Термогидродинамический способ очистки внутренних полостей маслосистемы

 

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для очистки внутренних полостей маслосистем турбомашин. Цель изобретения - повысить эффективность и сократить продолжительность термогидродинамического способа очистки внутренних полостей масляных систем трубомашин, используя для этого метод прокачивания масла с повышенными скоростями и инжектирования в поток диспергированного газа. Для улучшения моющих свойств масло нагревают до 120°С и выше, а чтобы вследствие этого повышенного нагрева масло не старело, его предварительно обескислороживают в заранее герметизированной маслосистеме. В качестве диспергированного газа используется инертный азот, предварительно увлажненный водой или водяным паром, вследствие чего пенная структура потока сохраняется даже при его повышенных температурах. Как вариант предлагается способ обескислороживания масла путем его термообработки до температуры 120...130°С. Способ оказывается наиболее эффективным при чередовании прокачивания газомасляной смеси то нагретой, то охлажденной (термошоковый эффект). 1 п.з. ф-лы, 1 ил. (Л С

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700480/29 (22) 06.06,89 (46) 15,06.91. Бюл. N 22 (71) Уральский филиал Всесоюзного теплотехнического научно-исследовательского института им, Ф.Э.Дзержинского (72) В.Н,Казанский, И.И.Пушкарев и О.Н.Воронов (53) 621.891(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1010302, кл. F 01 D 25/18, 1983. (54) ТЕРМОГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОЧИСТКИ ВНУТРЕННИХ ПОЛОСТЕЙ

МАСЛОСИСТЕМЫ (57) Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для очистки внутренних полостей мэспосистем турбомашин. Цель изобретения — повысить эффективность и сократить продолжительность термогидродинамического способа очистки внутренних полостей масляных сиИзобретение относится к теплоэнергетике, а конкретно к стационарным турбомашинам, и может быть использовано для очистки внутренних полостей мэслосистем.

Цель изобретения — повысить эффективность очистки путем увеличения диапазона предельно-допустимых температур нагретого масла без ухудшения его физикохимических свойств.

На чертеже показана структурная схема маслосистемы, в которой реализуется способ очистки.

Схема содержит главный масляный бак

1, в котором размещены сетчатые фильтры

„„5U „„1656180 А1 (я)ю F 16 N 33/00, F 01 0 25/18 стем трубомашин, используя для этого метод прокачивэния масла с повышенными скоростями и инжектирования в поток диспергированного газа, Дпя улучшения моющих свойств масло нагревают до 120 С и выше, а чтобы вследствие этого повышенного нагрева масло не "старело", его предварительно обескислороживают в заранее герметизированной маслосистеме. В качестве диспергированного газа используется инертный азот, предварительно увлажненный водой или водяным паром, вследствие чего пенная структура потока сохраняется даже при его повышенных температурах.

Как вариант предлагается способ обескислороживания масла путем его термообработки до температуры 120...130 С. Способ оказывается наиболее эффективным при чередовании прокачивания газомасляной смеси то нагретой, то охлажденной (термошоковый эффект). 1 п.з. ф-лы, 1 ил.

2, 3 и дегазатор 4, выполненный в виде многоярусного отстойника. К баку 1 последовательно подключены насос 5, теппообменник

6, напорный коллектор с рассечной задвижкой 7, перемычки 8, байпасирующие подшипники 9, сливной маслопровод 10. К верхней части бака 1 подключен вентилятор

11, нэгнетвтельная сторона которого задвижкой 12 подключена к атмосферной выхлопной трубе 13, к предохранительному клапану 14, задвижкой 15 к всасывающей полости инжектора 16, выполняющего роль газожидкостного смесителя — диспергатора.

К инжектору также подключены трубопроводы 17 для подвода инертного газа и 18 для

1656180 подвода воды (или водяного пара). Теплообменник 6 линией рециркуляции 19 подключен к баку 1. Нижняя часть бака 1 содержит линию 20 для отвода масла к очистителю(от грязи), адсорберу и другим сепарирующим устройствам и линию 21 для отвода отстоя воды (в дренаж, на экстрагирование присадок, на утилизацию и т.п.), В бак 1 может быть также встроен барботер 22 для продувки слоя масла инертным газом (в простейшем случае барботер — это система перфорированных труб), Способ реализуется следующим образом.

Вначале маслосистему тщательно гер метизируют (изолируют внутренние полости от окружащей атмосферы): уплотняются все разъемы, закрывают задвижку 12 на выхлопной трубе 13.

Затем масло в баке 1 обескислороживают, например, путем продувки масла инертным газом (азотом) через барботер 22 с отводом газовой смеси вентилятором 11 через клапан 14 в атмосферу.

Масло прокачивают по контуру: бак 1, насос 5, теплообменник 6, линия рециркуляции 19 (задвижка 7 закрыта). Путем подачи на теплообменник горячего теплоносителя (горячей воды, пара) нагревают масло до оптимальной температуры (100 — 120 С).

Затем линию рециркуляции 19 отключают, открывают задвижку 7 и горячее масло подают в напорную магистраль, на перемычки 9, сливные маслопроводы 10. Часть масла пропускается через инжектор 16, so всасывающую полость которого подают йнертный газ (азот) по линии 17 и воду (водяной пар) по линии 18. Вследствие этого через промывочный контур циркулирует нагретое масло с диспергированным инертным газом, увлажненным водой, что обеспечивает устойчивую двухфазную. структуру потока и его эффективное отмы вающее воздействие.

Масло освобождается от мехпримесей в баке 1 путем фильтрования через сетчатые перегородки 2 и 3, диспергированный газ сепарируется в дегазаторе и вентилятором 11 откачивается через открытую задвижку 15 к инжектору 16 на повторное (многократное) использование; при этом подачу ингредиентов по линиям 17 и 18 уменьшают.

