Устройство для смазывания трибосопряжений

 

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике смазывания пар трения механизмов, функционирующих в произвольном пространственном положении. Цель изобретения состоит в повышение эффективности смазывания. Устройство для смазывания содержит резервуар с маслом, в котором размещен нагнетатель в виде электродов 10, 11, подключенных к источнику электрического тока. С резервуаром связаны распылители 6, установленные в корпусе узла трения. Распылители 6 содержат камеры с источниками пульсирующего давления в виде пъезоэлектрических преобразователей, электроискровых разрядников или изолированных проводников, расположенных в эластичных камерах с жидкой электропроводящей средой. Смазочное устройство обеспечивает надежное нагнетание и направленное распыление смазочного материала в зоны трения в любом пространственном положении. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ соцИАлистических

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 N 15 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

NV2 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Г10 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4331189/31-29 (22) 23.11.87 (46) 07.08.90. Бюл. № 29 (71) Ленинградский политехнический институт им. М. И. Калинина (72) П. Л. Ливотов, В. С. Нагорный и Е. Ю. Ратников (53) 621.89(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 219535, кл. В 23 Q 11/00, 1968. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗЫВАНИЯ

ТРИБОСОП РЯЖЕНИ 1 1 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике смазывания пар трения механизмов, функционирующих в произвольном пространственном положении.

Б0, 1583705 А 1

Цель изобретения состоит в повышении эффективности смазывания. Устройство для смазывания содержит резервуар с маслом, в котором размещен нагнетатель в виде элек. тродов 10, 11, подключенных к источнику электрического тока. С резервуаром связаны распылители 6, установленные в корпусе узла трения. Распылители 6 содержат камеры с источниками пульсирующего давления в виде пьезоэлектрических преобразователей, электроискровых разрядников или изолированных проводников, расположенных в эластичных камерах с жидкой электропроводящей средой. Смазочное устройство обеспечивает надежное нагнетание и направленное распыление смазочного материала в зоны трения в любом пространственном положении. 4 ил.

1583705

Формула изобретения

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для использования в механизмах, функционирующих в произвольном .пространственном положении.

Цель изобретения — повышение эффективности смазывания путем согласованного управления режимами работы нагнетателя и распылителя.

На фиг. 1 изображен узел трения (планетарный редуктор), для смазывания трибосопряжений которого применяется предлагаемое устройство; на фиг. 2 — 4 — источники пульсирующего давления.

Планетарный редуктор содержит корпус 1 в виде. зубчатого колеса, входной вал с зубчатым колесом 2, сателлиты 3, поддерживаемые водилом 4, выходной вал 5. В корпусе 1 установлены распылители 6 (показана только одна группа распылителей), подключенные к генератору 7 электрических импульсов. Входы распылителей 6 соединены с помощью гибкого трубопровода 8 с резервуаром 9, заполненным жидким смазочным материалом. Нагнетатель смазочного материала состоит из электродов в виде иглы 10 и плоскости с отверстием 11, размещенных под уровнем масла в резервуаре 9. Электроды 10 и 11 через высоковольтный усилитель 12 подключены к источнику постоянного напряжения.. В корпусе 1 имеется отверстие 13 для слива масла.

Распылитель 6 с источником пульсирующего давления в виде пьезоэлектрического преобразователя (фиг. 2) состоит из расположенных внутри корпуса 14 цилиндра 15 из пьезоэлектрического материала с отверстием вдоль оси, пластины 16 с соплом 17, изолирующей шайбы 18. На внутреннюю и внешнюю поверхности цилиндра 15 нанесены электроды 19, на которые от генератора 20 импульсов подается пульсирующее напряжение.

Корпус 14 соединен с подводящим маслопроводом 21.

Распылитель с источником пульсирующего давления в виде электроискрового разрядника (фиг. 3) состоит из корпуса 22, разделенного на две камеры 23 и 24 эластичной мембраной 25, пары электродов 26, к которым от генератора 27 электрических импульсов подается пульсирующее напряжение, сопла 28 и питающего трубопровода 29.

Распылитель с источником пульсирующего давления в виде электрически изолированного проводника (фиг. 4) состоит из корпуса 30, разделенного на две камеры 31 и

32 эластичной мембраной 33, электрически изолированного проводника 34, подключенного к генератору 35 электрических импульсов, сопла 36 и трубопровода 37 для подачи масла.

Смазыв ание с помощью предлагаемого устройства трибосопряжений (зубчатых зацеплений и подшипников) планетарного редуктора осуществляется следующим образом.

При подключении электродов 10 и 11 к источнику постоянного напряжения между ними создается резко неоднородное электрическое поле. Неоднородность поля достигается за счет того, что один из электродов выполнен в виде иглы. Вследствие этого в трубопроводе 8 создается избыточное.давление, которое обеспечивает нагнетание смазочного материала и заполнение распылителей 6 смазочным материалом. При подаче на распылители 6 импульсов напряжения от генератора 7 распылители начинают формировать направленные потоки монодисперсных. капель масла с частотой каплеобразования, задаваемой генератором 7 импул сов (направления потоков капель масла показаны стрелками). Частота каплеобразования может быть синхронизирована с частотой вращения редуктора. Работа каждого типа распылителя имеет свои особенности.

При подаче (фиг. 2) на электроды 19 импульса напряжения происходит радиальная деформация цилиндра 15 из пьезоэлектрического материала и сжатие смазочного материала, находящегося внутри цилиндра

15. Волна сжатия, распространяясь вдоль оси цилиндра 15, достигает сопла 17, при повышении давления в котором происходит выброс одной капли смазочного материала (масла) .

П ри подаче (фиг. 3) на электроды 26 импульса напряжения в жидкой среде, заполняющей камеру 23, происходит электрический разряд. При этом вследствие электрогидравлического удара возникает волна сжатия,;которая через мембрану 25 передается в камеру 24 со смазочным материалом и приводит к выбросу капли смазочного материала из сопла 28.

При пропускании (фиг. 4) через проводник 34 импульса тока в электропроводящей жидкости, заполняющей камеру 31, наводятся вихревые токи. В результате пондемоторного взаимодействия вихревых токов с магнитным полем проводника 34 в камере 31 создается волна давления, которая через мембрану 33 передается в камеру 32 со смазочным материалом и вызывает выброс капли из сопла 36.

Устройство для смазывания трибосопряжений, содержащее резервуар со смазочным материалом, нагнетатель смазочного материала, распылительную камеру и систему управления, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности смазывания путем согласованного регулирования режима работы нагнетателя и распылительной камеры, система управления выполнена в виде источника электрического напряжения и генератора электрических импульсов, нагнета1583705 тель выполнен в виде электродов, которые размещены в резервуаре и подключены к источнику электрического напряжения, а распылительная камера снабжена источником пульсирующего давления который подключен к генератору электрических импульсов.

1583705

Составитель В. Гришков

Редактор Н. Тупица Техред А. Кравчук Корректор С. Черни

Заказ 2244 Тираж 487 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 1OI

Устройство для смазывания трибосопряжений Устройство для смазывания трибосопряжений Устройство для смазывания трибосопряжений Устройство для смазывания трибосопряжений 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактивными смазочными материалами

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано во всех остальных отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения, работающий при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием технического решения по авт.св

Изобретение относится к порошковой металлургии , в частности, к способам нанесения смазочных покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в парах трения гидромашин, при обработке металлов

Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной механики путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения

Изобретение относится к устройствам для смазывания трущихся поверхностей

Изобретение относится к рельсовому транспорту

Изобретение относится к технике обеспечения работоспособности узлов трения, Лункционирующих в условиях произвольного пространственного положения

Изобретение относится к области машиностроения, может быть применено для смазки пар трения, например, в гидромашинах, при обработке металлов и позволяет повысить зффективность образования и удержания сервовитного слоя в зоне трения
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх