Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства

 

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию воздуха или жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления. Целью изобретения является упрощение конструкции и технологии при повышении надежности работы. Передаточный механизм состоит из неподвижного зубчатого сектора 2, в геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня 4, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой 7, а также по меньшей мере одна промежуточная шестерня 10, установленная с возможностью зацепления и вращения между сектором 2 и первой шестерней 4. Оси указанных шестерен соединены общим поводком 12, установленным с возможностью свободного вращения вокруг неподвижной оси первой шестерни, а исполнительный орган 13 непосредственно соединен с поводком. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

„„SU „„1549799. СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 60 Н 1 ОО

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4427610/25-11 (22) 18.05.88 (46) 15.03.90. Бюл. М 10 (71) Запорожский автомобильный завод ."Коммунар" (72) А.Д. Гурлянд и В.И. Лимарь (53) 629.113.06(088.8) (56) Заявка фРГ И 3409260, кл. В 60 Н 1/00, 1985. (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ

ОТОПЛЕНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к регулированию воздуха или Жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления. Целью изобретения является упро2 щение конструкции и технологии при повышении надежности работы. Передаточный механизм состоит из неподвижного зубчатого сектора 2, в .геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня 4, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой 7, а также по меньшей мере, одна промежуточная шестерня 10, установленная с возможностью зацепления и вращения между сектором 2 и первой шестерней 4. Оси указанных шестерен соединены общим поводком 12, установленным с возможностью свободного вращения вокруг неподвижной оси первой шестерни, а исполнительный орган 13 непосредственно соединен с поводком.

1 з.п. ф-лы, 4 ил. (2) 360 К sin —, o ° Ч (4)

f(r ) ч, 2Rsin " 360 7

21Гг „ „ п1 или

kgb

3 154979

Изобретение относится к автомобилестроению,. в частности к регулированию воздуха или жидкости, подаваемых в салон автомобиля или к теплообменнику систем вентиляции и отопления.

Цель изобретения - упрощение конструкции и технологии изготовления при повышении надежности работы.

На фиг. 1 схематично показано устройство управления; на фиг. 2сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 кинематическая схема устройства; на фиг ° 4 - то же, устройство управления по схеме на фиг. 3.

Устройство состоит из корпуса 1 с неподвижным зубчатым сектором 2 и осью 3 шестерни 4. На корпусе 1 выполнен фигурный выступ, взаимодействующий с пазом 6 зубчатой рейки

7, управляемой рукояткой 8. Рейка 7 зафиксирована в корпусе планкой 9.

Зубчатая рейка находится в зацеплении с шестерней 4, которая в свою очередь связана с шестерней 10, находящейся в. зацеплении с сектором 2. Ось 11 шестерни 10 соединена с осью 3 шестерни 4 посредством поводка 12. На поводке 12 закреплен исполнительный орган 13. Точка В закрепления органа

13 на поводке 12 определяет .передаточное отношение между перемещением рукоятки 8 и исполнительного органа

13 (см. фиг. 4).

Устройство может быть выполнено таким образом, что управляющая зубчатая рейка отсутствует, а привод в этом случае будет осуществляться посредством вращающейся рукоятки (не показано), установленной на шестерне 40

4, вращающейся вокруг неподвижной оси 3.

Устройство работает следующим образом.

При перемещении рукоятки 8 зубча- 4 тая рейка 7 (см. фиг. 1) перемещается из положения I в положение II (на фиг. 4 обозначено 1), а шестерня

4, вращаясь вокруг неподвижной оси 3, приводит во вращение шестерню 10, находящуюся в зацеплении с неподвижным сектором 2, при этом поводок 12 повернулся вокруг оси на угол Ч и переместил орган 13 из положения III в положение IV, (на фиг. 4 обозначено

s).

Исполнительный орган закреплен на определенном расстоянии от неподвижной оси первой шестерни, изменяя которое можно каждый раэ получать разные передаточные отношения

1У = -) (1) где i - передаточное отношение всего

У устройства;

s - поступательное перемещение исполнительного органа;

1 - поступательное перемещение ведущей рейки.

Согласно кинематической схеме устройства (фиг. 3, 4)

s = 2Кэ1п —, 2

1,1,J

27lr1 Ч (3)

360 где R — расстояние от оси первой шестерни до точки закрепления исполнительного органа;

- угол поворота поводка; г, - радиус первой шестерни;

<р,: - угол поворота первой шестерни.

Подставляя в формулу (1) выражение

s и 1 иэ формулы (2) и (3), получим:

Принимая передаточный механизм в предлагаемом устройстве аналогичным известному трехзвенному планетарному редуктору, можем определить передаточное отношение иэ формулы

Ч °

k="Ч (5) k = (1+ - ), (6)

1 где z - количество зубьев шестерни

1 с неподвижной осью (солнечная шестерня);

z — количество зубьев неподвиж

3 ного зубчатого сектора (коронная шестерня), при этом аналогично формуле (5)

k = — и о где и, - частота вращения первой шестерни;

n — частота вращения поводкаЬ водила. а так как углы поворота первой шестерни ц и поводка ц пропорциональны их частоте вращения, 5 154

Подставляя вместо него значение из формулы (5) в формулу,(4), получим

360 R sin —, М.s 2 (7) j yrkV из которой определяется расстояние, на котором закрепляется исполнительный орган (К) 1rs r k V

R = (8)

360 R sino °

Таким образом, для различных значений К можно получать различные передаточные отношения в пределах от до О.

Изменяя точку закрепления исполнительного органа на поводке-водиле в предложенном устройстве (см. Фиг. 4), а также число и расположение промежуточных шестерен, достигаем расширения диапазона передаточных чисел, всего устройства в понижающем ряду от 0 до 1, что практически обеспечивает уменьшение усилия, затрачиваемого на управление и повышает точность регулирования.

9799

6 эацеплены шестерни, связанные между ,собой поводком, связанным с исполнительным органом, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью упроще: ния конструкции и технологии, при повышении надежности работы, непод. вижно установленный зубчатый элемент . передаточного механизма выполнен в виде зубчатого сектора, в геометрическом центре которого установлена на неподвижной оси первая шестерня, сопряженная с подвижной зубчатой рейкой, а также по меньшей мере одна промежуточная шестерня, установленная с возможностью зацепления и вращения между упомянутыми сектором и первой шестерней, причем общий для указанных шестерен поводок установлен с воэмож20 ностью свободного вращения вокруг не-, подвижной оси первой шестерни.

2. Устройство по и. 1, о т л ич а ю щ е е с я тем, что исполнительный орган закреплен на поводке

25 в точке, отстоящей от неподвижной оси первой шестерни на расстоянии, определяемом из соотношения

30 где R—

k40 °

Формула изобретения

1. Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства, содержащее подвижно установленный управляющий элемент в виде зубчатой рейки, кинематически связанный посредством понижающего передаточного механизма с исполнительным органом в виде крана или заслонки системы отопления и вентиляции транспортного средства, при этом понижающий передаточный механизм включает в себя неподвижно установленный зубчатый элемент, с которым

1 ь т,1

360 1.sin—

2 расстояние от оси первой шестерни до точки закрепления исполнительного органа; поступательное перемещение исполнительного органа; радиус первой шестерни; передаточное отношение передаточного механизма; угол поворота поводка-водила, град.; поступательное перемещение ведущей рейки.

1 549799 фиг2

Составитель С. Белоусько

Техред М.Ходанич Корректор C. Шекмар

Редактор А. Долинин

Подписное

Тираж 407

Заказ 238

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„, д. 4/5

Проиэводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства Устройство управления для системы отопления и вентиляции транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортным средствам для доставки на стройплощадку бетонов и растворов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам создания микроклимата в кабинах транспортных средств, и может быть использовано в кабинах тракторов, грузовых и легковых автомобилей, строительно-дорожных машин

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение комфортности в кабине

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к вентиляции в кабинах самоходных машин

Изобретение относится к устройствам для вентиляции и подогрева воздуха кабин строительно-дорожных машин с электрическим питанием и повышает надежность путем охлаждения узлов трения колеса вентилятора потоком наружного воздуха

Изобретение относится к транспортному машиностроению и позволяет повысить производительность системы охлаждения

Изобретение относится к транспортному машиностроению и обеспечивает повышение точности и сокращение времени определения расхода вентиляционного воздуха, а также уменьшение расхода газа-индикатора

Изобретение относится к испытательной технике тракторного и сельскохозяйственного машиностроения и обеспечивает испытания отопителей кабин путем моделирования реальных условий их эксплуатации

Изобретение относится к машиностроению, в частности к большегрузным карьерным автосамосвалам, имеющим подогрев стенок грузовой платформы отработавшими газами двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, а именно к вентиляции, отоплению и кондиционированию воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к оборудованию для обеспечения и поддержания комфортных условий в кабинах транспортных средств, и может быть использовано для регулирования температурного режима воздуха, подаваемого в кабину

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к системам обеспечения работы дизельных силовых установок военных гусеничных машин

Изобретение относится к машиностроению, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например легковых автомобилей

Изобретение относится к системам кондиционирования воздуха и может быть использовано в транспортных средствах, а также в качестве бытового кондиционера в системах подогрева и охлаждения воздуха в помещениях

Изобретение относится к транспортному машиностроению, конкретно касается конструкции систем охлаждения трансмиссии и подвески транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к системам вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха в кабинах транспортных средств, например, легковых автомобилей
Наверх