Сконцентрированные загрязнения по линии 20 отводятся на доочистку. Если появится избыток воды, то она дренируется через трубопровод 21, а дефицит ее восполняется подачей соответствующего количества воды по линии 18.

После завершения первого цикла промывки маслосистемы (горячим потоком) 5

55 (снова собирают контур циркуляции масла: бак 1, насос 5, теплообменник 6 (в котором теперь подают холодный теплоноситель), линия рециркуляции 19 (задвижка 7 закрыта).

После того, как масло в баке 1 охладится до оптимальной температуры (20 — 30 С), линия 19 отключается, открывают задвижку

7, начинают второй цикл промывки маслосистемы охлажденным маслом совместно с диспергированным инертным газом (азотом). Вследствие термошокового эффекта происходит интенсивное отслоение загрязнений от стенок трубопроводов и вынос их двухфазным потоком в бак 1.

Затем указанные циклы прокачивания нагретого и охлажденного двухфазного потока чередуют до завершения всей промывочной процедуры.

Поскольку в процессе промывки участвует обескислороженное масло, его высокие нагревы (до 120 — 130 С и выше), а также наличие воды не отражается на физико-химических свойствах масла, не провоцируют

"старения", это масло (после фильтрования и удаления воды) пригодно для нормальной эксплуатации.

Вода в .конце промывки удаляется из бака 1 путем ее испарения при работе вентилятора 11 и отводе паров через задвижку

12 в трубу 13. Эта операция позволяет возвратить в масло те водорастворимые присадки, которые при промывке перешли (частично) к воде. Отстой воды, удаленный по трубопроводу 21, также должен быть подвергнут испарению с целью утилизации водорастворимых присадок.

Растворенный кислород иэ объема масла, изолированного от окружающей атмосферы, можно удалить путем термической обработки его до 120 — 130 С. Для этого собирается контур циркуляции: бак 1, насос

5, теплообменник 6 (с подачей горячего теплоносителя), линия рециркуляции 19, При указанном термическом воздействии кислород необратимо взаимодействует с маслом, образуя шлам (его дренируют). Этот прием удаления кислорода целесообразен при дефиците инертного газа (снижение эксплуатационных расходов).

Пример. Промывают турбинным маслом Тп-22С 9972-86 трубопроводы внутренним диаметром 100 мм и длиной 20 м от предварительно осажденных искусственным путем загрязнений (смесь окислов железа и масляного шлама) исходной массой

4,2 кг. Трубопровод условно считался очищенным, когда в нем оставалось не более

0,1 кг загрязнений (погрешность измерений). Средняя скорость потока моющей сре1656180 ды 4,0 м/с, Время t, за которое достигалась очистка трубопровода, следующее.

Режим прокачивания масла (беэ диспергированного газа) при температуре: т, ч т=70 С 18

c=120 С 12

Режим прокачивания масла с сухим диспергированным азотом при объемной концентрации 65% и температуре т=70 С

1-120 С

Режим прокачивания масла с диспергированным и неувлажненным азотом (65% об,) с тремя чередующимися циклами нагрева до 70 С и охлаждения до 20"С 13

5 Формула изобретения

1. Термогидродинамический способ очистки внутренних полостей маслосистемы турбомашины, включающий операцию чередующего прокачивания нагретого и ох10 лажденного масла совместно с диспергированным газом, о тл и ч а ю щи и с я тем, что, с целью повышения эффективности очистки путем увеличения предельно-допустимой температуры нагретого масла беэ

15 ухудшения его физико-химических свойств, внутренние полости маслосистемы изолируют от окружающей атмосферы, из масла удаляют растворенный кислород, в поток инжектируют инертный газ, увлажненный

20 водой или водяным паром.

2.Способ по п.1, отличающийся тем, что растворенный кислород удаляют из масла путем термической обработки до

120 — 130 С.

Режим прокачивания масла с диспергированным азотом 65% по объему и диспергированной водой 0,5% об. при температуре

170 С т=120 C

14,5

7,0

Режим прокачивания масла с увлажненным водой (0,5%) диспергированным азотом (65% об) с тремя чередующимися циклами нагрева до 120 С и охлаждения до

30 С5

71 20

Составитель В, Гришков

Техред М.Моргентал Корректор С. Шевкун

Редактор И. Сегляник

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2038 Тираж 402 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Термогидродинамический способ очистки внутренних полостей маслосистемы Термогидродинамический способ очистки внутренних полостей маслосистемы Термогидродинамический способ очистки внутренних полостей маслосистемы 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано на тепловых электростанциях с турбоагрегатами большой единичной мощности, имеющими разветвленные маслосистемы, включающие трубопроводы большого диаметра

Изобретение относится к турбостроению и позволяет повысить несущую способность упорного подшипника

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано в системах маслоснабжения турбомашин

Изобретение относится к способу и устройству для отведения жидкого смазочного материала из устройства подшипника для вращающегося вокруг оси 1 вала 2, причем устройство подшипника содержит снабжаемый смазочным материалом, опирающий вал 2 поддшипник 3, в частности подшипник скольжения, и по меньшей мере одно соседнее с ним уплотнительное устройство

Изобретение относится к устройству для отвода жидкого смазочного материала из опорного устройства для вращающегося вокруг оси вала, в частности, для паровой турбины

Изобретение относится к области энергетики

Изобретение относится к области турбостроения, например к системам регулирования уплотнений и маслоснабжения турбодетандеров

Изобретение относится к области теплоэнергетики и может быть использовано в турбоустановках теплоэлектроцентралей, тепловых и атомных электростанций

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано для очистки внутренних полостей маслосистем турбомашин

Наверх