Крестовина асинхронного карданного шарнира

 

Использование: в карданных передачах транспортных средств. Сущность изобретения: крестовина содержит корпус 1 с двумя взаимоперпендикулярными парами соос-ных шипов 2 и центральный элемент 3 в виде цилиндрического вкладыша. В осевых отверстиях шипов расположены устройства передачи тепловой энергии, заполненные жидким теплоносителем. Каждое такое устройство может быть выполнено по 2 вариантам. В первом случае-устройство 4 выполнено в виде вакуумированной полости, образованной отверстием шипа и соосным отверстием центрального элемента, при этом наружный торец шипа снабжен заглушкой 9. Во втором случае устройство 5 выполнено в виде герметичного вакуумированного баллона 11. установленного в тех же отверстиях. В процессе работы происходит постоянный теплообмен между элементами устройства, что приводит к уменьшению температуры на поверхностях трения и, таким образом, к повышению долговечности устройства. 4 з.п. ф-лы. 6 ил.feю о ю ю

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 3/26

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

1 .9 Фиг. I

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 41577.86/27 (22) 03.12.86 (46) 1$.02.92. Бюл. М 6

P1) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БССР и Институт теплои массообмена им. А. В. Лыкова (72) П. А. Удовидчик, Н. Т. Минченя, Л. И.

Бойко, В. Ф. Исаков и М. И. Рабецкий (53) 621.825.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 302215, кл. F 16 С 11/06.

Авторское свидетельство СССР

М 846846, кл. F.16 0 3/26, 1981,. (54) КРЕСТОВИНА АСИНХРОННОГО КАРДАННОГО ШАРНИРА (57) Использование: в карданных передачах транспортных средств. Сущность изобретения: крестовина содержит корпус 1 с двумя взаимоперпендикулярными парами соос„„5U „„1712699 А1 ных шипов 2 и центральный элемент 3 в виде цилиндрического вкладыша. В осевых отверстиях шипов расположены устройства передачи тепловой энергии, заполненные жидким теплоносителем. Каждое такое устройство может быть выполнено по 2 вариантам. В первом случае-устройство 4 выполнено в виде вакуумированной поло- сти, образованной отверстием шипа и соосным отверстием центрального элемента, при этом наружный торец шипа снабжен .заглушкой 9. Во втором случае устройство 5 выполнено в виде герметичного вакуумированного баллона 11, установленного в тех же отверстиях. В процессе работы происходит постоянный теплообмен между элементами устройства, что приводит к уменьшению температуры на поверхностях

- трения и, таким образом, к повышению долговечности устройства. 4 з.п. ф-лы, 6 ил.

1712699

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным передачам ..транспортных средств.

Цель изобретения — повышение долговечности путем снижения тепловой,нагруженности шипов и выравнивания их температуры.

На фиг, 1 изображена крестовина, общий вид, и схема направлений распространения тепловой энергии и действия нагрузок; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — то же, вариант-; на фиг. 4 — шип крестовины, общий вид и схема распространения тепловой энергии; на фиг. 5 — упрощенная тепловая модель шипа; на фиг. 6— схема термических сопротивлений шипа.

Крестовина (фиг. 1) содержит корпус 1 с двумя взаимно перпендикулярными парами соосных шипов 2, центральный элемент 3 в виде цилиндрического вкладыша и расположенные внутри устройства передачи тепловой энергии с жидким теплоносителем, работающие по испарительно-конденсационному циклу.

Корпус 1 выполнен с центральным отверстием 6, а шипы 2 — с осевыми отверстиями 7. Центральный элемент. 3 выполнен с . образующей поверхностью, ответной форме поверхности отверстия 6, и с отверстиями 8, каждое из которых расположено соосно с соответствующим отверстием 7.

Центральный элемент 3 выполнен из материала с высокой удельной теплопроводностью, например из алюминиевого сплава.

