Зубчатое колесо беззазорного зацепления

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к беззазорным зубчатым передачам . Цель изобретения - повышение надежности - достигается за счет регулировки натяга в беззазорном зацеплении зубчатых колес. На ступице 5 установлены неподвижный зубчатый диск и подвижный зубчатый диск 2, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5. Один конец упругой ленты 3 через прорезь 6 заведен в центральную часть колеса и соединен с устройством натяжения. Взаимное упругое окружное смещение зубчатых дисков под действием ленты 3 обеспечивает выборку зазоров в зацеплении с ответным колесом. Для регулировки упругих свойств ленты 3 служит устройство натяжения. 2 ил. И

COIO3 СОВЕ T С КИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (:П5 F 16 Н 55/18

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕ Г

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ V

О

4 (л) (Я

I (61) 1078160 (21) 4785562/28 (22) 23.01.90 (46) 23.01.92. Бюл. N.З (71) Научно-производственное объединение

"Старт" (72) В.B.Êðÿæ, Ю.М.Чивилев, Е.Е.Грудень

Ю.Г.Нечепуренко (53) 621.833 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1019155, кл, F 16 Н 55/18, 1981.

Патент США N . 2902879, кл. 74-440

1959.

Авторское свидетельство СССР

N 1078160. кл. F 16 Н 55/18, 1982, (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО БЕЗЗАЗОРНОГО

ЗАЦЕПЛЕ/<Èß

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в беэзаэорных зубчатых передачах повышенных мощностей.

Известна беззазорная зубчатая передача, содержащая сдвоенное зубчатое колесо, один иэ зубчатых дисков которого установлен с возможностью поворота относительно другого, упругие элементы, выполненные в виде пластин и размещенные в одном из дисков, и взаимодействующие с ними эксцентрики, установленные в другом диске с возможностью поворота относительно своих осей. Выборка зазора в зацеплении достигнута за счет прогиба упругих пластин при повороте эксцентриков, » Я2 1707359. Д2 (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к беэзазорным зубчатым передачам. Цель изобретения — повышение надежности — достигается за счет регулировки натяга в беэзаэорном зацеплении зубчатых колес. На ступице 5 установлены неподвижный зубчатый диск и подвижный зубчатый диск 2, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5. Один конец упругой ленты 3 через прорезь 6 заведен в центральную часть колеса и соединен с устройством натяжения. Взаимное упругое окружное смещение зубчатых дисков под действием ленты 3 обеспечивает выборку зазоров в зацеплении с ответным колесом. Для регулировки р-ругих свойств ленты 3 служит устройство натяжения. 2 ил.

Недостатками этого устройства являются конструктивная сложность и нетехнологичность его деталей, а также ограниченность использования для передачи зна4ительных крутящих моментов.

Известно также зубчатое колесо беззазорного зацепления, содержащее два диска, один иэ которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски. Недостатками известного колеса являются повышенные габариты и масса при передаче больших мощностей. Это обусловлено тем, что упругий элемент в нем выполнен в виде кольца, размещенного в проточке междудисками и работающего только на изгиб, При повышенных мощностях резко повышаются

1707359 габариты и металлоемкость упругого элемента, а следовательно, и габариты колеса.

Наиболее близким известным техническим решением к предлагаемому является зубчатое колесо беззаэорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, о,4ин из которых установлен с возможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде ленты, охватывающей ступицу неподвижного диска. При этом торцовая поверхность неподвижного диска имеет углубление, например, в виде цилиндрической расточки. Длину упругой ленты подбирают такой, чтобы перед сборкой зубья подвижного и неподвижного дисков были повернуты один относительно другого на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче, При сборке последней зубья устанавливаются в рабочее положение, а упругая лента обеспечивает выборку бокового зазора между зубьями ведущего и ведомого колес за счет ее растяжения в пределах упругой деформации. Сечение упругой ленты выбирают из условия обеспечения момента на валу, создаваемого подвижным диском, превышающего номинальный рабочий момент в 1,5 — 2 раза

Недостатком известного технического решения является наличие в нем строгой зависимости величины передаваемого крутящего момента от точности изготовления упругой т1енты в части обеспечения точности изготовления ее длины, ширины и толщины, а также в части точности соблюдения режимов термической обработки, влияющих на упругие свойства материела ленты, при этом величина передаваемого момента для каждого колеса является величиной постоянной и нерегулируемой. Поэтому, например, в случае, если упругая лента изготовлена недоброкачественно, очень трудно сборщику обеспечить смещение зубьев подвижного и неподвижного дисков на величину, соизмеримую с величиной зазора в передаче с одновременным обеспечением закрутки относительно друг друга на величину, не превышающую номинальный момент в 1,5 -2 раза. Кроме этого, в процессе эксплуатации, когда, например, произойдет старение материала упругой ленты, которое приведет к снижению действия ее упругих сил, колеса передачи, оснащенные упругими лентами, не смогут передать номинальную мощность без люфта. Для приведения передачи в нормальное состояние необходимо произвести ее разработку и замену упругих лент в колесах.

