдоль оси одновременно перемещают зубья 3. При этом конические поверхности колец 6, 7 и дисков 1, 2 взаимодействуют с соответствующими поверхностями выемок 4. При наличии вкладышей 16 при затяжке гаек 10, II и винтов 13 вкладыши 16 утапливаются к центру колеса, увеличивая жесткость крепления зубьев 3. Регулировкой положения колец б, 7 вдоль оси и за счет упругости перемычки мпейсду выемками 4 можно придавать зубьям 3 наклон в пределах угла р. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л 4 СО ;о

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (д) 4 F 16 Н 55/1.2, 55/18

OllHGAHHE ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4160769/25-28 (22) 12.12.86 (46) 07.08.88. Бюл. № 29 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро автоматизации тяжелого металлорежущего оборудования (72) В. М. Сергиенко (53) 621.833 (088.8) (56) Патент Германии № 62725, кл. 47 В 23,. 1982.

Авторское свидетельство СССР № 1357642, кл. F 16 Н 55/17, 1986. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с выборкой зазоров в зацеплении. Цель — расширение кинематических возможностей зубчатого колеса и повышение его нагрузочной способ.ности — достигается за счет увеличения диапазона перемещений подвижных в радиальном направлении зубьев и обеспечения возможности установки их по сопрягаемому колесу. Съемные зубья 3 в виде радиальных пластин с симметричными трапецеидальными выемками 4 образуют зубчатый венец и установлены на ступице, состоящей из двух соосных дисков 1 и 2.

На дисках 1 и 2 установлены конические кольца 6, 7, осеподвижные и фикси„.,Я0„„1414994 А 1 руемые гайками 10, 11. Диски 1, 2 также осеподвижны на валу 14, имеют внутренние конические поверхности 12 и стянуты винтами 13. На торцах колец 6, 7 могут быть выполнены радиальные пазы 15, а колесо может быть снабжено клиновидными в торцовом сечении колеса вкладышами 16, размещенными между соседними зубьями 3 и в пазах 15 колец 6, 7.

Вкладыши 16 на ближних к центру колеса участках имеют выступы в окружном направлении колеса для взаимодействия с внутренними цилиндрическими поверхностями 8 колец 6, 7. При выборке зазоров в зацеплении с сопрягаемым колесом ослабляют затяжку гаек IO, 11 и винтов 13.

Взаимным относительным перемещением ко- g лец 6, 7 и дисков 1, 2 вдоль оси одновременно перемещают зубья 3. При этом конические поверхности колец 6, 7 и дисков 1, 2 взаимодействуют с соответствующими поверхностями выемок 4. При наличии вкладышей 16 при затяжке гаек Я

10, 11 и винтов 13 вкладыши 16 утапливаются к центру колеса, увеличивая жест- " кость крепления зубьев 3. Регулировкой >ф положения колец 6, 7 вдоль оси и за счет упругости перемычки ме)кду выемками

4 можно придавать зубьям 3 наклон в пределах угла р. I з.п. ф-лы, 2 ил. CO

rE CO

1414994

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в безлюфтовых зубчатых передачах.

Цель изобретения -- расширение кинем атических воз мож ностей зубчатого колеса и повышение его нагрузочной способности.

Положительный эффект достигается за . счет увеличения диапазона переменчений подвижных в радиальном направлении зубьев, и возможности установки их по сопрягае: мому колесу.

На фиг. изображено зубчатое колесо; на фиг. 2 — разрез Л вЂ” А на фиг. l.

Зубчатое колесо содержит ступицу, выполненную из двух соосных дисков 1 и 2.

На ступице установлены образующие зубчатый венец подвижные в радиальном на, правлении зубья 3. Последние — с ьем ные в виде размещенных в осевых плос-! костях колеса радиальных пластин с сим метричными трапецеидальными выемками 4 на противоположных торцах. Зубья 3 контактируют между собой по плоскостям 5, также являющимся осевыми. Выемки 4 об, ращены . одна к другой малыми основа: ниями трапеций. Поверхности выемок 4 конические с образующими, являющимися сторонами трапеций, и осью, совпадающей с осью колеса. Колесо содержит также устройство для перемещения зубьев 3 в ра.диальном направлении. Устройство это выполнено в виде двух концентрично и осеподвижно установленных на соответствующих дисках и 2 ступицы между ней и венцом колец 6 и 7 с внутренними цилиндрическими поверхностями 8 и наружными рабочими коническими поверхностями 9. Конические поверхности 9 колец ,6 и 7 обращены очна к другой вершинами конусов. Кольца 6 и 7 подтягиваются одно к другому резьбовым соединением, выпоненпым в виде двух установленных на соответствующих дисках 1 и 2 со стороны наружных торцов колец

6 и 7 гаек 10 и 11. На дисках и 2 выполнены обращенные одна к другой внутренние рабочие конические поверхности 12. Вершины конусов поверхностей 12 дисков 1 и 2 противоположно направлены. Диски 1 и 2 стянуты резьбовым соединением, например винтами 13. Конические поверхности выемок 4 предназначены для взаимодействия с соответствующими рабочими коническими поверхностями 9 и 12 колец 6 и 7 дисков 1 и 2.

