Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой передачи транспортного средства

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых передач. Цель изобретения - повышение точности за счет обеспечения возможности контроля передачи в рабочем режиме. Это достигается тем, что на установочное место опорного подшипника монтируется фланец со встроенными датчиками осевых и радиальных усилий. При испытаниях транспортное средство располагают на барабанах и проводят испытания на рабочих скоростях и нагрузках. По полученным значениям осевых и радиальных нагрузок расчетным путем определяют угол профиля и средний угол наклона зуба от их номинальных значений. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (!1) (g!) 4 С 01 М 13/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (2 1) 4282395/25-28 (22) 18.07.87 (46) 23.10.89. Бюл. Н 39 (71) Московский лесотехнический институт (72) Г.А.Иванов, А.С.Назаренко и О.В.Сергеев (53) 631 . 717. 2: 62 1 . 833 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1218302, кл. С 01 М 13/02, 1983. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ

ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗУБЧАТОЙ IIEРЕДАЧИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контИзобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых передач.

Цель изобретения — повышение точ1 ности за счет обеспечения возможности контроля передачи в рабочем режиме.

На фиг.1 изображено транспортное средство во взаимодействии с устройством для диагностирования зубчатого зацепления, общий вид; на фиг.2 устройство для диагностирования в рабочем положении, разрез; на фиг.3 сечение А-А на фиг.2, на фиг.4 — блоксхема обработки данных.

Устройство содержит (фиг. 2 и 3) фланец 1 со ступенчатой цапфой и продольными отверстиями для размещения в них стержней 2 толкателя 3. На одной из ступеней цапфы установлен упорный подшипник 4, а на другой — с

2 роля зубчатых передач. Цель изобретения — повышение точности за счет обеспечения возможности контроля передачи в рабочем режиме. Это достигается тем, что на установочное место опорного подшипника монтируется фланец со встроенными датчиками осевых и радиальных усилий. При испытаниях транспортное средство располагают на барабанах и проводят испытания на рабочих скоростях и нагрузках.

По полученным значениям осевых и радиальных нагрузок расчетным путем определяют угол профиля и средний угол наклона зуба от их номинальных значений. 4 ил. зазором втулка 5. Во втулку 5 вмонтированы воспринимающие элементы 6 датчиков 7 окружных и радиальных усилий с возможностью взаимодействия с поверхностью цапфы. На втулку

5 насажен опорный подшипник 8, внешняя поверхность которого контактирует с внутренней поверхностью корпуса 9 дифференциала диагностируемой передачи 10. Во втулку 5 вмонтирован штифт 11, входящий в отверстие в, цапфе для стопорения втулки 5 относи тельно цапфы (фиг.3) . Возможно также выполнение элемента стопорения в виде кулачковых муфт, шлицевых, шпоночных соединений и т.п. (не показано).

К фланцу 1 жестко прикреплен стакан

12, на котором закреплен воспринимаккций элемент 13 датчика осевого усилия, подпружиненный пружиной 14, расположенной между дном стакана 12

151682 5

15

30

sin P cos (arctg U)g, Р„= (tgst cot(erctg U) + sin Pain(arctg Р)), Ра

45

50 и опорой 15, укрепленной в стакане

12, с цапфой подвижно соединен вал

16 с закрепленной на нем с помощью шлицевого соединения втулкой 17. Вал

16 и втулка 17 имеют шпицы для взаимодействия со шпицами дифференциала. Блок-схема блока обработки данных включает электрически связанные с датчиками 7 и 18 через усилители

19 аналого-цифровой преобразователь

20 выходы которого подсоединены к входам программируемого калькулятора 21 с заложенной в нем программой обработки данных (фиг.4) .

Транспортное средство содержит диагностируемое устройство 22, двигатель 23, муфту 24 сцепления, коробку 25 передач, карданную передачу 26, тормоз 27, колеса 28, дифференциал и передачу 10 с корпусом, барабаны

29 (фиг. 1) .

Устройство для диагностирования технического состояния зубчатого зацепления работает следующим образом.

Транспортное средство располагается, например, на барабанах 29 задними колесами 28, от передачи 10 отсоединяется карданная передача 26, извлекаются полуоси заднего моста

P = (tgcL,sin(arctg U

Р). соя где U — передаточное число главной передачи.

