Аппарат на воздушной подушке

 

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования амфибийных аппаратов на воздушной подушке. Цель изобретения - повышение устойчивости аппарата. Аппарат 1 на воздушной подушке содержит несущую конструкцию 2, поддерживаемую воздушной подушкой под давлением, создаваемым вентилятором 8. Аппарат имеет периферийное гибкое надувное ограждение 5 воздушной подушки, а также центральную продольную 17 и перпендикулярную поперечную 18 надувные перегородки. Ограждение 5 и перегородки 17 и 18 выполнены с возможностью регулирования своей формы посредством силовых гибких надувных деформируемых элементов 20 - 31, образованных гибкими лентами. Эти элементы сообщаются с вентилятором 8 распределительным трубопроводом 19. Перегородка 18 делит область воздушной подушки на носовую 13 и кормовую 14 камеры. Ограждение 5 выполнено с листовыми частями, при этом верхняя часть закреплена на несущей конструкции 2, которая выполнена с аркой 41, и с шарнирной фермой, связанной с конструкцией 2 и аркой 41. Листовая нижняя часть закреплена вверху на арке 41. Полости перегородок 17 и 18 сообщаются с периферийным пространством воздушной подушки, а камера 13 или 14 выполнена по крайней мере с двумя из упомянутых силовых элементов. 14 з.п. ф-лы, 27 ил.

СОЮЗ COBETCHHX

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1556532 (51) 5 В 60 V 1/16

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ПАТЕНТУ вв вверг а гни вг

/ л

77 %

/!» — г, /

/ гз

/ г .!—

47

Зг

;ч,, лф

-,г

МV г гв щ1

Ar гв

87 б г !!! !

1, > (I

1" 87

Л!!!

25

73 л e V М гrt

Фиг.г

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4203672/27-11 (22) 04.11.87 (31) 8615405 (32) 05,11.86 (33) FR (46) 07. 04. 90 Бюл. N 13 (7! ) Сеаглидер Консепт С.А. (PR) (72) Даниель Морас (FR) (53) 629. 1.9. 039 ° 002. 54 (088. 8) (56) Патент США !т 4433745, кл. 180/118, опублик, 28. 02. 84.

2 (54) АППАРАТ HA ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ (57) Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования амфибийных аппаратов на воздушной подушке.

Цель изобретения - повышение устойчивости аппарата. Аппарат 1 на воздушной подушке содержит несущую конструкцию 2, поддерживаемую воздушной подушкой под давлением, создаваемым вентилятором 8. Аппарат имеет периферийное

1556532 гибкое надувное ограждение 5 воздушной подушки, а также центральную продольную 17 и перпендикулярную поперечную

18 надувные перегородки. Ограждение

5 и перегородки 17 и 18 выполнены с

5 возможностью регулирования своей формы посредством силовых гибких надувных деформируемых элементов 20-31, образованных гибкими лентами. Эти эле- О менты сообщаются с вентилятором 8 распределительным трубопроводом 19. Перегородка 18 делит область воздушной подушки на носовую 13 и кормовую 14 камеры, Ограждение 5 выполнено с листовыми частями, при этом верхняя часть закреплена на несущей конструкции 2, которая выполнена с аркой 41, и с шарнирной фермой, связанной с конструкцией 2 и аркой 41. Листовая нижняя часть закреплена вверху на арке 41.

Полости перегородок 17 и 18 сообщаются с периферийным пространством воздушной подушки, а камера 13 или 14 выполнена по крайней мере с двумя из упомянутых силовых элементов. 14 з.п. ф-лы, 27 ил.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается конструирования амфибийных аппаратов на воздушной подушке.

Цель изобретения - повышение устойчивости аппарата. >$

На фиг, 1 показан аппарат, вид снизу; на фиг ° 2 - Разрез А-А на фиг.1; на фиг. 3 - разрез Б-F на фиг. 1; на фиг. 4 - разрез В-В на фиг. 1; на

Фиг ° 5 - аппарат без ограждения и пе- 30

° ° ° егородок, вид снизу; на фиг. 6 зел I на фиг. 5; на фиг. 7 - вид Г на фиг. 5; на фиг. 8 - схема левой части устройсгва, показанного на фиг. 4; на фиг. 9 - участок гибкого ограждения с частью одного из силовых

35 элементов, аксонометрия; на фиг. 10 развертка силового элемента; на фиг. 11 - развертка ленточной расчалки; на фиг. 12 — нижняя часть гибкого О ограждения, аксонометрия; на фиг.13 .узел II на фиг. 12; на фиг. .14 - вид

