Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства

 

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя об оптимальных оборотах вала двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику питания через режимный резистор 3. Выход датчика 1 через формирователь 4 сигнала подключен к входам частотных компараторов 8, 9 и непосредственно к входам компараторов 5, 6 напряжения, входы которых соединены также с источником питания через режимный резистор. Выходы компараторов 5, 6 и 8, 9 соответственно подключены к инверсному и прямому входам элемента И 15 и элемента И-НЕ 10, выход последнего из которых подключен к первому входу второго элемента И-НЕ 11, выход которого подключен к светодиоду 13, а второй вход - к выходу управляемого генератора 12, выполненного двухчастотным. Запускающий и переключающий входы генератора 12 подключены соответственно к выходам элемента И 15 компаратора 9. Устройство сигнализирует водителю об оптимальных оборотах вала двигателя - светодиод 13 не горит, об отклонении в меньшую или большую сторону от оптимального диапазона - мигание светодиода 13 с соответственно меньшей или большей частотой и об отказе в линии связи датчика 1 - светодиод 13 горит постоянно. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦ)ИАЛИСТИЧЕС(-(ИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) А1 (s)) 4 В 60 () 9/00

I g" 0

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГННТ Сса

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (2, ) 4405348/27-11 (22) 07. 04.88 (чб) 30. 12.89. Бюл. )(48 (71) Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов автомобильной промышленности и

Научно-произ водс тве нное объеди не ни е

Казавтотранстехника" (72) Н.Ш. Габитов, В.Я. Сиятов и Д.Ш. Габитов (53) 629.01.06(088.8) (56) Лвторское свидетельство СССР

1(1438986, кл. В 60 ((9/00, 1987. (54) УСТРОИСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦ1(И ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ КОЛЕНЧЛТОГО ВА11А ДВИГАТЕЛЯ ТРЛНСЦОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя об оптимальных оборотах вала двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения. Цель изобретения повышение надежности. Устройс<во содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику гитания через режимный резистор 3. Выход датчика

1 через формирователь 4 сигнала йодключен к входам частотных компараторов 8,9 и непосредственно к входам компараторов 5,6 напряжения, входы которых соединены также с источником питания через режимный резистор. Выходы компараторов 5,6 и 8,9 соотве)ственно подключены к инверсному и прямому входам элемента И.15 и элемента И-НЕ 10, выход последнего из которых подключен к первому входу второго элемента И-НЕ 11, выход которого подключен к светодиоду 13, а второй вход — к выходу управляемого генератора 12, выполненного двухчастот т ным. Запускающий и переключающий входы генератора 12 подключены соответственно к выходам элемента И 15 КоМ паратора 9. Устройство сигнализирует водителю об оптимальных оборотах вала двигателя — светодиод 13 не горит, об отклонении в меньшую или большую сторону ст оптимального диапазона мигание светодиода 13 с сооrветственно меньшей или большей частотой и об отказе в линии связи датчика 1 светодиод 13 горит постоянно. 1 ил.

1532374

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств и позволяет информировать водителя о скоростном режиме работы двигателя и исправности линии связи датчика частоты вращения.

Цель изобретения — повышение надежности.

На чертеже приведена функциональная схема устройства.

Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, зашунтированный стабилитроном 2 и подключенный к источнику питания через режимный резистор 3. Вы-15 ход датчика 1 подключен к входу формирователя 4 сигнала, компаратора 5 и 6, напряжения и связан с источником питания через режимный резистор 7. Выход формирователя 4 подключен к вхо- 20 дам частотных компараторов 8 и 9, выходы которых подключены соответственно к инверсному и прямому входам первого элемента И-НЕ 10. Выход послед него подключен к первому входу вто- 25 рого элемента И-НЕ 11, второй вход которого подключен к выходу управляемого генератора 12, а выход — к светодиоду 13, в цепь питания которого включен ограничивающий резистор 14 ° 30

Выходы компараторов 5 и 6 подключены соответственно к инверсному и прямому входам элемента И 15, выход которого подключен к запускающему входу генератора 12. Переключающий вход последне35

ro подключен к выходу коипаратора 9.

Генератор 12 выполнен двухчастотным и при подаче на запускающий вход сигнала "0 — заторможен, выдавая на выход сигнал 1 ° а при поступлении 40 на запускающий вход сигнала "1"— возбужден и генерирует импульсы с малой частотой (например 1 Гц), если на переключающем входе сигнал "0".

При сигнале 1 на переключающем вхо- 45 де генератор 12 формирует импульсы с повышенной частотой (например 4 Гц).

Компараторы 5 и б имеют различный порог срабатывания, компаратор 5 высокий, а компаратор 6 — низкий (соответственно порядка 4 и 1 В при напряжении источника питания 5 В). Лктивное сопротивление датчика 1 значительно меньше, чем величина резисторов

3 и 7, которые выбираются равными.

Устройство работает следующим образом.

При замыкании на "массу" в цепи линии связи датчика 1 потенциал на входе формирователя 4 равен нулю. При этом на выходах всех компараторов

5-8 формируются сигналы "0", а элементы И-НЕ 10 и И 15 вырабатывают соответственно сигналы "1" и "0".

"0" с выхода элемента И 15 генератор 12 заторможен и выдает на вход элемента И-НЕ 11 "1", на другой вход которого поступает "1" с выхода элемента И-НЕ 10. Поэтому на выходе элемента И-НЕ 11 формируется сигнал "0" и светодиод 13 горит непрерывно, сигнализируя об отказе линии связи дат Ка 1.

При обрыве линии связи потенциал Hà í-.îäå Формирователя 4 равен нап,ряжению питания. Компараторы 5 и 6 срабатывают и формируют на выходах сигнал "1", а компараторы 8 и 9 формируют на выходах сигнал 0, в резульrare чего на выходах генератора 12 и элемента И-НЕ 1G — сигналы

"1" и светодиод 13 горит непрерывно, сигнализируя об отказе линии связи датчика 1.

При исправной линии связи датчика

1 потенциал на входе формирователя

Опии

4 может достигать величины ---- +О, 7 В, где U напряжение источника питания, так как величины резисторов 3 и

7 равны, а напряжение датчика 1 огра7 ничивается стабилитроном 2 на уровне

+0,7 5, в результате чего компаратор

5 не срабатывает, а комцаратор 6 срабатывает, формируя на своих выходах соответственно сигналы "0" и "1".При этом элемент И 15 формирует на своем выходе сигнал "1", который возбуждает генератор 12.

При этом, если значение частоты вращения находится в нижнем нежелательном диапазоне частот, то на выходах частотных компараторов 8 и 9 сигналы "0", генератор 12 генерирует импульсы с низкой частотой (1 Гц), а элемент И-НЕ 10 вырабатывает сигнал

"1", пропускающий импульсы генератора 12 через элемент И-!Ж 1 1 на светодиод 13, который начинает мигать с низкой частотой, сигнализируя о нежелательном нижнем диапазоне частот вращения вала двигателя.

Если значение скорости находится в среднем экономичном диапазоне частот, то на выходах частотных компараторов 8 и 9 соответственно cHIналь

"0" и "1". Поэтому на выходе элемен2374

Формулаизобретения

Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства ° содержащее датчик частоты вращен .я, связанный через формирователь сигнала с входами двух частотных компараторов, выСоставитель Л. Рез никова

Техред Л.Олийнык Корректор С. Бекмар

Редактор И. Касарда

Заказ 8050/26 Тираж 522 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5.Производственно-издательский комбинат "Патент", г.Ужгород, ул. Гагарина, 101

5 153

ra И-НЕ 1О вырабатывается сигнал "0", блокирующшr прохождение импульсов генератора 12 через элемент И-НЕ 11, и светодиод 13 не горит, что информирует об экономичном режиме работы двигателя.

Когда значение скорости находится в верхнем запре1ном диапазоне частот, ro на выходах компараторов 8 и 9—

"1". При этом генератор 12 формирует импульсы с повышенной частотой (4 Гц), а элемент И-НЕ 10 вырабатывает сигнал

"1", пропускающий импульсы генератора 12 через элемент И-HE 11 на светодиод 13, который начинает мигать. с повышенной частотой, сигнализируя о запретном диапазоне .астот вращения коленчатого вала двигателя. ходы которых подклочены соответственно к инверсному и прямому входам первого элемента И-НЕ, выход которого

5 подключен к первому входу второго элемента И-НЕ, второй вход которого подключен к выходу управляемого генератора, а выход — к светодиоду, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено элементом И, двумя компараторами напряжения, входы которых объединены с входом формирователя сигнала и подключены через режимный резистор к одному из полюсов источника питания, а выходы компараторов напряжения под,— ключены соответственно к инверсному и прямому входам элемента И, выход которого подключен к запускающему вхо20 ду вычолненного двухчастотным управляемого генератора, переключающий вход которого объединен с прямьи входом первого элемента -klE при этом датчик частоты вращения выполнен за25 шунтированным стабилитроном и подключен к другому полюсу источника питания через другой режимный резистор.

Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства Устройство для сигнализации частоты вращения коленчатого вала двигателя транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортного средства и может быть использовано для сигнализации об оптимальной частоте вращения вала двигателя

Изобретение относится к транспортной технике, может использоваться для контроля технического состояния гасителей колебаний единиц подвижного состава

Изобретение относится к устройствам автомобильной электроники ,в частности, к электронным устройствам для контроля параметров транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано для контроля ходовых качеств железнодорожных транспортных средств

Изобретение относится к сигнальным устройствам трйнспортных средств и обеспечивает повьшение точности, Устройство при помощи одного светодиода 9 информирует водителя о четы- Р.ех различных уровнях частоты вращения коленчатого вала двигателя

Изобретение относится к сигнальным устройствам транспортных средств, в частности к встроенным в автомобиль сигнализаторам включенного состояния стояночного тормоза

Изобретение относится к транспортному приборостроению и может быть использовано для индикации оптимальной скорости движения транспортного средства

Изобретение относится к контрольно-управляющей аппаратуре транспортных средств, например автомобилей

Изобретение относится к транспортной контрольно-измерительной технике и может использоваться в устройствах для допускового контроля режимных параметров и сигнализации аварийного и неадекватного состояния функциональных узлов автомобиля

Изобретение относится к автомобильным сигнальным системам и предназначено для контроля за реакцией водителя о восприятии им дорожных знаков, линий разметки дорог, сигналов светофоров, а также получения информации о допущенных нарушениях правил дорожного движения при обучении вождению автомобиля как самостоятельно, так и под присмотром тренера

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к устройствам контроля процесса торможения

Изобретение относится к области автомобильного транспорта, а более конкретно к электрооборудованию транспортных средств и, в частности, к светосигнальным устройствам автомобилей

Изобретение относится к системам оповещения и предупреждения об аварийной ситуации на дороге
Наверх