Техническое состояние главной передачи определяется по величине отклонения полученных значений углов: * — угла профиля;и P — среднего угла наклона зуба от их номинальных значений.

Возможно получение данных о техническом состоянии главной передачи с помощью электрически связанного с датчиками 7, 18 через усилители 19 и коммутатор цифрового вольтметра (не показан) . По показаниям вольтметра в определенном масштабе определяются величины усилий Рд, Р„ и

Р1 и Определяются указан ь)е у55

Формула изобретения

Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой пеи передача 10. На место одной из по.луосей на посадочное место опорного подшипника по резьбе регулировочной гайки ввинчивается фланец 1 устройства 22 диагностирования. При этом упорный и опорный подшипники 4 и 8 взаимодействуют с корпусом 9 дифференциала, а шпицы — со шпицами дифференциала, блокируя последний. Включаются двигатель 23 и одна из ступеней переднего (заднего) хода коробки 25 передач колеса 28, затормаживаются тормозом 27. Включается муфта 24 сцепления. Взаимодействие шестерни передачи 10 совершают несколько оборотов под нагрузкой. При этом усилия, возникающие в главной передаче — осевое Р, радиальное Р> и окружное Р, передаются через упорный и опорный подшипники 4 и 8 соответственно через толкатель 3 — воспринимак)щему элементу 13 датчика 18 (Р ) и через втулку 5 — воспринимакщим элементам

6 датчиков 7 (Р). и Р ). Усиленные сигналы с датчиков 18 и 7 поступают на входы аналого-цифрового преобразователя 20 и преобразованные обрабатываются калькулятором согласно известных уравнений редачи транспортного средства, содержащее датчик осевого усилия, кинематически связанный с ним толкатель и блок обработки данных, о т— л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, оно снабжено фланцем с двухступенчатой цапфой и с продольными отверстиями, расположенными симметрично относительно его оси, предназначенным для установки его на посадочном месте опорного подшипника в корпусе диагностируемой передачи, упорным подшипником, установленным на большей иэ ступеней цапфы, втулкой, расположенной с зазором на меньшей ступени цапфы с элементом стопорения относительно последней, датчиками радиальных усилий, установленными во втулке с возможностью взаимодействия с цилиндрической поверхностью цапфы, радиальным подшипником, установленным на втулке, и валом с элементами блокировки, соосно соединенным с торцом второй стулицы цапфы с возможностью вращения относительно последней, а толкатель

1514825 6 выполнен в ниде набора стержней, расположенных в продольных отверстиях фланца °

Л вЂ” А

Фиг. Л

Составитель Б.Афонский

Редактор С.Пекарь Техред А.Кравчук Корректор А.Обручар

Заказ 6378/41 Тираж 789 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитата по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой передачи транспортного средства Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой передачи транспортного средства Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой передачи транспортного средства Устройство для диагностирования технического состояния зубчатой передачи транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при обкатке, ускоренной приработке и испытаниях червячных редукторов в непрерывном и повторнократковременном режимах

Изобретение относится к стендам для исследований и испытаний гибких подшипников волновых передач

Изобретение относится к машиностроению , в частности, к испытательной технике

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при обкатке и испытании с рекуперацией электрической энергии трансмиссий с двумя ведомыми выходными валами, например редукторов мостов ведущих колес комбайнов

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано при ресурсных испытаниях трансмиссий полноприводных транспортных машин

Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано при испытаниях карданных передач транспортных средств

Изобретение относится к машиностроению, а именно к измерительной технике для контроля величины момента холостого хода передач винт-гайка

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при определении жесткости зубчатых зацеплений, например зубчатых колес

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано при испытании по разомкнутой схеме нагружения электрических исполнительных механизмов, в том числе допускающих полное затормаживание выходного вала под нагрузкой

Изобретение относится к транспортному средству и может быть использовано при лабораторно-исследовательских испытаниях моторно-трансмиссионной установки транспортного средства

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам

Изобретение относится к испытательным машинам и стендам, а именно к стендам с замкнутым силовым контуром

Изобретение относится к машиностроению, а именно к испытательной технике, и может быть использовано для исследования прочности зубчатых колес и их элементов

Изобретение относится к машиностроению, касается испытательной техники и может быть использовано при испытании агрегатов трансмиссий, передающих большую мощность
Наверх