Трансмиссия транспортного средства

 

Изобретение относится к самоходным машинам и предназначено преимущественно в качестве узла для гидромеханических трансмиссий тракторов и их модификаций. Цель изобретения - расширение кинематического диапазона при уменьшении осевых габаритов. Трансмиссия состоит из реверс-редуктора, основной коробки передач и гидроходоуменьшителя в виде гидрообъемного привода с дифференциалом, эпициклическое колесо 38 которого при помощи муфты 39 блокируется на корпус дифференциала, и дополнительно снабжена двухступенчатым планетарным механизмом с передаточными числами 1 и (1 + К)/К, взаимозаменяемым с гидродинамическим трансформатором. Реверс-редуктор и основная коробка передач объединены в неразрывно целый механизм таким образом, что выходной вал реверс-редуктора является входным валом основной коробки передач и зеркально расположен по отношению к ведущему валу передачи, с целью уменьшения габаритов и массы и обеспечения легкой съемности гидроходоуменьшителя с дифференциалом с машины. 2 з.п. ф-лы, 7 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1495149 (51) 4 В 60 К 1 7/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ГЮ ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4345428/27-11 (22) 18.12.87 (46) 23.07.89. Бюл. М 27 (75) Г.P.Ðîäøòåéí (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Особенности трансмиссий современных зарубежных сельскохозяйственных тракторов. Сборник.-Сер. Тракторы, самоходные шасси и двигатели вып.2. М,: ЦНИИТЭИтракторсельхозмаш, 1972, с.78, рис.36.

2 (54) ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к самоходным машинам и предназначено преимущественно в качестве узла для гидромеханических трансмиссий тракторов и их модификаций.Цель изобретения — расширение кинематического диапазона при уменьшении осевых габаритов, Трансмиссия состоит из реверс-редуктора, основной коробки передач и гидроходоуменьшите3 1495149 ля в виде гидрообъемного привода с дифференциалом, эпициклическое колесо 38 которого при помощи муфты 39 блокируется на корпус дифФеренциала, и дополнительно снабжена двухступенчатым планетарным механизмом с передаточными числами 1 и (1+К)/К, взаимозаменяемым с гидродинамическим трансформатором. Реверс-редуктор и 10 основная коробка передач объедынены в неразрывно целый механизм таким образом, что выходной вал реверс-редуктора является входным валом основной коробки передач и зеркально расположен по отношению к ведущему валу пегедачи, с целью уменьшения габаритов и массы и обеспечения легкой съемности гидроходоуменьшителя и дифференциалом с машины. 2 э.п.ф-лы, 7 ил ., 4 табл.

Изобретение относится к самоходным машинам, преимущественно тракторам, оборудованным гидромеханическими трансмиссиями.

Цель изобретения — расширение ки- 20 нематического диапазона при уменьшении осевых габаритов.

На фиг.1 дана кинематическая схема комбинированной реверсивной передачи и гидроходоуменьшителя с диффе- 25 ренциалом, преимущественно для мощных промьппленных тракторов; на фиг.2 — схема расположения шестерен передачи в поперечной плоскости трактора (без шестерен гидроходоуменьши- 30 теля); на фиг.3 — схема двухступенчатой коробки передач к передаче, взаимозаменяемой с гидродинамйческим трансформатором; на фиг.4 — трафарета кулисы реверс-редуктора передачи при снятом гидроходоуменьшителе; на Фиг.5 — трафарета кулисы реверс-редуктора передачи с гидроходоуменьшителем; на фиг.6 — кинематическая схема передачи, состоящей из 40 реверс-редуктора, основной коробки передач и гидроходоуменьшителя с дифференциалом, преимущественно для промышленных тракторов; на фиг,7 схема расположения шестерен переда- 45 чи и гидроходоуменьшителя в поперечной плоскости.

Трансмиссия включает в себя ре. верс-редуктор с преселекторным уп равлением зубчатых муфт, основную коробку передач известных конструкций и гидрообъемный привод с дифференциалом для получения особо низких технологических скоростей.

Реаерс-редуктор содержит ведущий 55 вал 1 с двумя фрикционами 2 и 3, на котором расположен охватывающий

его пусто алый вал 4, несущий на себе шестерню 5, ведомые части фрикциона 2 и муфту 6, пустотелый вал 7, несущий на себе шестерни 8 и 9, ведомые части Фрикциона 3 и двухстоpoHHloIo муфту 10 с синхронизаторами, вал 11 передачи заднего хода, на ко. тором расположена шестерня 12 и выходной вал 13, на котором расположены шестерни 14-16.

Ведущий вал 1 связан с валом 17 отбора мощности.

В зацеплении находятся шестерни:

5 — с 15,, 8 — с 14, 9 — с 12 и 16.

Основная коробка передач содержит входной вал, он же выходной вал реверс-редуктора, на котором дополнительно расположены шестерни передач.