Д на фиг. 12; на фиг. 15 - схема нижней части ограждения с приспособлением для защиты от брызг и пыли; на фиг. 16 - разрез Е-Е на фиг. 1; на фиг. 17 — силовой элемент; на фиг.18силовой элемент, присоединенный к гибкому ограждению, поперечный разрез; на фиг. 19 - клапан, расположенный внутри силового элемента, поперечное сечение; на фиг. 20 - клапан с участком силового элемента, аксонометрия; на фиг. 21 - схема работы гибкого ограждения; на фиг. 22 - то же, со схемой работы клапанов; на фиг. 23 - о же, при наличии препятствия на опорном экране; на фиг. 24 - схема регулирования давления в силовых элемен! тах аппарата на воздушной подушке; на фиг. 25 - схема изменения формы одной из перегородок; на фиг. 26 аппарат при наличии крена; на фиг.27 аппарат на воздушной подушке, вид сбоку о

Аппарат 1 на воздушной подушке может перемещаться как по морю, так и по суше или по мелкой воде, или по болотистой местности. Аппарат 1 содержит несущую конструкцию 2, гребное устройство 3 для движения по воде, расположенное на корме аппарата, устройство

4 для движения по суше и устройство для обеспечения поддержания посредством нагнетания воздушной подушки. Когда устройство 3 находится в работе, устройство 4 находится в убранном состоянии, и наоборот. Однако в точке выхода из воды или входа в воду оба устройства 3 и 4 находятся в нижнем положении. При плавании на мелкой воде устройство 3 поднято и движение осуществляется с помощью по меньшей мере двух винтов или турбин с обтекателями, являющихся цельной частью устройства 4. Домкраты (обозначены V, фиг. 2) гидравлического или пневматического типа обеспечивают установку на место и откидывание устройств 3 и

4 для движения.

Устройство для обеспечения поддержания выполнено в виде внешнего периферийного гибкого надувного ограждения 5 из мягкого и гибкого материала, верхняя кромка 6 которого прикреплена к конструкции 2., а нижняя кромка

7 свободна.

Ограждение 5 ограничивает поддерживающую воздушную подушку, нагнетаемую

5 155653 вентилятором 8 с вертикальной осью,— расположенным в центральной кормовой части конструкции 2 и приводимым во вращение одним или несколькими двигателями. Вентилятор 8 содержит два

I идентичных противоположных выхода 9 и

10, причем выход 10 частично представлен на фиг. 1. Выход 9 разделен на два рукава 11 и 12, первый 11 из которых ответвляется внутрь, а второй 12 наружу. Выход 10 также разделен на два рукава для питания сжатым воздухом другой продольной половины воздушной подушки. !

Пространство, ограниченное ограждением .5, разделено на четыре камеры !

3 - 16 продольной перегородкой 17, проходящей посередине, и поперечной перегородкой 18, которая в случае не- 20 обходимости слегка смещена в нос по отношению к миделю аппарата 1, хотя это расположение не является обязательным. Распределение сжатого воздуха осуществляется посредством распре- 25 делительного трубопровода 19, подключенного к выходному рукаву 11 вентилятора 8 для камер 13 и 14, камеры 15 и 16 питаются таким же образом посредством трубопровода, расположенного 30 симметрично по отношению к трубопроводу l9.

Учитывая, что конструкция поддерживающих средств является одной и той же в левой и правой продольных частях

35 аппарата, приводится описание конструкции только правой части (фиг. I).

Трубопровод 19, направление кото" рого соответствует контуру ограждения 5, питает посредством различных 40 ответвлений силовые гибкие надувные деформируемые элементы 20 и 21, присоединенные к камерам 13 и 14, и такие же силовые элементы 22 и 23, присоединенные к камерам 13 и 14, кото" 4 рые смещены вниз и внутрь по отношению к элементам 20 и 21. В каждой камере все силовые элементы расположены таким образом, чтобы следовать контуру ограждения 5.

Силовые элементы 20-23 образуют органы, управляющие работой ограждения

5, т.е. изменением его формы, которое . может осуществляться на ходу аппарата 1. 55

Таким же образом, как к ограждению

5 присоединены силовые элементы 20

23, к продольной перегородке 17 присо-1 единены силовые элементы 24 - 27, па2

6 раллельные перегородке 17, при этом элементы 24 и 26 расположены в каме; рах 13 и 14, а элементы 25 и 27 - соответственно в камерах 15 и t6. Та" ким же образом к поперечной перегородке 18 присоединены элементы 28

31, параллельные перегородке 18, при этом элементы 28 и 29 расположены в камерах 13 и I4, а элементы 30 и

31 — в камерах 15 и 16. Элементы 24

31 предназначены для управления положением перегородок 17 и 18 и питаются сжатым воздухом, выходящим из перегородок 17 и 18, которые, в свою оче редь, питаются сжатым воздухом, выходящим из периферийного шланга 32, присоединенного к ограждению 5.