Колесо установлено на валу 14 передачи.

В зубчатом колесе на обращенных один к другому торцах колец 6 и 7 могут быть выполнены радиальные пазы 15, а колесо снабжено размещенными между зубьями 3 и в пазах 15 колец 6 и 7 клиновидными в торцовом сечении колеса вкладышами !6. Клин вкладышей 16 направлен к центру колеса, а на каждом из них

l0 l5

45 в перпендикулярном оси симметрии клина направлении выполнены выступы 17 для взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью 8 колец 6 и 7.

Зубчатое колесо работает следующим образом.

В исходном положении кольца 6 и 7 и диски 1 и 2 стянуты соответственно гайками 10 и 11 и винтами 13, что обеспечивает контакт зубьев 3 между собой по плоскостям 5 и жесткую их фиксацию за счет взаимодействия конических поверхностей 9 и 12 колец 6 и 7 и дисков 1 и 2 с коническими поверхностями выемок 4. Г1ри этом кольца 6 и 7 упруго деформируются в радиальном направлении.

При наличии вкладышей 16 они за счет взаимодействия своих выступов 17 с внутренней цилиндрической поверхностью 8 колец

6 и 7 радиально переме<цаются к центру колеса и зажимают поверхностями своего клина с углом при вер<йине а зубья 3, увеличивая тем са vlhDI жесткость конструкции.

При необходимости выбрать зазор в зацеплении с сопрягаемым колесом (не показано) ослабляют затяжку винтов 13 и гаек

10 и 11. Взаимным относительным перемещением колец 6 и 7 и дисков 1 и 2 вдоль оси колеса передвигают одновременно все зубья 3 в радиальном направлении до полной выборки люфта в зацеплении. Зубья 3 передвигаются за счет взаимодействия конических поверхностей 9 и 12 колец 6 и 7 и дисков 1 и 2 с кони чески м и поверхностями выемок 4.

После выборки зазоров в зацеплении зубья фиксируются указанным порядком (затяжкой резьбовых соединений). Конструкция позволяет выставить зубья 3 по сопрягаемому колесу (не показано) и при наI Hч ни непа раллел ьности осей. Для этого зубья 3 разворачивают на угол () (фиг. 1) при помощи перетяжки колец 6 и 7 гайками 10 и 11 в ту или другую сторону за счет податливости части пластин зубьев

3, расположнной между выемками 4. Это увеличивает пятно контакта, т. е. повышает нагрузочную способность колеса.

1. Зубчатое колесо, содержащее ступицу, установленный на ней венец с подвижными в радиальном направлении зубьями, и устройство для перемещения последних в виде Чвуx концентрично и осеподвижно установленных на ступице между ней и венцом колец с внутренними цилиндрическими и наружными рабочими коническими поверхностями, конические поверхности колец one:< <ены друг другу вершинами к<>, сов, а кольца стянуты резьбовывым соединением, orëè«à>o<öååñÿ те,;. т-ь

1414994

А-А

Составитель М.,1свинский

Редактор И. Горная Техред И. Верес Корректор А. Обруча р

Заказ 3858/34 Тираж 784 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по сдам изобретений н открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 с целью расширения кинематических возможностей за счет увеличения диапазона перемещений зубьев и повышения нагрузочной способности, ступица выполнена из двуi соосных и стянутых резьбовым соединением дисков с обращенными друг к другу внутренними рабочими коническими поверхностями, вершины конусов последних противоположно направлены, кольца установлены на соответствующих дисках, стягивающее кольца резьбовое соединение выполнено в виде двух установленных на соответствующих дисках со стороны наружных торцов колец гаек, зубья — съемные в виде размещенных в осевых плоскостях колеса радиальных пластин с симметричными трапецеидальными выемками на противоположных торцах, выемки обращены одна к другой малыми основаниями трапеций, поверхности выемок конические с образующими — сторонами трапеций и осью, совпадающей с осью колеса, предназначенные для взаимодействия с соответствуюшими рабочими коническими поверхностями дисков и колец.

2. Зубчатое колесо по и. I, olëè ia>ои4ееся тем, что на обращенных друг к другу торцах колец выполнены радиальные пазы, колесо снабжено размещенными между зубьями и в пазах колец клиновидными в торцовом сечении колеса вкладышами с направлением клина к центру колеса, а на каждом из вкладышей в перпендикулярном оси симметрии клина направлении выполнены выступы для взаимодействия с внутренней цилиндрической поверхностью колец.

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых беззазорных передачах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , в частности к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах с пониженным уровнем вибраций и шума

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беззазорных зубчатых передачах

Изобретение относится к области машиностроения , например к зубчатым передачам точных механизмов

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и обеспечивает снижение трудоемкости путе.м исключения регулировочных работ при повторной сборке

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в кинематических передачах с изменяемой геометрией элементов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах
Наверх