Коробка передач транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных самоходных машинах. Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем удвоения числа обеспечиваемых передач при одновременном улучшении компановочных возможностей. Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы и трехзвенный планетарный механизм 4. Первое звено - солнечная шестерня 7 механизма 4 выборочно связана с корпусом 1 или третьим звеном - водилом 6 механизма 4, а его второе звено - коронная шестерня 5 и третье звено - водило 6 связаны с входным 2 и выходным 3 валами. Входной и выходной валы выполнены несоосными с планетарным механизмом 4 и снабжены переключающим устройством 9, в одной позиции связывающим с входным валом 2 коронную шестерню 5,а с выходным валом 3 водило 6, а в другой позиции связывающим с входным валом 2 водило 6, а с выходным валом 3 коронную шестерню 5. 4 з.п.ф-лы, 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„.Я0„„15041 3 О А 1 (д1) 4 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPGHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4340676/30-11 (22) 08.12.87 (46) 30.08.89. Бюп. 11» 32 (71) Производственное объединение

"Минский тракторный завод им. В.И,Ленина " (72) О.К.Довнар (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР 11» 640875, кл. В 60 К 17/08, 1979. .(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности коробкам передач, испольэчемь»м, например, в тракторах и аналогичных самоходнь»х машинах. Цель изобретения расширение кинематических возможностей путем удвоения числа обеспечивае»вгх передач при одновременном улуч2 шенин компановочных воэможностей.

Коробка передач транспортного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 валы и трехзвенньп» планетарный механизм. 4. Первое звено — солнечная шестерня 7 механизма 4 выборочно связана с корпусом 1 или третьим звеном — водилом 6 механизма 4, а ro второе звено — коронная шестерня 5 и третье звено — водило 6 связаны с входным 2 и выходным 3 валами.

Входной и выходной валы выполнены несоосными с планетарным механизмом и снабжены переключающим устройством 9, в одной позиции связывающим с входным валом 2 коронную шестерню 5, а с выходным валом 3 водило 6, а в другой позиции связывакицим с входным валом

2 водило 6, а с выходным валом 3 коронную шестерню 5, 4 э.п, ф-лы, 1 ил.

I 5041 I0

Изобретение относится к тренспортному млшиностроеншо.

I!ель ««.«обретения — расширение кинематичеc,«««õ Boзможностей путем jjlIBO

5 ения числа обеспечиваемых передлч при одновременном улучшении комплновочных возможностей.

Нл чертеже изображена коробка передач трлнсгортного средства, 10

Коробка пер едлч трлн спор тного средства содержит корпус 1, входной 2 и выходной 3 нллы, расположенный в корпусе I несоосно валам 2 и 3 планетарный механизм 4 с тремя основными !5 звеньями 5 — 7, а также двухпозиционное переключающее устройство 8.

Нл чертеже приведено ныполнени» планетарного механизма смешанного зацепления, в качестве основных звень»в 20 которого, связываемых с входным 2 и выходным 3 валами, выступают корош.ля шестерня 5 и водило 6, и в качестве основного з вена выборочно посредством управляющего устройства 9, снязынае- 25 мо го с корпусом 1 или с одним из других основных звеньев, например, водилом, — солнечная шестерня 7.

Возможны другое выполнение планетарного механизма 4, а также другая 30 комбинация его звеньев н качестве основных. Кроме того, что не является обязательным и определяется только необходимым числом обеспечиваемых передач, планетарный механизм 4 снабжен 3 и дополнительными звеньями — солнечными шестернями !О и 11, выборочно связываемыми с корпусом посредством упранля«ощего устройства 12. Нл схеме приведено вь«полнение управляющих уст- 40 ройств 9 и 12 в виде зубчатых муфт.

В злнисимости от специфики транспортного средства и требований к нему по переключа»мости передач, упрлвляюm«e устройства могут снабжаться син- 4 хронизлторлми, а также выполняться в виде фрикционных или других пеppKJII«I чаемых под нагрузкой устройств, Клк для планетарного механизма 4 на чертеже приведен и один вариант выполнения переключающего устройства

8, а именно в виде двух установленных на входном 2 и выходном 3 валах зубчатых муфт 13 и !4, связанных посредством упранляюще го рь«чага 15 и взаимодействующих н его позициях с венцом 16 коронной шестерни 5 и венцами ! 7 и 18 водила 6. Возможно и другое конструктивное выполнение переключаю

mего устройства 8, например, в виде фрикционных устройств и т,д.

Ч««сла зубьев венца 16 коронной шестерни 5 и венцов 17 и 18 нодила 6 при одном и том же межцентровом расстоянии зл счет коррекции вь«полнены раэнь«ми.

Предлагаемая коробка передач транспортного средс гнл работает в двух диапазонах ступенчатого изменения скорости транспортного средства — по-. ниженном и повышенном.

Первая пози««ия переключающего устройства 8 для обеспечения пониженного диапазона показана на чертеже. С входным налом 2 посредством муфты 13, взаимодействующей с венцом 16, связана коронная шестерня 15, а с выходным налом 3 посрелстном муфты 14, вза««мо— действующей с н»нцом 17, — водило 6.

В з:«висимости от включения управляюцц«:< устроистн 9 и 12 обеспечиваются четь«ре пониженных передачи. При этом низшая обеспечинлется при связи солнечной шестерни 11 с корпусом 1, средняя пониженная — при связи солнечной шест»р««и !О с корпусом !, средняя по-" вышенная — при связи солнечной шестер «и 7 с корпусом, и высшая — при связи солнечной шестерни 7 с водилом 6„

Для обес.пе ени. повышенного диапазона переключающее устройство 8 включается но вторую по:>«шию, в которой с нходным налом 2 посредством муфты

13, взаимодействующей с венцом 18, с вя з ано водило 6, а с нь«ход««ым налом

3 посредством муфты 14, взаимодействующей с венцом 16, — коронная mecтерня 5. Как и для прсдыдущего диапазона, в зависимости от включения управляющих устройств 9 и 12 обеспечиваются четыре поньцценных передачи.

При этом низшая обеспечинлемость при связи солнечной шестерни 7 с водилом

6, средняя понижеш«ая — при сня зи солнечной шестерни 7 с корпусом 1, средняя повышенная — при связи солнечной шес-.åðíè 10 с корпусом 1 и высшая — при связи солнечной шестерни 11 с корпусом 1.

Для примера в .таблице приведены передаточные отношения, обеспечиваемые предлагаемой коробкой передач при следующих числах зубьев . солнечная шестерня 7 — 21; солнечнля шестерня 10 — 30; солнечная шестерня

11 — 36; коронная шестерня 5 — 72; формулаизобретения

25

Пои ижен ный Повышенный

Диапазон

) 2 3 4

Передача

Передаточное число

1,81 1,51 1,31 1,07 0 94 0 76 0 66 0 55

Составитель С. Белоусько

Техред М.Дидык

Редактор И.Касарда

Корректор Т,Малец

Заказ 5200/22 Тираж 528 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101

5 1504) 1 венцы сателлитов, соответственно от меньшего к большему — 15, 21, 30; венец 16 коронной шестерни 5 — 32; венцы 17 и 18 водила 6 — 30.

Выполнение чисел зубьев венца 16

5 коронной шестерни 5 и венцов 17 и 18 водила 6 различными необходимо для исключения совпадения высшей передачи пониженного диапазона и низшей пе- )ð редачи повышенного диапазона, т.е.

4,и 5 передач по таблице.

), Коробка передач транспортного средства, содержащая корпус, входной и выходной валы, трехзвенный планетарный механизм, одно звено которого связано соoтве I ственно в одной позиции с корпусом, а в другой — с другим звеном планетарного механизма, два других звена которого связаны с входным и выходным валами, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения кинематических возможностей путем удвоения числа обеспечиваемых передач при одновременном улучшении компановочных возмояагостей, входной и выходной валы выполнены несоос- 30 ными планетарному механизму и слабже— ны переключающим устройством, в одной позиции связывающим с вхо,..дым вало". второе звено планетарного механизма, а с выходным — третье звено планетар35 лого механизма и во второй позиции связывающим с вход)и. и валом TpcTi.e звено планетарного механизма, а с выходным валом — второе звено планетарного механизма.

2. Коробка передач по и. ), о т л и ч а ю щ а я с я тем, что переключающее устройство выполнено в виде установленных на входном и выходном валах и связанных между собой с возможностью вращения зубчатых муфт, взаимодействующих их венцамп с зубчатым венцом второго звена планетарного мехйнизма и с одним из двух зубчатых венцов третьего звена планетарного механизма, распопоженных с двух сторон от венца второго звега планетарного механизма.

3. Коробка передач по пп, 1 и 2, отличающаяся тем, что зубчатые венцы второго и третьего звеньев планетарного механизма выполнены с различным числом зубьеь.

4. Коробка передач по и. ), n т л и ч а ю щ а я с я тем, что первым звеном планетарного механизма являет0 ся солнечная meстерня „вторым — коронная шестерня, а третьим — водило, 5. Коробка передач по пп. ) и 4, о тли чающая с ятегг,что планетарный механизм снабжен по крайней мере одной дополнительной солнечной шестерней, выборочно связываемой с корпусом.

Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства Коробка передач транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автотракторостроению и может быть использовано в трансмиссиях дорожных и строительных машин, преимущественно тракторов

Изобретение относится к самоходным машинам и предназначено преимущественно в качестве узла для гидромеханических трансмиссий тракторов и их модификаций

Изобретение относится к железнодорожному транспорту ,в частности, к тяговому приводу локомотива

Изобретение относится к машиностроению ,в частности, к коробкам передач транспортных средств, и может быть использовано в механизме управления коробкой передач трактора

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности, к ступенчатым коробкам передач, используемым на тракторах, автомобилях и других самоходных машинах в основном в качестве диапазонных редукторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к ступенчатым переключаемым под нагрузкой коробкам передач, используемым, например, в тракторах и аналогичных транспортных средствах

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к коробкам передач для самоходных машин, например тракторов

Изобретение относится к транспортному машиностроению

Изобретение относится к транспортным средствам и прежде всего к коробкам передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается выполнения трансмиссии транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к бесступенчатой трансмиссии для автомашин, тракторов и других транспортных средств, и может быть использовано в различных установках, где требуется плавное изменение передаточного отношения

Изобретение относится к сложным трансмиссиям "5х2" для транспортных средств

Изобретение относится к механическим трансмиссиям транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено, в частности, в приводе хода экскаватора

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач, применяемым в трансмиссиях транспортных средств

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть использовано в различных колесных и гусеничных машинах
Наверх