Устройство содержит также внутренние шланги, расположенные тангенциально к шлангу 32, а именно: с одной стороны, шланг 33, расположенный в кормовой камере !3 и состоящий из двух сегментов, расположенных один напротив задней части шланга 32, а другой напротив его боковой части, при этом сегменты соединены промежуточным .сегментом, расположенным сзади рукава 12, если смотреть на фиг.!, и, с другой стороны, шланг 34, расположенный в носовой камере I4 ° Конец

35 каждого из шлангов 33 и 34, кото" рый находится вблизи перегородки 17 либо 18 в зависимости от конструкции, сообщается с внтуренним пространством соответствующей перегородки посредством коленчатого трубопровода 36, снабженного на конце клапаном 37, В носовой части аппарата 1 расположен вблизи входной зоны трубопровода 19 в камеру 14 шланг 38 малой длины.

Ограждение 5 содержит две листо- . вые части: верхнюю 39 и нижнюю 40 (фиг. 2 - 4 и 8). Часть 39 соединена, с одной стороны, с конструкцией 2, верхней кромкой 6 например, посредством болтового соединения, а с другой стороны, с аркой 41 (фиг. 5), которая имеет форму удлиненного стерж" ня, загнутого на каждом из его концов. Аппарат 1 содержит две арки 41, расположенные симметрично по отношению к продольной диаметральной плоскости симметрии (фиг. 5). Часть 40 разделяется на три последовательных участка 42 - 44. Первый участок 42 содержит множество отверстий 45 (или является пористым) и присоединен к

7 155653 арке 41 второй участок 43 присоединен к предыдущему, а третий участок 44 образует изнашиваемую ленту.

Каждая арка 41 поддерживается шарМ

5 . нирнои фермои, образованной по одному из возможных вариантов (фиг. 5, правая половина аппарата 1 в направлении движения аппарата) двумя фермами 46, содержащими каждая пару трубок 10 (фиг. 4). Обе трубки одним концом присоединены к соответствующей арке

41, а противоположным концом одна трубка соединена с верхней частью конструкции 2, другая трубка — с ее нижней частью, В данном варианте трубки являются неподвижными.

На фиг. 5 - 7 показан другой вариант выполнения систем, образующих шарнирную Ферму. В этом случае фермы осо-20 бенно пригодны для крупногабаритных аппаратов, причем каждая ферма выполнена в виде двух рычагов, шарнирно соединенных один с другим, при этом один из них поворотен вокруг оси, ус- 25 тановленной на конструкции 2, а другой - вокруг оси, установленной на арке 41. К средней оси, соединяющей рычаги, присоединен упор для избежания их полного раскрытия. Трос присоединен к двум внешним шарнирам.. Его укорачивание позволяет перемещать арку

41 к конструкции 2, при этом арка занимает положение, показанное пунктирными линиями HB фиг. 5. Таким образом 3g возможно уменьшение габаритов аппара-а 1, например, для облегчения прохо.1а шлюзов.

Участки 42 и 43 части 40 ограждения 5 выполнены за одно целое; учас- 40 ток 44 прикреплен к участку 43, нап. ример, болтами, заклепками или клипсами (фиг. 12), проходящими через обе перекрывающиеся кромки участков 43 и 44. 45

Придание формы ограждению 5 на участках 43 и 44 осуществляется системами листовых расчалок 47, которые расположены при равном шаговом удалении в плоскостях, перпендикулярных ограждению 5. Эти системы расчалок

47 соединяют ограждение 5 с продольной кромкой 48 напротив нижнего силового элемента 22 или 23 в зависимости от того, находится ли он соответственно в камере 13 или 14. Противоположная продольная кромка 49 элементов 22 и 23 соединена с конструкцией

2 аппарата 1 (фиг ° 9 и 4).

В каждую систему расчалок 47 (фиг. 3 - 5, 8 и 9) входят три верхние треугольные расчалки, присоединенные к участку 43 листовой части

40 и три четырехугольные расчалки, прикрепленные своими вершинами к участку 43 ограждения 5, а также нижняя расчалка, присоединенная к участку 44 или изнашиваемой ленте ограждения 5.

Конструкция и монтаж расчалок показаны на Фиг. 9 и 11 (для верхних расчалок) и на фиг. 12 — 14 (для нижней расчалки) .

Каждая верхняя расчалка имеет прямоугольную форму и прикреплена вдоль поперечной кромки к участку 43 посредством любого соответствующего средства. Вдоль противоположной поперечной кромки каждая верхняя расчалка содержит ряд отверстий 50. При сборке обе продольные кромки каждой треугольной расчалки приближаются одна к другой, (показано стрелками Ы, фиг. 10) таким образом, чтобы отверстия 50 были наложены одно на другое для образования, например, одной или двух перфорированных зон, и треугольные расчалки соединяются между собой с четырехугольными расчалками так, что огражде ние 5 постоянно в натянутом состоянии при.работе аппарата. Соединение системы расчалок с элементом 22 или 23 осуществляется посредством ленточной тяги 51 (фиг. 11), две поперечные кромки которой содержат ряд отверстий

52 и 53 соответственно.

