Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство

 

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности. Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство содержит энергетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей, на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах-зубчатая муфта 8 со своим механизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6,7. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (5l )4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ нас.иасап

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4174235/31-11 (22) 26.11.86 (46) 07.05,89, Бкп. 1"- 17 (71) Харьковский политехнический институт им. В.И.Ленина и Минусинская опытно-методическая геофизическая экспедиция Производственного геологического объединения "Енисейгеофизика" (72) Л.И.Нечуйвитер, М.Н. Коденко, А.Д. Галуцких, В. Г. Сибгатулин и В. В. Кузьменко (53) 629. 1 1 3 (088. 8) (56) Трактор Т-150 К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. — Харьков: Прапор, 1977, с. 6067. (54) СОЧЛЕНЕННОЕ ПОЛНОПРИВОДНОЕ КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (57) Изобретение относится к автомо- бильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами..

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.

Сочлененное полноприводное колесное транспортное .средство содержит энер1477574

40 гетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах — зубчатая муфта 8 со своим

Изобретение относится к области автомобильного и тракторного машиностроения, а также Может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрега- 5 т ами.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.

На фиг.1 приведена кинематическая схема коробки передач и раздаточной15 коробки с приводом вала отбора мощности (BOMa); на фиг.2 — схема взаимного переключения BONA синхронного и независимого режимов на фиг.3 - сочлененное колесное транспортное сред-20 ство, общий вид; на фиг ° 4 — кинематическая схема трансмиссии сочлененного колесного транспортного средства.

Транспортное средство состоит из привода ВОМа, имеющего ведущую часть независимого привода, ведущую часть синхронного привода и ведомую часть привода.

Ведущая часть независимого привода состоит из вала 1 привода, промежу- 30 точного вала 2, зубчатой муфты 3.

Ведущая часть синхронного привода состоит из первичного вала 4 раздаточной коробки, зубчатой муфты 5,. ведущей шестерни 6 транспортного ряда и ведомой шестерни 7.

Ведомая часть содержит зубчатую муфту 8 и хвостовик 9 BOYia.

Вал 1 привода соединен шпицами с промежуточным валом 2. Зубчатая муфта 3 может входить в зацепление с промежуточным валом 2, муфтой 8 и пемеханизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6, 7. 4 ил. редавать вращение на шестерни IO масляных насосов. Зубчатая муфта 5 соединена шлицами с первичным валом 4 и может входить в зацепление с шестерней 6, 111естерня 6 транспортного ряда входит в зацепление с шестерней 7.

Зубчатая муфта 8 соединена шлицами с хвостовиком 9 и входит в зацепление с шестерней 7, Особенность данной конструкции в том, что передаточное число между шестернями 6 и 7 обратно пропорционально имеющемуся передаточному числу шестерен 11 и 12 коробки передач, т.е. число зубьев шестерни 11 равно числу зубьев шестерни 7, а число зубьев шестерни 12 — шестерни 6. При этом общее передаточное число с использованием только этих шестерен равно единице, а направления вращения шестерен 11 и 7 совпадают. . Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство также сос— тоит из энергетического модуля 13 и активного транспортного модуля 14, соединенных межмодульным шарниром 15 с приводом активного транспортного модуля. Трансмиссия сочлененного полноприводного. колесного транспортного средства включает размещенные на энергомодуле сцепление 16, коробку 17 передач, раздаточную коробку .9 с хвостовиком вала отбора мощности.

Хвостовик 9 через карданную передачу

1 8, вал 19 межмодульного шарнира 15 . и карданную передачу 20 соединен с первичным валом 21 раздаточной коробки 22 транспортного модуля 14. Шестерня 23 этого вала 21 соединена с шестерней 24 вала привода заднего моста транспортного модуля 14. Нестерня 25 вала привода переднего мос! 477574 та транспортного модуля 14 имеет два положения: при контактировании с шестерней 24 — "Включено" и при отсутст— в ни к онт а кт а — Вь1ключ е н о" .

