Муфта сцепления

 

Использование: в автотракторостроё- нии для передачи момента и кратковременного разъединения ведущего и ведомого, валов трансмиссии транспортных и тяговых средств при переключении передач. Сущность изобретения: муфта сцепления содержит ведущий диск (БД) 1 , на пальцах 2 которого установлены рычаги Р 3. Р 3 соединены с ведущими колодками 4, взаимодействующими с ведомым диском 5,и подпружинены относительно ВД 1 пружинами 6. Плечи РЗ, обращенные к оси муфты, кинематически связаны с управляющим элементом УЭ 7. Между одним торцом УЭ 7 и ВД 1 установлена пружина 8. Второй торец УЭ контактирует с упорным элементом 9 втулки 10 выжимного подшипника 11, закрепленной на ведомом валу 12, выполненном с окнами 13. Обращенные к оси муфты плечи Р 3 выполнены с отогнутыми в направлении и ВД 1 концами,контактирующими с коническими поверхностями С и Д УЭ 7. Между концами колодок 4 установлены плавающие сухари 14.3 ил. ел с

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)л Е 16 D 13/14 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (21) 4892449/27 (22) 16,11.90 (46) 15.01.93. Ben, N 2 (71) Конструкторско-технологический институт Министерства строительства в южных районах РСФСР (72) В.Г.Наумова, Л.Г.Зысманов и Э.С.Макаров (56) Геккер Ф.Р, Сцепления транспортных и тяговых машин. М.: Машиностроение, 1989, с. 4, рис.1.1. (54) МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ (57) Использование: в автотракторостроении для передачи момента и кратковременного разьединения ведущего и ведомого валов трансмиссии транспортных и тяговых средств при переключении передач. Сущность изобретения: муфта сцепления содерЫ3. 1788361 А1 жит ведущий диск (ВД) 1, на пальцах 2 которого установлены рычаги P 3. Р 3 соединены с ведущими колодками 4, взаимодействующими с ведомым диском 5,и подпружинены относительно ВД 1 пружинами 6. Плечи Р 3, обращенные к оси муфты. кинематически связаны с управляющим элементом УЭ 7.

Между одним торцом УЭ 7 и ВД 1 установлена пружина 8. Второй торец УЭ контактирует с упорным элементом 9 втулки 10 выжимного подшипника 11, закрепленной на ведомом валу 12, выполненном с окнами

13. Обращенные к оси муфты плечи Р 3 выполнены с отогнутыми в направлении и ВД

1 концами, контактирующими с коническйми поверхностями "С" и "Д" УЭ 7. Между концами колодок 4 установлены плавающие сухари 14. 3 ил, 1788361

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано для передачи крутящего момента и кратковременного разьединения ведущего и ведомого валов трансмиссии транспортных и тяговых средств при переключении передач, Известна однодисковая муфта сцепления (фрикционное сцепление) нормально замкнутого с помощью центральной конической пружины" типа, включающая ведущий, нажимной и ведомый с гасителем крутильных колебаний фрикционные диски, управляющие работой муфты рычажное устройство и выжимной подшипник.

Известно двухдисковое фрикционное сцепление нормально замкнутого с помощью периферийных пружин типа, вкл1очающее ведущий, на>кимной, промежуточный и два ведомых с гасителями крутильных колебаний фрикционные диски, управляющее работой муфты рычажное устройство и выжимной подшипник.

Известна муфта сцепления, содержащая ведущий и ведомый диски с нормально замкнутыми посредством упругих элементов фрикционными элементами, средства отжатия фрикционных элементов, выполненные в виде связанных с возмо>кностью ограниченного поворота с ведущим диском посредством пальцев,, закреплен-. ных на торцевой поверхности последнего, двуплечих рычагов, обращенные к оси муфты плечи которых кинематически связаны с выжимным подшипником, а расположенные по периферии диска концы вторых плеч шарнирно связаны с ведущими фрикционными элементами, Недостатками этой муфты сцепления являются относительно низкая надежность передачи крутящего момента из-за изменяющегося в процессе эксплуатации нажимного усилия пружины и значительные осевые габариты, Целью изобретения является повышение надежности за счет исключения влияния изменяющегося в -процессе эксплуатации нажимного усилия пружин на величину передаваемого момента при уменьшении осевых габаритов.

Поставленная цель достигается тем, что муфта сцепления содержит ведущие фрикционные элементы, выполненные в виде самоустанавливающихся фрикционных колодок, ведомыйдиск, выполненный с ободом, на внутренней поверхности которого закреплены ведомые фрикционные элементы, охватывающие колодки, рычаги, установленные на пальцах с возможностью поворота в плоскости, параллельной торце5 крепленных на соответствующей торцевой поверхности ведущего диска пружин, при

15 ным подшипником состоит из управляющего элемента, выполненного с

20 последовательно расположенными относи30

45 вой поверхности ведущего диска и подпружиненные в указанной плоскости относительно последнего в направлении ведомых фрикционных элементов посредством заэтом точки шарнирного крепления рычагов к ведущему диску и колодкам расположены на прямой, не совпадающей с направлением радиуса диска, а точки шарнирного крапления рычагов с диском смещены в упомянутой плоскости в окружном направлении относительно точки -шарнирного крепления рычагов с колодками в сторону, противоположную направлению передачи крутящего момента. Кинематическая связь вышеупомянутых плечей рычагов с выжимтельно ведущего диска внутренней и наружной коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону последнего, размещенного между дисками с возможностью осевого перемещения и относительного вращения, Между одним из торцов управляющего элемента и ведущим диском установлена пру>кина сжатия, а второй торец контактирует с упорным элементом вы>кимного подшипника. Обращенные к оси муфты плечи рычагов выполнены с отогнутыми в направлении ведущего диска концами, внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической поверхностью управляющего элемента, à располо>кенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возмо>кностью контакта с нару>кной конической поверхностью управляющего элемента.

