Электропривод переменного тока

 

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах подъемно-транспортных машин. Целью изобретения является расширение диапазона частот вращения, в котором зависимость жесткости механических характеристик не зависит от величины нагрузки повышения надежности путем снижения бросков момента. Электропривод переменного тока содержит индукционные элементы 2 и тиристорный коммутатор 3, включенные в цепь ротора асинхронного двигателя 1. Сигнал обратной связи является суммой напряжения на роторе двигателя и падения напряжения на индукционном элементе 2. Блок задания 9 формирует три напряжения, которые сравниваются с сигналом обратной связи на одном из блоков сравнения 10-12. В зависимости от соотношения сигнала обратной связи и напряжений задания осуществляется управление тиристорами 4-6 коммутатора. При этом один из тиристоров работает в импульсно-ключевом режиме, а остальные включены или выключены. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1539952

А1 (51) 5 H 02 P 7/40, 5/36

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

1 (21) 4383786/24-07 (22) 25.02.88 (46) 30.01.90. Бюл. М 4 (71) Липецкий политехнический институт (72) A.È. Зайцев, С.В. Морозов, Л.Я. Теличко, И.В. Пивоваров и Г.Н. Котлюба (53) 62-83:621.316. 718. 3 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 860252, кл. H 02 Р 5/36, 1979„

Авторское свидетельство СССР

Н ll/9509, кл. Н 02 P 5/36, !983. (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах подьемно-транспортных машин. Целью изобретения является расширение диапазона частот вращения, в котором зависимость жесткости механических характеристик не зависит от величины нагрузки, и повышение надежности путем снижения бросков момента. Электропривод переменного тока содержит индукционные элементы 2 и тиристорный коммутатор 3, включенные в цепь ротора асинхронного двигателя 1. Сигнал обратной связи является суммой напряжения на роторе двигателя и падения напряжения на индукционном элементе

2. Блок 9 задания формирует три напряжения, которые сравниваются с сигналом обратной связи на одном из. блоков 10-12 сравнения. В зависимости от соотношения сигнала обратной связи и напряжений задания осуществляется управление тиристорами 4-6 коммутатора. При этом один из тиристоров работает в импульсно-ключевом режиме, а остальные включены или выключены. 2 ил.

1539952

Электропривод работает следующим образом.

Блок 9 задания вырабатывает три

5 напряжения задания Б, U+, . U>o причем U>>„> 11 > Б Ь

С роторной оомотки снимается сигнал, пропорциональный роторному напряжению: (4) Здесь

° Z = 2 + Х2 ис ис ис где R

Х

Ч ис ис

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в асинхронных электроприводах подьемно-транспортных машин.

Цель изобретения - расширение диапазона частот вращения, в котором жесткость механической характеристики не зависит от величины нагрузки, и повышение надежности пу,тем снижения бросков момента.

На фиг. 1 представлена блок-схема электропривода переменного тока; на фиг. 2 - механические характеристики.

Электропривод переменнo Q TQKG co держит асинхронный двигатель 1 с фазным ротором, три индукционных элемента 2, коммутатор 3, выполненный на тиристорах 4-6, соединенных между собой, например, в треугольник (тиристоры могут быть соединены и по мостовой схеме). Одни выводы индуктивных элементов соединены с выводами соответствующих фаз обмотки ротора асинхронного двигателя 1, а другие выводы у индукционных элементов подключены к точкам соединения тиристоров 4-6.

Управляющие электроды тиристоров 4-6 подкачены к выходам соответствующих формирователей 7 управляющих импульсов, выводы фаз обмотки ротора соединены с одним входом сумматора 8, второй вход которого подключен к выводам индукционных элементов 2.. Электропри, вод содержит также блок 9 задания с тремя выходами, блоки 10-12 сравнения, первые входыо которых соединены с выходом сумматора 8, а второ"- вход каждого блока сравнения подключен к соответствующему входу блока 9 задания 4п

Выходы блоков сравнения подключены соответственно к входам формирователей 7.

На фиг. 2 введены следующие обозначения: 13 - механическая характеристика электродвигателя 1 при включении всех трех тиристоров; 14 характеристика при включении двух тиристоров; 15 - характеристика при включении одного тиристора; 16величина задания U c,>,, 17 - уровень отключения блока 1 ; 18 уровень его включения", 19 - величина задания U c,, 20 — уровень отключеФ2 ния устройства 11 сравнения; 21 уровень его включения; 22 - величина

5% задания U ; 23 - уровень отключения блока 12 сравнения; 24 - уровень его включения.

1 "р (E I Z ) () где k - постоянный коэффициент;

U ---линейное напряжение роторр ной обмотки;

Š— фазная ЭДС ротора;

IP — ток ротора;

Z — полное сопротивление фазы с ротора.

С индукционного сопротивления (ИС) снимается сигнал, пропорциональный падению напряжения на фазе ИС: (2) где 1 - постоянный коэффициент;

U — напряжение на фазной обмот ке индукционного сопротивления;

Z c — полное сопротивление фазы

ИС.

Сигнал на выходе сумматора

U = kU+ kUÄ,=1„ГЗ К,,о

Из этого уравнения (3) для того, чтобы сигнал на выходе сумматора был прямо пропорционален ЭДС ротора необходимо выполнения условия активное сопротивление ротора двигателя; реактивное сопротивление ротора при S = 1; скольжение электродвигателя; активное и реактивное сопротивления ИС, являющиеся нелинейными функциями скольжения и тока ротора.

Из-за того, что и Zс, и Z зависят

Ис от скольжения электродвигателя, равенство (4) строго выполняется только при одной скорости. Но так как зависимости Z и Zи от скольжения носят одинаковый характер - при уменьшении скольжения и Z>, и Z„, уменьшаются, 5 -15 то примерное равенство между правой и левой частями уравнения {4) сохраняется независимо от значения скорости. Поэтому сигнал на выходе сумматора пропорционален ЭДС ротора в широком диапазоне скоростей и нагрузок, и, следовательно, жесткость механических характеристик изменяется незначительно.

При включении в сеть двигателя 1 сигнал сумматора 8 больше любого из напряжений задания, вырабатываемых блоком 9. Срабатывают блоки 10-12 сравнения, и включаются все три тиристора 4-6, коммутатора 3. Двигатель разгоняется по характеристике 13 с увеличением скорости ЭДС ротора и сигнал сумматора U уменьшаются. При достижении сигналом сумматора уровня 17 срабатывает устройство 10 срав.нения и тиристор 4 отключается. Если рабочая точка лежит между характеристиками 13 и 14, то тиристоры 5 и 6

1 постоянно включены, а тиристор 4, ,включаясь при снижении скорости под действием момента нагрузки до уровня, 16 и выключаясь при повышении скорости до уровня 17, обеспечивает среднюю характеристику 16. Если рабочая точка лежит левее характеристики 14, то двигатель разгоняется после отключения тиристора 4, При достижении скоростью уровня 20 срабатывает устройство 11 сравнения и отключается тиристор 5. В случае, если рабочая точка лежит между характеристиками 14 и l5, тиристор 6 постоянно включен, тиристор 5, включаясь и выключаясь, обеспечивает характеристику 19, при этом броски электромагнитного момента ограничены характеристикой 14. Если рабочая точка лежит левее характеристики 15, то тиристоры 4 и 5 отключены, а тиристор 6, работая в импульсно-ключевом режиме, обеспечивает среднюю характеристику 22, броски момента при этом ограничены характеристикой 16.

1

Таким образом, использование напряжения на индукционном элементе в качестве сигнала, пропорционального

39952 6 току, приводит к тому, что сигнал обратной связи остается пропорционален ЭДС ротора независимо от частоты вращения и нагрузки двигателя, что

5 означает практически постоянную жест.кость рабочих характеристик. Введение дополнительно двух блоков сравнения .и двух формирователей импульсов дает возможность осуществлять раздельное управление тиристорами коммутаторов и, следственно, снизить броски электромагнитного момента двигателя.

Формула изобретения

Электропривод переменного тока, содержащий асинхронный двигатель с фазным ротором, три индуктивных элемента, каждый из которых одним выводом соединен с выводом соответствующей фазы обмотки ротора асинхронного двигателя, коммутатор, выполненный на тиристорах, соединенных между собой, к точкам соединения которых подключены другие выводы индуктивных элементов, формирователь управляющих импульсов с тремя входами и тремя выходами, каждый из которых соединен

З0 с управляющим входом одного из тиристоров коммутатора, сумматор, один вход которого соединен с выводами фаз обмотки ротора, а выход подключен к одному входу блока сравнения, другим входом соединенного с выходом блока

35 задания, о т л и ч а. ю шийся тем, что, с целью расширения диапазона частоты вращения, в котором жесткость механической характеристики не

40 зависит от момента нагрузки, и повышения надежности путем снижения бросков момента, выводы индукционных элементов снабжены зажимами для подключения к второму входу сумматора, а

45 блок задания - двумя выходами и введены два блока сравнения, первые входы которых подключены к выходу сумматора, второй вход каждого введенного блока сравнения - к одному из до"

gp полнительных выходов блока задания, а выходы блоков сравнения соединены с входами формирователя управляющих импульсов.

1539952

Составитель А, Головченко

Техред М,Ходанич Корректор Л.Патай

Редактор А. Огар

Заказ 228 Тираж 453 Подписное .ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 191

Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока Электропривод переменного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маховичных электроприводах кузнечнопрессовых машин Цель изобретения - повышение быстродействия

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах механизмов с периодическим кратковременным изменением скольжения

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для управления асинхронным электроприводом непрерывного транспорта (эскалаторов, канатных дорог и т.п.)

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах общепромьшшенных механизмов с точным позиционированием

Изобретение относится к электротехнике ,и может быть использовано в электроприводах общепромьшшенных механизмов

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах кранов любого промышленного назначения

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для реверсивного управления асинхронными двигателями в системах прямого цифрового управления

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах кранов промышленного назначения

Изобретение относится к области ;электротехники и может быть исполь- 3овано для управления электроприводами кривошипно-шатунных механизмов

Изобретение относится к электротехнике

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в автоматизированных электроприводах различных механизмовV Цель изобретения - расширение диапазона регулирования скорости
Наверх