Режим независимого привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую 1и передачу. При этом крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал

2, муфту 3. Такой же равный ему крутящий момент передается через муфту 15 сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Затем муфту 8 вводим в зацепление с муфтой 3, одно- 211 временно разрывая ее взаимосвязь с шестерней 7. При уравновешенных угло. вых скоростях переключение происходит плавно без рывков. При несовпадении зубьев муфт 8 и 3 необходимо кратко- 25 .временно выключить и включить либо муфту сцепления, либо вторую передачу, при этом происходит кратковременный взаимный поворот муфты 8 относительно муфты 3, достаточный для пере-30 ключения. Режим приведен к работе.

Поток мощности с коленчатого вала двигателя. через валы 1 и 2, муфты 3 и 8 передается на хвостовик 9 привода.

Режим синхронного привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд и в коробке передач перейти на вторую пе- 40 редачу. При этом крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1, промежуточный вал 2, муфту

3 и такой же равный ему крутящий момент передается через муфту сцепле- 45 ния, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Муфту 8.вводят в зацепление с шестерней 7, разрывая одновременно ее взаимосвязь с муфтой 3. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно, беэ рывков. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала двигателя через муфту сцепления и коробку передач передается на первичный вал 4 раздаточной коробки, муфту 5, шестерни 6 и 7 и поступает на муфту

8 и хвостовик 9. Несовпадение зубьев муфты 8 и шестерни 7 устраняется тем же способом, что и при предыдущем режиме, Такое включение муфты 8 используется для запуска двигателя трактора с буксира.

Режим запуска двигателя трактора с буксира.

Переключение ступеней коробки передач осуществляется с использовакием персональных гидроподжимных муфт; рабочее давление создается масляным насосом. Для запуска двигателя необходимо кинематически связать его с колесами трактора, а шестерню 10 привода масляных. насосов — с трансмиссией трактора. Для этого шлицы муфты 3 вводим в зацепление с муфтой

8, разорвав одновременно ее связь с валом 2. Крутящий момент шестерня 10 получает через муфты 3 и 8 от трансмиссии трактора. В движение включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую передачу. После запуска двигателя крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2 и такой же равный предыдущему крутящий момент передается через муфту сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7, муфту 8 на муфту 3, т.е ° происходит уравновешивание угловых скоростей муфты 3 и вала 2. Затем производят обратное переключение муфты 3. Несовпадение зубьев вала 2 и муфты 3 устраняется тем же способом, что и в предыдущих режимах.

Формул а изобретения

Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство, содержащее энергетический тяговый модуль, включаюший двигатель внутреннего сгорания, сцепление, коробку передач, раздаточную коробку с независимым валом отбора мощности для соединения с активным прицепом, главные передачи, кодовую систему и транспортный модуль, о т л и ч а ю ш, е е с я тем, Ф что, с целью расширения функциональных возможностей и снижения динамической нагруженности его элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу беэ разрыва потока мощности, на хвостовике привода вала отбора мощ14 ности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня и подвижно на шлицах зубчатая муфта со своим механизмом управления, при этом передаточное отношение за77574 6 цепления пары шестерен с входящей в нее установленной шестерней в раздаточной коробке обратно пропорциональ5 . но передаточному отношению одной из ступеней коробки передач °

1477574

Составитель Н,Николаева

Техред Л. Олийнык Корректор В. Гирняк

Редактор Е.Папп

Заказ 2197/16 Тираж 529 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапазонных редукторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач

Изобретение относится к самоходным машинам, преимущественно трак торам

Изобретение относится к транспортньм средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям

Изобретение относится к машиностроению , в частности к механизмам заднего хода, и может быть использовано в коробках передач транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевому управлению транспортai л ./ Л 20 /2 J f W ных средств на гусеничном ходу

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх