Коробка передач транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины. Цель изобретения - повышение надежности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повышении экономичности. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной вал 2, связанный с двигателем 3, выходной вал 4, связанный с движителем 5, дифференциальный механизм 6 с входным звеном 7, связанным с входным валом 2, выходным звеном 8, связанным с выходным валом 4, и промежуточным звеном 9, связанным с гидромотором 10, два гидронасоса 11, 12, многопозиционный распределитель 13 и гидробак 14. Нагнетательные магистрали 15, 16 гидронасосов 11, 12 связаны с нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10. Каждый гидронасос 11, 12 снабжен по крайней мере двумя фрикционными муфтами 18, 19 и 20, 21 с гидроуправлением для их выборочного соединения с корпусом 1 или входным валом 2 по крайней мере через одну силовую цепь, а многопозиционный распределитель 13 установлен для выборочного соединения фрикционных муфт 18, 19, 20, 21 с гидробаком 14 или источником рабочей жидкости 21. При этом предпочтительно между нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10 и гидробаком 14 устанавливать регулятор расхода 32, а источник рабочей жидкости 27 выполнять в виде отводного канала сливной магистрали гидромотора 10 и клапана, установленного в сливной магистрали гидромотора 10 между отводным каналом и гидробаком 14. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1512817 A 1 (5д 4 В 60 К 17 08
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (2! ) 4302136/30-11 (22) 27.08.87 (46) 07.10.89. Бюл. № 37 (71) Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) О. К. Довнар (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1368199, кл. В 60 К 17/08, 1985. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к ступенчатым, переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым на таких транспортных средствах как тракторы и аналогичные самоходные машины. Цель изобретения — повышение надежности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повышении экономичности. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной вал 2, связанный с двигателем 3, выходной вал 4, связанный с движителем 5, дифференциальный механизм 6 с входным звеном 7, связанным с входным валом 2, выходным зве2 ном 8, связанным с выходным валом 4, и промежуточным звеном 9, связанным с гидромотором 10, два гидронасоса 11, 12, многопозиционный распределитель 13 и гидробак 14. Нагнетательные магистрали 15, 16 гидронасосов 11, 12 связаны с нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10.
Каждый гидронасос 11, 12 снабжен по крайней мере двумя фрикционными муфтами
18, 19 и 20, 21 с гидроуправлением для их выборочного соединения с корпусом 1 или входным валом 2 по крайней мере через одну силовую цепь, а многопозиционный распределитель 13 установлен для выборочного соединения фрикционных муфт 18, 19, 20, 21 с гидробаком 14 или источником рабочей жидкости 21. При этом предпочтительно между нагнетательной магистралью 17 гидромотора 10 и гидробаком 14 устанавливать регулятор расхода 32, а источник рабочей жидкости 27 выполнять в виде отводного канала сливной магистрали гидромотора 10 и клапана, установленного в сливной магистрали гидромотора между отводным каналом и гидробаком 14. 1 з. и. ф-лы, 2 ил.
1512817
Форлула изобретения
1!зобрег(ние относится K транспортному ма!пиностроению в частности к ступенча.(b!>f, псрскл;очаемым под нагрузкой коробксlм пере;1ач, иГпозьзусмым на таких TpBIIc.IopTffbIõ средствах как тpBILTOpbl и а IBлогичные самоходные мап!ины.
Цель пзобретсHH51 -- !!овышение ifB,(сжности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повыше-!!НН экономичности.
1-!а фиг. 1 представлена гидравлическая схема коробки передач транспортного сре LcTBB; на фиг. 2 — элемент коробки передач с вариантом выполнения источника рабочей жидкости.
Коробка передач T!>Bfic(fopтного средства
coäcðæHT корпус 1, входной вал 2, свяli! ill!blй с двигBтелем 3, выходной вал 4, сия:га!!ный с .,вижителсм L), дифференциаль-!
lb!i! мсханизM 6 с входш(м звеном 7, на:!р fiifcp солнечной шестерней, связанной с входным валом 2, выходным звеном 8, на,римср водилом, связанным с выходным
:1;!г!0>! 4, и !!ромежуточным звеном 9, наff !)fIi,fL !) кОпон ной IпеcTcpHcé, связанным с . !!.(ро:!от!)ро! 10, LB(! гидронасоса 11 и 12, м||ого!!озинионный распр(дслитель 3 и гидробак 14. 1!агнстательные магистрали 15 и 6 п*..ронасосов 1! и 12 связаны с нагне|атсльной магистралью 17 гидромотора 10, к;|ждый ядр(>насос 1 и 12 снабжен
JI0 крайней мсрс двумя фрикционными муфтами !8 и !9, 20 и 21, установленными ч!ежду валами 22, 23 гидронасосов и корпусом 1, а также между валами 22, 23 при водны ч валом 24 с пlсстеренными и(ре.(ачами 25, 26, связанным с входным
«алом 2,;i многопозиционный распредели.г(ль 13 уста!говлен между источниKovl 27 рабочей жи,(кости и гидробаком 14 с одIlой сторîf!bf и фрикIJH0нными муфтами !
8, 19 и 20, 21 -- с другой. Возможна устан()вка и дополнительных фрикционны; муфт 28, 29 и т. д. ме>кду валами 22, 23 и приводным валом 24, с! IBI)>ê(Hlfû i, !Of loëíèòñëüíûìè и естсреннbl м1: передB|гамп 30, 31 и т. д., что определяется IIPOoxo.lèìf.J)f числом требуемых
ffc!)cäà! (на схеме дополнительные фрикIlHoflliblc муфты 28, 29 и дополнительные
iiiccTcpeHf!lie передачи 30, 31 показаны тонкой линией). 11елссообразно между нагнетагсльной магистралью 7 и дромотора 10 и гидробаком 14 устанавливать регулятор 32 расхода, а также источник 27 рабочей жидкости выполнять в виде OTBo,и(ого канала 33 сливнои магистрали 34 гидромотора 10, и к л (!! I B H L 3 5, j C T B l f O B, 1 С I I f I O (0 В",п 0 >! >1 н у т 0 Й мап(страли 34 меж;!у OTBoднь!м каналом 33 и ги;(робаком 14 (фи г. 2) .
Коробка переда, тр lllci!opт!шго срс lcTBB работBcT слсдун>и(им образом.
1 аботаст предложенная коробка передач по:Ip!l! f !LB(I, двухпоточной гидромеханичес5 !
О !
50 кой передачи с постоянной мощностью, передаваемой механической ветвью, и переменной мощностью, передаваемой гидравлической ветвью, которые суммируются дифференциальным механизмом 6. Постоянство мощности, передаваемой механической ветвью, обеспечивается за счет постоянной скорости входного звена 7 дифференциального механизма 6, связанного с входным валом 2. Переменность мощности, передаваемой гидравлической ветвью, обеспечивается за счет переменности скорости промежуточного звена 9 дифференциального механизма 6, что достигается за счет переключения позиций многопозиционного распределителя 13, выборочно связывающего посредством фрикционных муфт 18 — 21, 28, 29 и т. д. гидронасосы 11, 12 с корпусом .! или входным валом 2 через различные шестеренные передачи 25, 26, 30, 31 и т. д. При этом при связи гидронасосов 1, 12 с корпусом 1 они остановлены и не подают рабочей жидкости в гидромотор 10, который также не получает вра (цени я, тормозя и промежуточное звено 9. При выборочной связи гидронасосов 11 и 12 с входным валом 2 через различные шестеренные передачи 25, 26, 30, 31 и т. д. они за счет различной скорости вращения подают различное количество рабочей жидкости в гидромотор 10, который благодаря этому получает различную скорость вращения, приводя и связа!(ное с ним промежуточное звено 9 с различной скоростью. Постоянная скорость входного звена 7, суммируясь с переменной скоростью промежуточного звена 9, приводят выходное звено 8 дифференциального механизма 6 с различными ступенчато изменяемыми скоростями, осуществляя тем самым и ступенчатое регулирование скорости транспортного средства. Количество ступенчато изменяемых передач, обеспечиваемых транспортному средству предложенной коробкой передач, равно произведению числа фрикционных муфт 18, 19, 28 и т. д. гидронасоса 11 на число фрикционных муфт 20, 21, 29 и т. д. гидронасоса 12. При установке между нагнетательной магистралью 17 и гидробаком 14 регулятора 32 расхода возможно бесступенчатое регулирование скорости транспортного средства в определенных пределах, например между ступенчатыми скоростями, за счет слива части рабочей жидкости, величина которой бесступенчато регулируется регулягором 32 расхода, от гидромотора 10 в гидробак 14.
1. Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной вал, связанный с двигателем, выходной вал, ки1512817
Составитель A. Барыков
Редактор С. Патрушева Техред И. Верес Корректор М. Максимишинен
Заказ 5937/1 7 Тираж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1О1 нематически связанный с движителем, дифференциальный механизм, одно звено которого связано с входным валом, другое — с выходным валом, а промежуточное звено связано с гидромотором, всасывающая магистраль которого соединена с нагнетательными магистралями двух гидронасосов, всасываюшие магистрали которых соединены с гидробаком, многопозиционный распределитель, перепускной клапан, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы путем снижения числа гидронасосов при одновременном повышении экономичности, она снабжена по крайней мере четырьмя фрикционными муфтами с ведомыми и ведушими элементами, дополнительным гидронасосом, причем ведомые элементы фрикционных муфт кинем атически связаны с гидронасосом, ведавшие элементы двух фрикционных муфт — с корпусом, а ведущие элементь1 остальных фрикционных муфт кинематически с двигателем, при этом кинематическая магистраль дополнительного насоса соединена с входом многопозиционного распределителя и перепускным клапаном, выходы многопозиционного распределителя соединены с фрикционными муфтами и гидробаком.
2. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что выход гидромотора соединен с входом многопозиционного распределителя и входом перепускного клапана, выход кото рого соединен с гидробаком.