В зависимости от типа и марки трактора она может быть различных конструкций. На фиг.l и 2 основная коробка передач трехступенчатая на два борта и выполняет дополнительно функции механизма поворота. На валу 13 расположены ведущие шестерни: 14, 18 и 19, а на двух выходных валах 20 и 21 расположены ведомые шестерни 22-27 и фрикционы 28-30 управления передач (для одного вала 20) и остановочные тормоза 31 (для упрощения кинематической схемы на фиг.l показан один выходной вал), Гидрообъемный привод с дифференциалом содержит ведущий вал 32, на котором расположена шестерня 33, и с ним связан гидромотор 34, дифференциал 35, состоящий иэ солнечного ыолеса 36, выполненного за одно целое с шестерней 37, находящейся в зацеплении с шестерней 33, эпициклического колеса 38 с муфтой 39 для обеспечения возможности блокировки на корпус и водила с сателлитами 40, связанного с валом 13 шлицевым соединением. К нему относится и муфта 41

5 14951 для соединения и рассоединения насоса 42 с двигателем.

На схеме (фиг.6) обоэначена шестерня 43 одной главной передачи и

5 взаимозаменяемая с гидротрансформаторомкоробка 44 передачи, а на схеме (фиг.l) — ВОМ вЂ” вал отбора мощности;

СВОИ вЂ” синхронный вал отбора мощности. 10

Передача работает следующим образом.

Вращение от двигателя передается через узел 44 и гидротрансформагор ведущему валу. При соединении какой- 15 либо муфты с соответствующей шестерней и включения фрикциона 2 или 3 вращение передается далее валу 13 по следующим трем кинематическим цепям:

1,2.4.6.5.15 и 13,если муфта 6 бу- 20 дет соединена с шестерней 5 и фрикцион 2 будет включен;

1.3.7.10.8.14 и 13, если из нейтрального положения муфт и фрикционов муфта 10 будет соединена с шестер- 25 ней 8, а фрикцион 3 будет включен;

1.3.7.10.9.12. 11.16 и 13 если из нейтрального положения муфт и фрикционов муфта 10 будет соединена с шестерней 9, а фрикцион 3 будет включен. 30

Вращение может передаваться валу 13 по следующей четвертой кинематической цепи, если муфты 6 и 10 будут выключены, а муфта 39 соединена с колесом 30 дифференциала и в рабо35 ту вступит гидрообъемный привод

4l,42,34,32,33,37,36,40 и 13.

В табл ° 1 показан порядок включения муфт и фрикционов по кинематической схеме (фиг.l). 40

Механизм управления реверс-редуктора следующий:

Механизм переключения фрикционов 2 и 3 не отличается от механизма переключения двухступенчатой коробки 45 передач с переключением передач.

Механизм переключения муфт.

Условные обозначения на трафаретах кулисы: Н-Н вЂ” нейтраль; I — перпередача1 H вторая H пер 50 вая передачи; ЗХ,1 — задний ход и первая передача; Х вЂ” гидроходоуменьшитель.

При снятом гидроходоуменьшителе муфты переключаются так, как указано в табл.2, а с гидроходоуменьшителем они переключаются аналогичным образом, с учетом муфты 39 дифференциала как указано в табл ° 3.

49

Коробка передач (фиг.3) . представляет собой самостоятельный узел, взаимосвязанный с гидротрансформатором, и не отличается от известных конструкций.

Она представляет собой двухступенчатый планетарный механизм с передаточными числами 1 и (I+K) с осто к ящий из входного вала 45, эпициклического колеса 46, водилы с сателлитами 47 с выходным валом 48, солнечного колеса 49, блокирующего фрикциона 50 и тормоза солнечного колеса 51.

Особенность состоит в том, что привод управления к фрикционным элементам и привод управления к фрикционам реверс-редуктора объединены в единый привод управления, обеспечивающий две нейтрали одновременно во фрикционных элементах и при выключенных фрикционных элементах, солнечное колесо приобретает две степени свободы и его неприемлемые обороты при остановленном водиле не имеют места.

Основная коробка передач (фиг.6 и 7) включает в себя входной вал 14 (он же выходной вал реверс-редуктора), на котором расположены ведомые шестерни 14-16 реверс-редуктора, ведущие шестерни 16 и 52 и ведомый вал 53, на котором расположены ведомые шестерни 54 и 55 и взаимодействующая с ними муфта 56.

Гидроходоуменьшитель включает в себя ведущую шестерню 57, расположенную на валу 13, вал 58, на котором расположены ведомая шестерня 59 и эпициклическое колесо 38, вал 60, нв котором расположены водила с сателлитами 40, шестерня 61, и несет на себе пустотелый вал 62, на котором расположены солнечное колесо 36 и веду1 щая шестерня 37 привода насоса-тормоза 63, вал 32 этого привода, на котором расположена ведомая шестерня 33 и на ведомом валу 53 расположены дополнительно ведомая шестерня 64 и муфта 65., взаимодействующая с нею.