На фиг.1 изображена муфта сцепления, продольный разрез (частично); на фиг.2— вид А-А фиг, 1; на фиг. 3 — узел l на фиг,1.

Устройство содержит ведущий диск 1, закрепленный на коленчатом валу двигателя (на фиг. не показан), на пальцах 2 которого шарнирно установлены с возможностью поворота в плоскости, параллельной его торцу, рычаги 3, шарнирно соединенные с ведущими фрикционными элементами в виде самоустанавливающихся колодок 4, взаимодействующих с фрикционными элементами, охватывающими колодки 4, закрепленными на внутренней поверхности обода (на фиг. не показано) ведомого диска

5. Рычаги 3 подпружинены в направлении фрикционной поверхности диска 5 в плоскости поворота относительно ведущего диска

1 пружинами б. При этом пальцы 2 крепления рычагов 3 с диском 1 смещены в окружном направлении относительно точек

1788361

20 шарнирного крепления рычагов 3 с колодками 4 в сторону, противоположную направлению передачи крутящего момента, Плечи рычагов 3, обращенные к оси муфты, кинематически связаны с управляющим элементом 7, выполненным с последовательно расположенными относительно ведущего диска 1 внутренней "С" и наружной "Д" коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону диска 1, и размещенными между последним и ведомым диском 5 с возможностью осевого перемещения и относительного вращения.

Между одним из торцов управляющего элемента 7 и ведущим диском 1 установлена пружина сжатия 8. Второй торец элемента

7 контактирует с упорным элементом 9 втулки 10 выжимного подшипника 11, Втулка 10 закреплена, например, на полом ведомом валу 12, выполненном с окнами 13, с возмо>кностью осевого перемещения. Обращенные к оси муфты плечи рычагов 3 выполнены с отогнутыми в направлении ведущего диска 1 концами (I-Ia фиг, не обозначены), внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической поверхностью "С" управляющего элемента 7, а расположенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возмо>кностью контакта с наружной конической поверхностью "Д" управляющего элемента 7. Между концами колодок 4 установлены плавающие сухари 14.

Формула изобретения

Муфта сцепления, содержащая ведущий и ведомый диски с нормально замкнутыми посредством упругих элементов фрикционными элементами, средства отжатия фрикционных элементов, выполненные в виде связанных с возмо>кностью ограниченного поворота с ведущим диском посредством пальцев, закрепленных на торцевой поверхности последнего, двуплечих рычагов. обращенных к оси муфты, одни плечи которых кинематически связаны с выжимным подшипником, а расположенные по периферии диска концы других плеч шарнирно связаны с ведущими фрикционными элементами, отл ич а ю ща я с я тем, что, с целью повышения надежности за счет ис25

50 ключения влияния изменяющегося в flpOцессе эксплуатации нажимного усилия пружин на передаваемый момент при уменьшении осевых габаритов, ведущие фрикционные элементы выполнены в виде самоустанавливающихся фрикционных колодок, ведомый диск выполнен с ободом, на внутренней поверхности которого закреплены ведомые фрикционные элементы, охватывающие колодки, рычаги установлены на пальцах с возможностью поворота B плоскости, параллельной торцевой поверхности ведущего диска, и подпружинены в указан ной плоскости относител ь но последнего в направлении ведомых фрикционных элементов посредством закрепленных на соответствующей торцевой поверхности ведущего диска пружин, точки шарнирного крепления рычагов к ведуЩему диску и колодкам располо>кены на и рямой, не совпадающей с направлением радиуса диска, причем точка шарнирного крепления рычагов с диском смещена в упомянутой плоскости в окружном направлении относительно точки шарнирного крепления рычага с колодкой в сторону, противоположную направлению передачи крутящего момента, кинематическая связь вышеупомянутых плеч рычагов с выжимным подшипником состоит из управляющего элемента, выполненного с последовательно расположенными относительно ведущего диска внутренней и наружной коническими поверхностями, вершины которых обращены в сторону последнего, управляющий элемент размещен между дисками с возможностью осевого перемещения и относительного вращения, между одним из его торцов и ведущим диском установлена пружина сжатия, второй торец контактирует с упорным элементом выжимного подшипника, а обращенные к оси муфты плечи рычагов выполнены с отогнутыми в направлении ведущего диска концами, внутренние поверхности которых контактируют с внутренней конической поверхностью управляющего элемента, а расположенные в зоне изгиба наружные поверхности выполнены с возможностью контакта с наружной конической поверхностью управляющего элемента.

1788361

Составитель Л.Зысманов

Техред М.Моргентал Корректор О,Юрковецкая

Редактор

Заказ 66 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления Муфта сцепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов для необходимой передачи крутящего момента

Изобретение относится к области .машиностроения
Наверх