Самотормозящая муфта

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов для необходимой передачи крутящего момента. Цель изобретения - повышение долговечности КПД. Самотормозящая муфта состоит из неподвижно закрепленного корпуса 1, внутри которого размещены подпружиненные колодки 2, 3, каждая из которых состоит из полудиска 4, противовеса 5 с центровочным выступом 6, установленным в пазу полудиска другой колодки. В диаметральном зазоре между колодками 2 и 3 расположены два торцовых выступа 9, связанных с ведомым валом, а в овальных отверстиях колодок 2 и 3 - два торцовых выступа 11, связанных с ведущим валом. При передаче крутящего момента выступы 11 отжимают колодки 2 и 3 корпуса 1. Вращение передается через выступы 9 ведомому валу. Обратное вращение невозможно, т.к. выступы 9 прижимают колодки к корпусу 1. Повышение долговечности и КПД обеспечивается за счет уменьшения сил трения между колодками и корпусом. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

151) 4 F 16 D 13 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Фиг.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4340162/25-27 (22) 07.12.87 (46) 30.08.89, Бюл. № 32 (71) Днепропетровский завод металлургического оборудования (72) В. В. Кауров, А. И. Дудка, Д. Б. Иоффе, Б. В. Львовский, А. М. Рувинский и В. Б. Винокуров (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 122374, кл. F 16 D 51/12, 1951.

„„SU „„1504399

2 (54) СА, (ОТОРМОЗЯШЛЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводак ме анизмов для необходимой передачи крутящего момента. 11ель изобретсния — повышение долговечности КПД. Самотормозящая муфта состоит из неподвижно закреплен ного корпуса 1, внутри которого размещены подпружиненные колодки 2, 3 каждая из коTophtx состоит из полудиска 4, противовеса 5 с центровочным выступом 6, ус1ановленным в

1504399

Формула изобретения пазу полудиска другой колодки. В диаметраlbHoM зазоре между колодками 2 и 3 расположены два торцовых выступа 9, связанных с ведомым валом, а в овальных отверстиях колодок 2 и 3 - — два торцовых выступа 11, связанных с ведущим валом.

При передаче крутящего момента выступы 1!

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов для необратимой передачи крутящего момента. (дель изобретения повышение долгoвечности и коэффициента полезного действия.

На фиг. 1 изображена муфта, поперечный разрез; на фиг. 2 — разрез Л--Л на фиг. l.

Самотормозящая муфта состоит из неподвижно закрепленного корпуса 1, внутри которого размещены колодки 2 и 3, каждая из

KoTopblx состоит из полудиска 4, противовеса 5 с центровочным радиальным выступом 6, установленным в пазу полудиска другой колодки, и снабжена тормозными накладками 7. Между колодками 2 и 3 распозожена разжимающая их пружина 8.

В диаметральном зазоре между колодками 2 и 3 расположена лопасть, имеющая два торцовых выступа 9, которые связаны с ведомым валом 10. В овальных отверстиях колодок 2 и 3 расположена вилка с двумя торцовыми выступами 11, связанная с ведущим валом 12.

Муфта работает следующим образом.

При приложении крутящего момента к ведущему валу 12 торцовые выступы 11 вилки начинают вращаться в направлении приложения крутящего момента. При этом они соприкасаются с колодками 2 и 3, сжимают их, преодолевая сопротивление пружины 8 и отжимая тормозные накладки 7 от внутренней поверхности корпуса !. 1(ентровочные выступы 6 обеспечивают взаимную фиксацию колодок 2 и 3, предотвращают их перекос и заклинивание. Колодки 2 и 3, сжимаясь, соприкасаются с опорными поверхностями торцовых выступов 9 лопасти и передают крутящий момент на ведомый вал 1О. отжимают колодки 2 и 3 корпуса 1

Вращение передается через выступы 9 ведомому валу. Обратное вращение невозможно, так как выступы 9 прижимают колодки к корпусу 1. Повышение долговечности и КПД обеспечивается за счет уменьшения сил трения между колодками и корпусом. 2 нл.

При вращении колодок 2 и 3 возникают центробежные силы от полудисков 4, направленные от центра вращения к периферии полудисков, и центробежные силы от противовесов 5 противоположного направления, компенсирующие друг друга.

Необратимость передачи крутящего момента обсспечивается следующим образом.

Г1ри возникновении крутящего момента на ведомом валу 10 происходит поворот связанных с ним торцовых выступом 9 лопасти относительно центра вращения до conpu KocHoBcHèÿ с опорными поверхностями ко loдок 2 и 3, которые поджаты к внутренней поверхности корпуса 1. При этом колодки получают дополнительное усилие прижатия, и происходит торможение муфты.

Изобретение позволит повысить долговечность муфты за счет уменьшения износа

30 тормозных накладок и внутренней поверхности корпуса и увеличить коэффициент полезного действия за счет уменьшения усилий трения на указанных поверхностях.

Самотормозящая муфта, содержащая корпус, расположенные внутри корпуса ведущий и ведомый валы с торцовыми выступами, две тормозные колодки, расположен4О ные с зазором между собой и подпружиненные к внутренней цилиндрической поверхности корпуса, выступы ведущего вала размещены в отверстиях колодок, а выступы ведомого вала размещены в зазоре между колодками, отличающаяся тем, что, с целью

45 повышения долговечности и КПД, каждая колодка выполнена с противовесом с радиальным центрируюшим выступом на нем, а на каждой колодке по оси ее симметрии выполнен радиальный паз, в котором размещен радиальный выстуг| противовеса другой

50 колодки. (осT )Âèòc.1ü М. Ка мкин

Редактор М. Банд1 ра Текр< д И. Верее Корректор М Васильева

За каз 5232 36 Тираж 72! 11одписное

ВНИИГ1И ГосУдарственного комитета по изобретениям и открытиям прп ГКНТ <:О.Р

113035, Москва, Ж 35. Раушская наб., д. 4(5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, $ë Гагарина. 101

Самотормозящая муфта Самотормозящая муфта Самотормозящая муфта 

 

Наверх