В собранном положении тяга 51 согнута вдоль своей продольной средней линии, при этом свободный конец паруса треугольной или четырехугольной расчалки уложен между двумя частями согнутой ленты тяги 51, наложенными таким образом, чтобы перфорированные зоны, образованные отверстиями 50 и отверстиями 52, располагались напротив, что позволяет осуществлять проход крепежных средств, таких как болты или аналогичные детали.

Крепление тяги 51 к элементу 22 или 23 выполняется по тому .же принципу за исключением того, что узел, образованный двумя наложенными один на другой участками тяги 51, прикладывается на или под кромку 48 элемента

22 или 23, чтобы образовать единую зону соединения, при этом крепежные средства взаимодействуют с отверстия9 15565 ми 53 и некоторыми из перфораций 54, выполненных на кромке 48.

Ленточная расчалка, присоединенная к участку 44, имеет одну характерную особенность, которая позволяет создать в этой нижней части ограждения 5 усилие конструкции. Для этой цели ленточная расчалка, прикрепленная к участку 44, присоединена к дополниf0 тельной ленточной расчалке 55 (фиг. 12 и 14). Расчалка 55 соединена вдоль своей верхней кромки, например, посредством болтового соединения с верхней кромкой самой нижней расчалки и .5 вдоль своего нижнего края с дополнитель ной изнашиваемой лентой 56, расположенной напротив участка 44. Участок

44 и лента 56 соединены узкой внутренней перфорированной лентой 57, каждый продольный край которой прикреплен любым известным способом вблизи нижних краев участка 44 и ленты 56 (фиг.13).

Лента 57 снабжена последовательными центральными перфорациями 58. Таким образом, две зоны нижних краев участка 44 и ленты 56 остаются свободными, образуя две непрерывные свободные заслонки, На фиг. 15 показано устройство, ко->0 торое имеет снаружи участок 44 для отражения брызг или пыли во время движения аппарата 1. У верхнего края участка 44 имеется щель 59, по обе стороны которой снаружи расположены подвижный верхний отражатель 60 и гибкая

35 заслонка, В районе перфорированного или пористого участка 42 части 40 ограждения 5 присоединен периферийный шланг 40

32 (фиг. 8), образованный двумя лен" тами 61 и 62. Лента 61 расположена снаружи пористого участка 42, а лента 62 - внутри, при этом сборка схематично представлена на фиг.8. Таким 45 образом, ленты 61 и 62 крепятся одним из своих краев, усиленным .гибкими стержнями, в трубке 63, присоединенной к арке 41, а противоположными краями, которые соединены, например, болтовым соединением, - к расчалке, соединенной с участками 42 и 43 ограждения 5.

Внутренняя лента 62 имеет последовательность центральных отверстий 64.

Напротив этой внутренней перфорированной ленты расположен шланг 33 (или шланг 34), который удерживается напротив шланга 32 двумя боковыми лента- .

10 ми 65, имеющими центральные перфорации 66.

Каждая перегородка 17 или 18 (фиг. 16) состоит из двух противоположных стенок 67 и 68, причем каждая содержит основную ленту 69 и 70 и нижнюю изнашиваемую ленту 71 и 72. Придание формы стенкам 67 и 68 осуществляется посредством систем расчалок

73, расположенных на своем штатном месте и образованных двумя полусистемами, каждая из которых аналогична системе расчалок 47, присоединенных к ограждению 5. Также имеется полукомплект, образованный двумя верхними расчалками, аналогичными по конструк" ции и сборке треугольным расчалкам

47 и присоединенными к основным лентам 69 и 70, а также одной нижней расчалкой, аналогичной расчалке участка

44 и присоединенной к изнашиваемой ленте 71 или 72.

Все соединительные ленточные тяги

74 (которые аналогичны по конструкции и сборке тягам 51), присоединенные к расчалкам 73 полукомплекта, прикреплены концом, который противоположен указанным расчалкам, к одному из двух элементов 24 или 25, присоединенному к соответствующей перегородке.Для каждого комплекта имеется второй полукомплект расчалок, непосредственно прилегающий к первому и параллельный ему, который расположен симметрично по отношению к средней продольной плоскости симметрии перегородки и соединен с симметричным силовым элементом. В то we время два нижних края изнашиваемых лент 71 и 72 образуют две противоположно непрерывные заслонки.

Концы продольных перегородок 17 и поперечных перегородок 18 (фиг. 1) выходят в периферийное пространство воздушной подушки, ограниченное ограждением 5. На этом уровне по меньшей мере одна из двух противоположных лент, ограничивающих каждую перегородку 17 или 18, содержит по меньшей мере одно отверстие 75, сообщающее указанное пространство и внутреннюю зону соответствующей перегородки 17 или 18.

Трубопровод 19 содержит первый гибкий рукав 76, расположенный на оси рукава 11 (фиг. 2), а также второй гибкий рукав 77, перпендикулярный первому, от которого он разделяется на два рукава, при этом первый рукав 78

1556532!

2 ответвляется в направлении вентилятора 8 и соединительными каналами 79 и

80 питает силовые элементы 20 и 22 камеры 13, а второй рукав 81 проходит до носового конца аппарата 1. Второй

5 рукав 81 разделяется на две части: верхняя часть питает в камере 13 силовой элемент 20 посредством соедини-. тельного канала 82 и силовой элемент 22

f0

;, cðåäñòâoì соединительного канала 83, а нижняя часть питает в камере 14 силовой элемент 21 посредством соединительных каналов 84 и 85, а также силовой элемент 23 посредством соедини- 15 тельных каналов 86 и 87.

Силовые элементы 20 - 31 (фиг.1820) выполнены в виде двух наложенных одна на другую лент 88 и 89, соединенных вдоль двух краев 90 и 91 так, что 0 образуют две кромки двойной толщины, каждая из которых имеет ряд отверстий 92. Внутри пространства между лентами 88 и 89 установлены органы клапанного типа, каждый из которых выпол-25 нен из основной ленты 93, расположенной перпендикулярно ленте 88 в средней продольной плоскости симметрии силового элемента, при этом лента 93 соединена концом, противоположным ленте

88, вдоль средней поперечной линии.с лентой 94, которая имеет по обе стороны от зоны соединения с лентой 93 отверстия 95 (фиг. I9) и которая соединена своими противоположными поперечными краями с нижней лентой 89.

Последняя имеет справа от серединной зоны ленты 94 отверстие 96, Нижние элементы 22 и 23 присоединены к ограждению 5, а элементы 24-31 40 прикреплены к перегородкам 17 и 18.

Эти элементы (фиг. 20) имеют в нижней части три пары продольных заслонок 97, позволяющих направлять воздух, выходящий из двух боковых рядов отверстий 45

92 и из центрального ряда отверстий

96 (верхние силовые элементы 20 и 21 не имеют таких заслонок).

Нижние элементы 22 и 23 расположены между системами расчалок 47 и основанием конструкции 2, элементы 24

31 прикреплены вдоль своих противоположных краев к перегородкам 17 и 18, также под конструкцией 2.

Верхние элементы 20 и 21 проходят над системами расчалок 47 и соединены вдоль одной из своих кромок с ограждением 5 под шлангом 32 (фиг. 8) и вдоль противоположной кромки с тем же участком конструкции 2, где присоединены нижние элементы 22 и 23 (фиг. 1). Соединительные средства образованы перфорированными расчалками, В камере 14 клапан элемента 21 питает через коленообразную трубку 98, расположенную под элементом 21, шл .нг

38, который предназначен для регули!!,„, рования давления в трубопроводе 19 (фиг. 4 и 24) .

Вдоль противоположного края соединенные с перегородкой 17 или 18 силовые элементы прикреплены к основанию конструкции 2 (фиг. 16) посредством расчалок. Расчалка, соединяющая их с расчалками 73, является перфорированной. В то же время, эти силовые элементы питаются посредством каналов (фиг. I6) сообщающих их с полостью перегородки 17 или l8.

Иланг 38 (фиг. 24) сообщен с коленообразной трубкой 98 и удерживается напротив трубопровода 19 лентами 99, выполненными с отверстиями IOO. Трубопровод 19 содержит, кроме того, отверстие 101, расположенное напротив шланга 38.

При работе аппарата 1 исходное дав" ление воздуха создается вентилятором 8 в силовых элементах 20 - 23, а статические давления поддержания Р

ОУ и Р, создаются в поддерживающих носовои и кормовой камерах, при этом аппарат 1 находится в горизонтальном положении по отношению к поверхности опорного экрана, над которой он дви" жется. Давление Р всегда чуть

orr больше, чем давление Р „, ввиду того, что центр тяжести всегда отнесен к корме.

Если аппарат 1 находится на море, то он плавает на центральном корпусе, при этом колеса устройства 4 подняты.

Запускают вентилятор 8, который сначала питает трубопровод 19. Силовые элементы 20 - 23 надуваются первыми,после надувания элементов 20 - 23 до максимума вентилятор 8 нагнетает воздух в шланг 32 вследствие эффекта Лито. В этот момент осуществляется основное питание воздушной .подушки через шланг

32 с помощью шлангов 33, и 34, которые регулируют собственный расход в каждой из камер. Продольная 17 и поперечная 18 перегородки надуваются, причем в=здух в них проникает через отверстия 75.

1556532

Аппарат 1 поднимается, чтобы оказаться в режиме стационарного парения до своего положения равновесия, Нижняя часть корпуса находится на высоте Н, например 1 м, при этом имеется

5 зазор h порядка 10 мм (или менее

10 мм) в нижней части ограждения 5.

При поднятых колесах устройства 4 приводится в дейст вие угловая передача на винт (нижнее положение), так что аппарат 1 перемещается с помощью своего водяного движителя, при этом управление осуществляется поворотом угловой передачи, приводящей винт гребного устрой тва 3, а вентилятор

8 работает с постоянной скоростью.

Нижняя часть корпуса поддерживается на постоянной высоте относительно поверхности воды посредством регулирования, осуществляемого клапанами элементов 22, 23 и 24 - 30, которое обеспечивает постоянное положение равновесия.

Регулирование осуществляется следующим образом (фиг. 22). Если статическое давление Р вследствие изменения положения центра тяжести или изменения нагрузки снижается в любой из камер, ограждение 5 втягивается внутрь, нижние элементы 22 и 23 так же, как верхние элементы 20 и 21, на" дуваются, что показано пунктирными линиями на фиг. 21, отверстие 96 открывается, внутреннее давление Р элементов 20 - 23 падает до достиже35 ния новой равновесной величины, близкой к начальной (почти до миллимет" ра), и, следовательно, аппарат стабилизируется по высоте парения.

Предположим, что аппарат 1 находится в стационарном парении ° Статическое давление s кормовой камере 13 выше статического давления в носовой камере 14. Из этого следует, что шланг 34 носовой камеры 14 находится под статическим давлением Р, которое наблюдается в шланге 33 вследствие открытия клапана 37 шланга 34. В этих условиях отверстия 45 частично перекрыты шлангом 34, который переходит в

50 положение, показанное пунктирными линиями на фиг. 22, и дает отверстиям 64 периферийного шланга 32, присоединенного к носовой камере 14, те же выходные условия, что и у отверстий 64 шланга 32, присоединенного к кормовой камере 13. Из этого следует один и тот же расход в обеих камерах 13 и 14.

Существует то же положение для левой половины аппарата 1, Из этого следует наличие одинакового расхода во всем аппарате 1 независимо от его загрузки и положения цент ра тяжести и независимо от встречающихся препятствий.

При встрече с препятствием (фиг.23) сила растяжения F, которая воздействует на ограждение 5, возрастает, разность давлений между давлением Рэ в силовых элементах и статическое давление Р падает, силовые элементы удлиняются (их новое положение показано пунктирными линиями, фиг. 23), следовательно, ограждение 5 поднимается. Перемещение ограждения 5 осуществляется на высоту h gag, откуда следует, что высота амортизации значительно возрастает и может увеличиться в 20 раз. Корпус, перемещающийся на этой высоте, амортизируется также не на высоте h а на высоте, которая может достигать 20h и в среднем равна 10hh.

Перемещение верхнего элемента 20 (или элемента 21) уравновешивает непосредственно верхнюю часть шланга 32, препятствует достижению нижним элементом 22 (или элементом 23) слишком большого размера и позволяет в то же время управлять траекторией перемещения ограждения 5 с негативным изменением объема.

На фиг. 24 поясняется способ достижения реагирования на различные воздействия, которые идентичны при любой загрузке. Другими словами, если начальная частота собственных колебаний отрегулирована на уровне величины 2 Гц, добиваются только, чтобы эта частота собственных колебаний оставалась на том же значении независима. от загрузки и ее распределения (перемещения пассажиров, веса топлива, грузов и т,п.). Выбранное решение заключается в регулировании исходно" го давления воздуха, питающего силовые элементы носовой камеры 14 °

Если статическое давление Р, в камере 13 ниже статического давления

Р> в камере 14, элемент 21 сокращается, при этом установившееся там давление имеет величину Р (P . В этот

I момент воздух вытекает через трубку

98, чтобы пройти в шланг 38, в котором установилось давление Р . Шланг

38 накрывает трубопровод !9 в передней носовой части ограждения 5, в ко155653 торой находилось начальное давление

Р6/ Так как давление Р ниже дав-! ления Р, отверстие 45 освобождается и вызывает падение давления Р до

1 5 давления Р в трубопроводе 19, который питает элемент 21. Таким образом, шланг 38 является шлангом регулирования питания силовых элементов сжатым воздухом при первоначальном исходном

< давлении Р . Это позволяет иметь одну и ту же реакцию на возврат ограждения, какой бы ни была загрузка аппарата 1.