Основная коробка передач и гидроходоуменьшитель работают следующим образом.

Вращение от вала 13 передается рядам шестерен: 14, 55, 52, 54, 57 и 59, валу 58 и колесу 38, При включении какой-либо муфты вращение передается далее ведомому валу по сле1495149

Таблица 1

Элементы управления

Передача реверс-редуктора

38 с корпусом

6 с

2 3

10 с 10 с шес- шесшестерней 5 тер- терней 8 ней 9

Вторая и первая

Первая

Гидроходоуменьшитель +

Задний ход и первая дующим трем кинематическим цепям:

13,14,55 и 53, если муфта 56 соеди" иена с шестерней 55; 13152,54 и 53, если муфта 56 соединена с шестерней 54; 13,57,58,38,60,61,64,65 и 58, если муфта 65 соединена с шестер-. ней 64, а насос-тормоз будет включен в работу.

Порядок включения муфт основной . коробки передач и гидроходоумейьшителя по кинематической схеме (фиг.6) показан в табл.4.

Механизм управления основной коробки передач и гидроходоуменьшителя не отличается от механизма управления шестеренчатой коробки передач на три передачи.

Формула изобретения

l. Трансмиссия транспортного средства, содержащая связываемый с приводным двигателем входной вал, реверс-редуктор, включающий в се- 25 бя шестерни прямого хода и шестерни обратного хода, две фрикционные и зубчатые муфты, промежуточный вал с жестко установленными шестернями, зацепленными с шестернями по крайней 30 мере одного выходного вала, свободно установленными и имеющими муфты для связи с ним, вал отбора мощности, ° отличающаяся тем, что, с целью расширения кинематического диапазона при уменьшении осевых габаритов> она снабжена ходоуменьшителем, представляющим собой трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого связано с промежуточным вал ом, другое через муфту — с корпусом трансмиссии, а третье — с гидромотором, сообщенным магистралями с приводным через муфту от приводного двигателя регулируемым гидронасосом, при этом ведущие элементы фрикционных муфт связаны с входным валом, а на ступицах вЬдомых элементов, охватывающих входной вал, свободно

t установлены шестерни прямого и обратного ходов реверс-редуктора, связываемые со ступицами зубчатыми муфтами и эацепленные с шестернями промежуточндго вала.

2. Трансмиссия по п.l, о т л ич а ю щ а я с я тем, что она дополнительно снабжена устанавливаемым в связи приводного двигателя с входным валом двухступенчатым редуктором, представляющим собой трехзвенный планетарный механизм, имеющий тормоз солнечной шестерни и ее блокировку с водилом.

3. Трансмиссия по п.1, о т л и— ч а ю щ а я с я тем, что выходной вал снабжен тормозом и кинематически связан с валом отбора мощности.

l 495 l 49

Та блица 2

Передача

Положение органа управления в кулисе (фиг.4) и включенное состояние муфт

38 с 6 с шес- 10 сшес корпу- терней 5 терней 8 сом

l0 сшестерней 9

Примеч ание:

+ Положение органа управления и включенное состояние муфты.

+ Включенное состояние муфты.

Таблица 3

38 с корпу- 6 с шес- ) Ос шессом диффе- терней 5 терней 8 ренциала

l 0 с шестерней 9

Передача

Вторая и первая

Первая

Задний ход и первая

Нейтраль Н вЂ” Н

° +

Та блица 4

Передача с реверсредуктора

Передача Элементы управления.

Вторая и первая

Вторая

Первая

Гидроходоуменьшитель и ЗХ

Вторая

Первая

Гидроходоумеиьшитель

Ф и ЭХ

Первая

Задний ход и первая

Вторая

Первая

Гидроходоуменьшитель и ЗХ

Ф

Гидроходоуменьшитель меняет знак вращения.

Вторая и первая

Первая

Задний ход и первая

Нейтраль Н вЂ” Н

56 с шес- ) 56 с шес- 1 65 с шестерней 55 теменей 54 стерней 64

1495l49

Ю г5

5 76 14(Фиг. 2

47 Ф9 ф фью Я

10с

В

ЧЧс

О3

Фие. 4

1495149

Составитель С.Белоусько

Техред М.Дидык Корректор Т Малец

Редактор Л.Гратилло т

Заказ 4167/14 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. ужгород, ул. Гагарина, 101 а

Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства Трансмиссия транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту ,в частности, к тяговому приводу локомотива

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к коробкам передач транспортных средств, и может быть использовано в механизме управления коробкой передач трактора

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапазонных редукторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач

Изобретение относится к самоходным машинам, преимущественно трак торам

Изобретение относится к транспортньм средствам, в частности к унифицированным трансмиссиям

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх