Опора скольжения

 

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения. Цель изобретения - улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения. Опора скольжения содержит корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, сопряженные по посадке с гарантированным натягом и с расположенным между ними слоем смазочного материала, и конусные втулки. На цапфе вала жестко установлены кольца, сопряженные с зазором по наружным поверхностям с внутренними цилиндрическими поверхностями конических втулок. Конические втулки выполнены с самотормозящейся резьбой разного направления. По мере износа втулки вал перемещается в направлении действия нагрузки, пока кольца, жестко закрепленные на цапфе вала, не войдут в соприкосновение с соответствующими поверхностями конусных втулок. Последние при этом будут проворачиваться вследствие трения в направлении вращения вала. Конусные втулки, вращаясь, перемещаются навстречу друг другу в осевом направлении и создают при перемещении дополнительный натяг между втулкой и валом. В результате ось вращения вала возвращается в прежнее положение, а кольца, жестко закрепленные на валу, выйдут из контакта с соответствующими поверхностями конусных втулок. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1564422 A 2 (51)5 F 16 С 17 02

" 0ИИЩ

""1@ 7Пй ;. 6М/ 31 .

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К д ВТОРСКОМ,К СВИДЕТЕЛЬСТВУ между которыми расположен слой смазочного материала 4, конусные втулки 5, установленные с торцов опоры с возможностью осевого фиксированного перемещения в корпусе 1. Подшипниковая втулка

3 выполнена с прорезями 6 с обеих сторон, на внешней стороне втулки 3, соответственно разрезанным сектором 7 выполнены выступы, смещенные к краям секторов 7 и контактирующие с внутренними поверхностями конусных втулок 5, причем конусные втулки

5 выполнены с противоположной резьбой (правой и левой) с углом подъема винтовой линии, обеспечивающим самоторможение, а на цапфе вала 2 жестко установлены кольца 8 таким образом, что образуют

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 12542! 7 (21) 4372158/31-27 (22) 01.02.88 (46) 15.05.90. Бюл. № 18 (71) Новочеркасский политехнический институт им. Серго Орджоникидзе (72) Д. Т. Авдеев, И. Н. Редько, С. С. Мусиенко и Т. В. Куприянова (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1254217, кл. F 16 С 17/02, 1984. (54) ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к опоре скольжения, и может быть использовано в узлах трения, где необходима автокомпенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения. Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения.

Опора скольжения содержит корпус, цапфу вала и охватывающую ее подшипниковую втулку, сопряженные по посадке с гарантироИзобретение относится к машиностроению, может быть использовано в узлах трения, где необходима автоком пенсация износа, особенно в малогабаритных опорах с повышенной частотой вращения и является дополнительным к основному авт. св. № 1254217.

Цель изобретения — улучшение эксплуатационных характеристик опоры скольжения.

На фиг. показан разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 — разрез Б-Б на фиг. 1.

Опора скольжения содержит корпус 1, цапфу вала 2 и охватывающую ее подшипниковую втулку 3, которые сопряжены по посадке с гарантированным натягом и ванным натягом, с расположенным между ними слоем смазочного материала, и конусные втулки. На цапфе вала жестко установлены кольца, сопряженные с зазором по наружным поверхностям с внутренними цилиндрическими поверхностями конических втулок. Конические втулки выполнены с самотормозящейся резьбой разного направления. По мере износа втулки вал перемещается в направлении действия нагрузки пока кольца, жестко закрепленные на цапфе вала, не войдут в соприкосновение с соответствующими поверхностями конусных втулок. Последние при этом будут проворачиваться вследствие трения в направлении вращения вала. Конусные втулки, вращаясь, перемещаются навстречу друг другу в осевом направлении и создают при перемещении дополнительный натяг между втулкой и валом. В результате ось вращения вала возвращается в прежнее положение, а кольца, жестко закрепленные на валу, выйдут из контакта с соответствующими поверхностями конусных втулок. 2 ил.

1564422 з заранее заданный зазор 6 с соответствующими поверхностями конусных втулок 5.

Опора скольжения работает следующим образом.

При вращении цапфы вала 2 жидкий или пластичный смазочный материал 4 вследствие вязкости вовлекается в микрозазор с жидкой смазкой и далее следует до участка с граничной смазкой (иг), при этом поток смазочного материала 4 упруго разжимает деформированные сектора 7, 10 вследствие чего по всей окружности образуется устойчивый замкнутый слой (пленка) смазочного материала 4, обладающий высокой несущей способностью к восприятию внешних сил.

Формула изобретения

Опора скольжения по авт. св. № 1254217, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик, она

2О снабжена жестко установленными на цапфе вала кольцами, расположенными с зазором по наружным поверхностям с внутренними цилиндрическими поверхностями конических втулок, при этом конические втулки выполнены с самотормозящейся резьбой разного направления.

По мере износа втулки 3 ось вала 2 будет смещаться в направлении радиально действующей силы. Зазор о между кольцами

8, жестко закрепленными на цапфе вала 2 и соответствующими поверхностями конусных втулок 5 будет уменьшаться и при

6=0 в точке контакта колец 8 с соответствующими поверхностями конусных втулок 5 возникает сила трения, которая повернет конусные втулки 5 в направлении вращения вала 2, в результате чего конусные втулки

5 переместятся в осевом направлении и произойдет восстановление прежнего натяга между цапфой вала 2 и охватывающей ее подшипниковой втулкой, ось вала

2 примет прежнее положение, а между цилиндрическими поверхностями конусных втулок 5 и кольцами 8, жестко установленными на цапфе вала 2, установится заранее заданный зазор о.

В результате саморегулирования конусов исключается необходимость периодической регулировки конусных втулок для создания гарантированного натяга, что улучшает эксплуатационные характеристики опоры скольжения.

1564422

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1 I 3035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, I 0 i

Редактор А. Доли нич

Заказ I l50

Составитель T. Хромова

Техред И. Верес Корректор В. Гирняк

Ти раж 534 Подписное

Опора скольжения Опора скольжения Опора скольжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности к действующим подшипникам, и предназначено для использования на судах, преимущественно на ледоколах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателестроении

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в подшипниковых узлах турбин различного назначения

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым дейдвудным подшипникам тяжелонагруженных валопроводов

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к .подшипникам скольжения, которые могу.т быть использованы в химической, нефтехимической промышленности и других отраслях народного хоз яйства

Изобретение относится к приборостроению , а более конкретно - к подшипникам скольжения, работаюш,им в контролируемых технологических средах, например в устройствах вакуумных напылительных установок

Изобретение относится к машиностроению и м.б

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам скольжения, и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в скоростных высоконагруженных устройствах, центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в высокоскоростных высоконагруженных устройствах: центробежных компрессорах, насосах, турбинах и других устройствах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в опорах валов, эксплуатирующихся в условиях высоких радиальных нагрузок

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конструкциях быстроходных компрессоров, газовых и паровых турбин насосов и других роторных машин

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к подшипниковым узлам

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в опорных подшипниках скольжения с разрезной конструкцией вкладыша для турбореагентов тепловых электростанций

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в турбоагрегатах тепловых электростанций

Изобретение относится к машиностроению, преимущественно может использоваться в машинах и аппаратах с движущимися деталями, работающими в условиях газовой смазки

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в прокатных станах
Наверх