Кроме того, чтобы исключить измене- 5 ние давления воздуха, нагнетаемого вентилятором 8 с учетом частоты собственных колебаний аппарата предусмотрено также регулирование давления в камере 13

В стационарном положении силовые элементы, присоединенные к внутренним перегородкам 17 и 18, имеют давление Р > равное тому, которое имеет воздух во внутреннем пространстве 25 этих перегородок 17 и 18. Когда встречается препятствие, соответствующие

Г 1 перегородки поддерживают давление через препятствие, и силовые элементы имеют большое тяговое усилие и при- 3р водят комплект перегородок в новое положение равновесия по отношению к препятствию, снижая поверхность трения> контактирующую с препятствием . (показано пунктирными линиями, фиг. 25). Из этого следует снижение

35 лобового сопротивления.

Если аппарат имеет крен (изменение наклона) на ту сторону, где зазор уменьшился, например у правой сторо- 4О ны (фиг. 26), статическое давление . в камере 13 стремится .к начальному давлению P ..: Силовой элемент 24 больше не создает усилия. Силовой элемент

25 сокращается и тянет стенку 67 пе- 45 регородки 17 до открытия своего внутреннего клапана, который обеспечивает перемещение стенки 67 перегородки 17, пропорциональное углу амортизирующего крена, которому подвергается аппарат, потому что ограждение 5 ввиду своей подвижности создает угол амортизирующего крена.

Рассмотрим работу брызгоотражателя, который представлен на фиг. 15.

При стационарном парении воздух, выходящий между поверхностью воды и нижней частью ограждения 5, вызывает подъем капель воды, которые отбиваются отражателем 60. При этом движении гибкая заслонка приподнимается и препятствует проникновению воды внутрь воздушной подушки через отверстия участка 44, При перемещении по суше или по мелкой воде работа происходит аналогично. Однако в этом случае устройс тво

3 находится в верхнем положении (показано пунктирными линиями> фиг, 2), а устройство 4 привода колес и по меньшей мере два винта в обтекателях находятся в нижнем положении. Тогда аппарат приводится в движение посредством двигателя и приводной кинематической цепи устройст-ва 4, содержащей, например, муфту сцепления, к которой присоединены коробка скоростей и дифферен" циал (фиг. 5). Регулирование поддержания, проход препятствий и реакция на возмущения осуществляются также, как при перемещении по воде.

Формула и з о б р е т ения

1. Аппарат на воздушной подушке, содержащий несущую конструкцию, поддерживаемую воздушной подушкой под давлением, создаваемым вентилятором, внешнее периферийное гибкое надувное ограждение воздушной подушки, а также центральную продольную и перпендикулярную ей поперечную надувные пере" городки, причем это ограждение и все перегородки выполнены с возможностью регулирования своей формы посредством силовых гибких надувных деформируемых элементов, образованных двумя наложенными одна на другую гибкими лентами и сообщенных распределительным трубопроводом с вентилятором, при этом упомянутая поперечная перегородка делит область воздушной подушки на носовую и кормовую камеры, а упомянутое ограждение выполнено с двумя листовыми частями> одна из которых закреплена с одной стороны на несущей конструкции, отличающийся тем, что, с целью повышения устойчивости аппарата, его несущая конструкция выполнена с аркой, имеющей форму планширя аппарата, и с шарнирной фермой, связанной с этой конструкцией и аркой, а другая часть упомянутого ограждения закреплена. своей верхней кромкой на этой арке и ориентирована вниз в сторону опорного экрана под аппаратом, при этом полости всех упо17

1556532 мянутых перегородок сообщены с периферийным пространством воздушной подушки, а каждая камера выполнена по крайней мере с двумя упомянутыми эле1 5 моментами для автоматического регулирования амортизации несущей конструкцииаппарата путем изменения формы по крайней мере, одного из участков ука-< занной другой части упомянутого ограж.10 дения.

2. Аппарат по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упомянутая другая— листовая часть ограждения выполнена с тремя участками, из которых первый, примыкающий к арке, выполнен с перфорацией, второй выполнен неразъемно с первым участком,а третий выполнен из изнашиваемой ленты и соединен болтами с вторым участком, 20

3. Аппарат по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что стенки упомянутых перегородок и ограждения связаны ленточными тягами и листовыми расчалками, перпендикулярными этим стенкам, 25 с соответствующими им силовыми гибкими надувными деформируемыми элементами, 4. Аппарат по и. 3, о т л и ч а юшийся тем, что каждая ленточная тяга сложена по своей продольной средней линии и выполнена с концевыми соединительными отверстиями и проходящими через них болтами, крепящими эту тягу к упомянутым соответствующим ей стенке и силовому элементу, 5. Аппарат по и. 4, о т л и ч а юшийся тем, что ленточные расчалки, присоединенные к упомянутой стенке другой листовой части ограждения, 40 выполнены треугольными, а присоединенные к упомянутым силовым элементамчетырехугольными.

