Механизм для соединения валов

 

ф 7

БОЕВОК знлЛ т

P„-СчЛ

ОП ИCА Н-ЙЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

xiii 4l 5420 (61) Зависимое от авт. свидетельства (22) Заявлено 02.03.72 (№ 1755959/25-28) с присоединением заявки №вЂ” (32) Приоритет—

Опубликовано 15.02.74. Бюллетень ¹ 6

Дата опубликования описания (51) М. Кл. F 16d 13/14

F 16h 33/02

Го".ударствеииый комитет

Совета Мииистров СССР ла делам мзобретеиий и открытий (53) УДК 621.824:621.83. .069 (088,8) (72) Авторы изобретения

Н. В. Гулиа, Л. Л, Гвелесиани, К. M. Атоян и Г. А. Нагорняк

Головное союзное конструкторское бюро по автобусам и

Курский политехнический институт (71) Заявители (54) МЕХАНИЗМ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ВАЛОВ

Изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в приводах транспортных машин и, в частности, в конструкции механических рекуператоров для автобусов.

Известен механизм для соединения валов, содержащий последовательно включаемые зубчатую и конусную фрикционную муфты сцепления, размещенные на ведущем .и ведомом валах.

Предлагаемый механизм отличается от известных тем, что он снабжен блокировочным устройством для фрикционной муфты, содержащим подвижно установленный в осевом направлении валик с косо расположенными на его поверхности выступами и стопорные планки, снабженные прорезями, сопряженными с выступами валика, а для фиксации расцепляемых зубчатых полумуфт механизм снабжен тормозом для ведомого вала и тормозом для внутренней фрикциониой полумуфты, включаемыми при расцеплении валов механизма.

Такое выполнение механизма позволяет повысить надежность последовательного включения муфт сцепления.

На чертеже изображен предлагаемый механизм.

На ведущем, валу 1 на шлицах подвижно установлена наружная конусная фрикцион2 ная полумуфта 2, передвигаемая по шлицам вилкой 8 с выжпмным подшипником. Внутренняя полумуфта 4 установлена с возможностью скольжения в подшипниках 5, запрессованных в наружной полумуфте 2.

Внутренняя полумуфта может находиться в расцепленном состоянии с полумуфтой 2, за счет пружины 6, размещенной внутри вала 1 в гильзе 7. Сила, развиваемая пружи1ю ной б, передается через поди)ипник 8.

Механизм содержит тормоз 9, взаимодействующий с полумуфтой 4 1I закрепленный на кожухе 10. Полумуфта 4 прижимается к тормозу 9 пружинои 6. Внешняя зубчатая полу15 муфта 11 укреплена на дне чашки полумуфты 4. Промежуточный вал 12 несет вторую зубчатую полумуфту, входящую в зацепление с полумуфтои 11.

Механизм снабжен блокировочным устрой20 ством, включающим подвижно установленный в осевом направлении валик 18 с косо расположенными на его поверхности двумя выступами 14, расположенными под углом примерно 60 один к другому и под углом 30 к оси

25 муфты (угол наклона принимается больше угла трения). С выступами 14 сопряжены прорези в двух пластинах 15. Пластины раздвигаются при действии пружины б на валик И и сдвигаются к центру вала прп нажатии на зю валик 18.

415420

Составитель В. Лифанов

Редактор Л. Василькова Техред Г. Васильева Корректор T. Хворова

3аказ 3038 Изд. № !298 Тираж 875 Полписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5

Зм орская типография

В сдвинутом состоянии пластины — стопоры свободно пропускают подшипники 5 внешней полумуфты 2, а, следовательно, позволяют осуществить включение фрикционной муфты.

Механизм содержит также планку 16 тормоза 17, с помощью которого тормозится вал 12. Тормоз имеет пружпны 18, взаимодействующие с планкой 1б и прижимающие конус тормоза 17 к коническому тормозному диску 19. Тормоз второй части механизма связан с тормозом 17 рычажной системой 20.

Механизм работает следующим образом.

При перемещении вилки 8 включения кожух 10 перемещается по шлицам в сторону вала 12, при этом включается зубчатая полумуфта 11, взаимодействуя с зубьями вала 12.

Для легкости включения зубья полумуфт заострены. После включения зубчатой полумуфты дальнейшим движением кожуха 10 валом 12 выдавливается валик 18, в результате чего включается фрикционная муфта, причем кожух 10, надавливая на планку 1б тормоза 17, растормаживает вал 12. После этого начинается передача вращения между валами. Этим же движением кожуха 10 внутренренняя полумуфта 4 отводится от тормоза 9, связанного с кожухом 10.

По окончании рабочего процесса машины, например, рекуперативного торможения или разгона автобуса, на котором установлен механизм, вилка 3 автоматически или вручную движет кожух 10 в обратном направлении.

При заторможенном вале 12 подвижная часть механизма может быть повернута на

180 вокруг оси Π— О и подготовлена для введения в зацепление противоположного конца вала 12, что необходимо для осуществ10 ления рабочего процесса механического рекуператора, например, для автобуса.

Предмет изобретения

Механизм для соединенйя валов, содержащий последовательно включаемые зубчатую

15 и конусную фрикционную муфты сцепления, размещенные на ведущем и ведомом валах, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности последовательного включения муфт сцепления, OHB снабжен блокировочным

20 устройством для фрикционной муфты, содержащим подвижно установленный в осевом направлении валик с косо расположенными на

cI.o поверхности выступами и стопорные планки, снабженные прорезями, сопряженными с

25 выступами валика, а для фиксации расцепляемых зубчатых полумуфт механизм снабжен тормозом для ведомого вала и тормозом для внутренней фрикционной полумуфты, вкл|очаемыми при расцеплении валов меха30 низм а.

Механизм для соединения валов Механизм для соединения валов 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области .машиностроения

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах механизмов для необходимой передачи крутящего момента

Изобретение относится к автомобилестроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях транспортных средств
Наверх