Целью изобретения является повышение надежности беээазорной передачи кру5

55 тящего момента за счет обеспечения регулировки усилия натяжения упругой ленты в процессе сборки и эксплуатации, что повышает общую надежность устройства по сравнению с прототипом, Укаэанная цель достигается тем, что зубчатое колесо беэзазорного зацепления, содержащее два зубчатых диска, один из которых установлен с воэможностью поворота относительно другого, и упругий элемент, связывающий диски и выполненный в виде упругой ленты, охватывающий ступицу неподвижного диска, снабжено размещенным в центральной части ступицы неподвижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии к центральной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым устройством.

На фиг.1 изображено предлагаемое колесо, общий вид в плане: на фиг.2 — разрез

А — А на фиг.1.

Зубчатое колесо содержит неподвижный 1 и подвижный 2 зубчатые диски, соединенные посредством упругой ленты 3, охватывающей наружный диаметр 4 ступицы 5, один конец которой жестко закреплен на диске 2, другой заведен через прорезь б в торцовое углубление 7 в виде цилиндрической выточки и жестко соединен с резьбовой шпилькой 8, которая установлена в стойке 9 высотой не более торцового углубления 7, жестко связанной с диском 1, и закреплена на ней гайкой 10 и контрогайкой

11. Подвижный зубчатый диск 2 установлен на упругой ленте 3 с воэможностью проворота и зафиксирован в осевом направлении кольцом 12.

При сборке передачи зубья неподвижного 1 и подвижного 2 дисков путем разворота дисков устанавливаются в рабочее положение (совмещаются) и в таком положении вводятся в зацепление с сопряженным зубчатым колесом, После этого, освободив контрогайку 11, вращением гайки 10 осуществляют растяжение упругой ленты 3 в пределах упругой деформации, силы которой разворачивают диски 1 и 2.

Этот разворот произойдет в пределах величины бокового зазора, который существует между зубьями дисков 1 и 2 и впадиной сопряженного колеса, до момента упора боковых поверхностей зубьев дисков 1 и 2 в боковые поверхности впадин. Таким образом осуществляется беззазорное зацепление. Величина крутящего момента, которая может быть персдана беззазорно таким зацеплением, регулируется натяжением упругой ленты 3 с помошью гаики 10 и может

1707359

77 9 70

Фиг. 7

Составитель 4 Шатилов

Ф

Техред M,Ìoðãeíòàë Корректор В.Гирняк

Редактор Т,Иванова

Заказ 255 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина. 101 осуществляться в процессе сборки и эксплуатации по мере необходимости без разборки передачи.

Формула изо бретения

Зубчатое колесо беззазорного зацепления по авт,св, М 1078160. о т л и ч а ю щ ее с я тем, что. с Целью повышения надежности, оно снабжено размещенным в центральной части ступицы неподвижного диска устройством для натяжения ленты, в ступице в направлении от периферии v. централь5 ной части выполнена прорезь, а в ней размещен один из концов ленты и соединен с упомянутым устройством,

Зубчатое колесо беззазорного зацепления Зубчатое колесо беззазорного зацепления Зубчатое колесо беззазорного зацепления 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , кбезлюфтовым передачам

Изобретение относится к реечным передачам

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам с регулируемым зазором в зацеплении

Изобретение относится к машиностроению , к коробкам передач

Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам с полимерными колесами

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению, к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , к беззазорным зубчатым передачам

Изобретение относится к регулированию зазора между зубьями колес на измерительной позиции во время сборки машин, имеющих зубчатые передачи

Изобретение относится к машиностроению, а именно к безлюфтовым приводам поворота звеньев робота

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в реверсивных механизмах, где необходима высокоточная передача угла поворота от ведущего к ведомому звену

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных устройствах, например, на транспорте

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено в ответственных высокоточных передачах, для приводов исполнительных органов роботов

Изобретение относится к конструкции цилиндрических зубчатых колес и может быть использовано е зубчатых передачах различного назначения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах, где необходимы корректировка взаимного положения зубчатых колес во время работы и регулировка зазоров в зацеплении

Изобретение относится к конструкции приводов станков

Изобретение относится к машиностроению
Наверх