6. Аппарат по пп. 2 и 3, о т л ич а ю шийся тем, что ленточные 45 расчалки, присоединенные к .изнашиваемой ленте третьего участка другой листовой части упомянутого ограждения, снабжены дополнительными ленточными растяжками, каждая из которых выполнена с дополнительной изнашиваемой лентой, расположенной напротив и на расстоянии от основной изнашиваемой ленты, при этом обе ленты связаны между собой перфорированной расположен" ной между ними лентой.

7. Аппарат по и. 3, о т л и ч а юшийся тем, что каждый упомянутый силовой элемент выполнен с клапанами, расположенными внутри него, и одним из своих концов связан с несущей конструкцией.

8. Аппарат по и. 7, о т л и ч а юшийся тем, что каждый клапан выполнен с лентами, одна из которых перфорирована, 9. Аппарат по и., 1, о т л и ч а юшийся тем, что упомянутые силовые элементы выполнены ярусно по высоте, при этом нижние из них связаны с упомянутым ограждением, а остальные выполнены с концевыми продольными заслонками и перфорацией для воздуха, выполненной между ними в виде центрального ряда отверстий в одной из лент, образующих каждый из упомянутых остальных силовых элементов, и концевых рядов отверстий.

10. Аппарат по и. 2, о т л и ч а юшийся тем, что он выполнен с пери. ферийным шлангом, охватывающим первый участок другой листовой части гибкого ограждения, и внутренними шлангами, связанными с периферийным посредством боковых лент с центральными отверстиями перфорации.

11. Аппарат по и. 10, о т л и ч аю шийся тем, что внутренние шланги своими концами сообщены между собой посредством трубопровода с клапаном для регулирования давления в упомянутых камерах воздушной подушки, 12. Аппарат по п. 1, о т л и ч а юшийся тем, что упомянутые силовые элементы, связанные с упомянутыми перегородками. для изменения их формы, сообщены с их полостями для регулирования давления в этих элементах.

13. Аппарат по п. 10, о т л и ч аю шийся тем, что он выполнен с регулирующим давлением воздуха, подаваемого от вентилятора в упомянутый распределительный трубопровод, шлангом, который расположен у входа распределительного трубопровода в носовую и/или кормовую камеру воздушной подушки, сообщен с соответствующим ему верхним упомянутым силовым элементом посредством патрубка и выполнен контактирующим с распределительным трубопроводом посредством перфорированной регулирующей ленты.

14. Аппарат по пп. 9 и 13, о тл и ч а ю шийся тем, что упомяну" тые верхние и нижние силовые элементы выполнены с выпускными отверстиями, регулирующими в них давление возДуха.

1556532

27

Фиг. 2

l5. Аппарат по и. 14, о т л и ч аю шийся тем, что распределительный трубопровод выполнен с перфорацией для регулирования расхода воздуха в камерах воздушной подушки.

1556532

1 ;56; 2

Фиг. б

Фиг. 7

1556532

Фиг. 10

Фиг. 11

155Ь532

5gz. 14

©uz.0

tpvz. 5

l55655-"

Е- E Аг. и

Я

Фиг. 18

1556512

92

97

Фиг.20

Фиг. 21

1556532

Фиг. 25

)5I>$332

ex

1556532

Составитель В. Бернадский

Редактор 8. Петраш Техред M.Õîäàíè÷ Корректор И. Самборская

Заказ 567 Тираж 359 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Иосква, Ж-35, Рауаская наб., д. 4/5

Проиэводствейно-иэдатепьский комбинат "Патент, г.ун<город, ул. Гагарина,101

Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке Аппарат на воздушной подушке 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспорту и позволяет повысить надежность гибкого ограждения и снизить энергетические затраты на образование воздушной подушки

Изобретение относится к транспорту и направлено на улучшение эксплуатационных качеств транспортного средства на воздушной подушке путем обеспечения надежного приведения гибкого ограждения в его рабочее положение и улучшения уплотнения полости А воздушной подушки

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке

Изобретение относится к судостроению и касается создания судов на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортному машиностроению и касается конструирования гибкого ограждения под днищем транспортных средств на воздушной подушке

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается устройств для ее формирования

Изобретение относится к судостроению и касается конструкции элементов гибкого ограждения амфибийного судна на воздушной подушке, преимущественно кормовой части гибкого ограждения такого судна

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке повышенной проходимости

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке с системой автоматического управления колебаниями по углам крена и дифферента

Изобретение относится к транспорту и касается создания аппаратов на воздушной подушке с системами демпфирования колебаний по высоте и автоматического управления угловыми колебаниями

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и касается создания маломерных судов и вездеходов на воздушной подушке
Наверх