Устройство 4 передачи тепловой энергии содержит герметичную вакуумированную полость, образованную поверхностью отверстия 7 шипа 2, поверхностью глухого отверстия 8 и внутренней поверхностью заглушки 9. Внутренние стенки полости покрыты слоем 10 капиллярно-пористого материала. Полость частично заполнена летучим жидким теплоносителем. Устройство

5 передачи тепловой энергии содержит гер-. метичный вакуумированный баллон 11, внутренние стенки которого покрыты слоем

12 капиллярно-пористого материала. Баллон 11 частично заполнен летучим жидким теплоносителем и установлен с натягом в соосных отверстиях 7 и 8 шипа и центрального элемента соответственно.

Центральный элемент 3 неподвижно установлен в отверстии 6 корпуса 1 и снабжен ребрами охлаждения (на фиг. 1 не показаны) на торцовых поверхностях., На фиг. 2 изображена составная крестовина, содержащая корпус 13, выполняющий роль центрального элемента, т.е. выполненный из материала с высокой удельной теплопроводностью, с неподвижно установ ленными шипами 14 и установленными внутри устройствами 4 передачи тепловой энергии.

5 Корпус 13 выполнен с ребрами охлаждения 15, расположенными íà его торцовых поверхностях 16 и глухими отверстиями 17, 18, расположенными в радиальной плоскости. Шипы 14 выполнены с осевыми отвер10 стиями19.

Поверхности отверстий 17 и 19 соответственно корпуса и шипа образуют полость устройства 4. Шипы 14 установлены в отверстия 18. На фиг. 3 изображена составная

15 крестовина, содержащая корпус 20, выполняющий роль центрального элемента, т.е. выполненный из материала с высокой удельной теплопроводностью, с неподвижно установленными шипами 21 и устройст20 вами 5 передачи тепловой энергии.

Корпус 20 выполнен с ребрами охлаждения 22, расположенными на торцовых поверхностях 23, а также со сквозным центральным отверстием 24, сквозными от25 верстиями 25 и соосными с ними глухими отверстиями 26, расположенными в радиальной плоскости. При этом баллоны 11 ус-, тройств 5 установлены с натягом в отверстиях 25 и в осевых отверстиях 27, 30 выполненных в шипах 21, установленных в отверстиях 26 корпуса.

Кроме того, баллоны устройства 5 частично введены в центральное отверстие 24 для взаимодействия с окружающей средой.

35 Крестовина работает следующим образом.

При вращении карданной передачи под нагрузкой с угловой скоростью (ок на рабочих поверхностях Р шипов 2 совершается

40 работа сил трения. превращающаяся в тепловую энергию, при этом количество тепла, выделяющегося на одном шипе крестовины, равно

QH = 0,86 N (1 — ), 45 где N — мощность передаваемая шипом;

r — КПД карданного подшипника.

На,фиг. 4 — 6 приняты следующие обозначения:

Н вЂ” расстояние между наружными тор50 цами противонаправленных шипов;

Lp- зона шипа, где совершается работа сил трения;

L — зоны крестовины, где выделяется, передается и отдается тепловая энергия;

55 QH — количество выделяющегося тепла;.

Qp — количество тепла, отдаваемого в окружающую среду;

t1 — температура рабочей (наружной) поверхности типа;

1 7126п9

t4 — температура поверхности теплоотдачи, tz — температура кипения (испарения)

1 теплоносителя; з - температура конденсации теплоно- .5 сителя;

d1 — диаметр осевого отверстия шйпа;

d2 — диаметр (наружной) поверхности шипа;

R1 — термическое сопротивление стен- 10

1 ки шипа (—: 2) и стенки баллона;

dz, d1

Rz — термическое сопротивление шипа и баллона на участке 2 L;

Вз — термическое сопротивление стен- 15

1 ки баллона и центрального элемента:3;

Rwc — термическое сопротивление испарению теплоносителя;

Йкон — термическое сопротивление конденсации теплоносителя; 20

tnap — температура пара теплоносителя.

При этом количество тепла, отдаваемого в окружающую среду, определяется выражением

Qp = КГ(Ь| — te); 25 где К вЂ” 7...30 ккал/ч град м — коэффициент теплоотдачи;

à — площадь теплоотдачи;

t8 — темперагура окружающего воздуха.

При этом М = t1 — Ь t,.где t1 — темпера- 30 тура рабочей поверхности шипа крестовины; Л t — снижение температуры в теле крестовины.

Из выражения R = h t/О, где R — термическое сопротивление крестовины; 0- теп-. 35 ловая нагруженность крестовины. Очевидно, что меньше термическое сопротивление крестовины, тем меньше и величина Л t, а следовательно„больше рассеивание тепла в окружающую среду, 40 т.е. меньше тепловая нагруженность поверхностей трения.

Тепловая энергия Он распространяется как по материалу шипа и баллона, так и;йо теплоносителю. Теплоноситель под воздей- 45 ствием QH испаряется в зоне1р.

Образовавшиеся пары теплоносителя, перемещаются к участкам герметичнЫх полостей (баллонов) контактирующим с цейтральным элементом 3, где происходит их 50 конденсация.

Конденсат, образующийся на холодйых участках, под действием центробежной силы при вращении крестовины и по кайилля рам в неподвижном состоянии 55 транспортируется в нагретые участки. Процесс испарения теплоносителя в нагретых участках устройств для передачи теплоаой энергии, его конденсация в холодных участках и возврат конденсата в нэгре1ые участки происходит непрерывно.

Постоянный тепловой обмен происходит также между участками конденсирования устройств передачи тепловой энергии всех шипов крестовины через материал центрального элемента 3. Это препятствует черезмерному разогреву одного из шипов, так как тепловая энергия в этом случае по материалу элемента 3 от участка конденсирования разогретого шипа поступает как в окружающую среду через ребра охлаждения, так и на участки конденсирования остальных устройств передачи тепловой энергии крестовины, которые могут работать в обратном цикле, передавая тепловую энергию от элемента 3 к шипам крестовины, при этом транспортирование конденсата, происходит по кэпиллярно-пористому слою устройств, Это обеспечивает выравнивание температуры всех шипов крестовины и снижение тепловой нагруженности поверхностей трения.

Выполнение устройств передачи тепловой энергии в виде баллона 11 более технологично и целесообразно. особенно при выполнении элемента 3 с центральным отверстием 24, в которое выходят области конденсировэния баллонов (фиг. 3). Это обеспечивает через устройство передачи тепловой энергии йепосредственную передачу тепловой энергии поверхностей трения шипов в воздух окружающей среды. Снижение средней температуры шипов приводит к уменьшению температуры на поверхностях трения, улучшаются условия работы смазки, исключается нарушение структуры материала поверхностных слоев контактирующих участков, повышается долговечность крестовин и асинхронных карданных шарниров в целом.

Формула изобретения

1. Крестовина асинхронного карданно- го шарнира, содержащая составной корпус с центральным отверстием и две пары взаимно перпендикулярных шипов с осевыми отверстиями, в которых расположены устройства передачи тепловой энергии, заполненные жидким теплоносителем, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью повышения долговечности путем снижения тепловой нагруженности шипов и выравнивания их температуры, она снабжена установленным в центральном отверстии корпуса и выпол-. ненным из материала с высокой удельной теплопроводностью центральным элементом, взаимодействующим с устройствами передачи тепловой энергии, каждое из которых выполнено с внутренними стенками, 1712699 покрытыми слоем капиллярно-пористого материала.

2, Крестовина.поп,1, отл и ча ю ща яс я тем, что каждое из устройств передачи тепловой энергии выполнено в виде вакуумированной полости, образованной упомянутым осевым отверстием шипа и соосным с ним отверстием, выполненным в центральном элементе, при этом наружный торец полости снабжен заглушкой.

3. Крестовина по и. 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что каждое из устройств передачи тепловой энергии выполнено в виде герметичного вакуумированного баллона, установленного с натягом как в упомянутом осевом отверстии шипа, так и в соосном с ним отверстии, выполненном в центральном

5 элементе.

4. Крестовина по пп. 1-3, отл ич а юща я с я тем, что торцовые поверхности центрального элемента снабжены ребрами охлаждения.

10 5. Крестовинапопп.1,3и4, отличаю щ а я с я тем, что каждый из герметичных вакуумированных баллонов частично введен в сквозное центральное отверстие, выполненное в центральном элементе.

1712699

1712699

Конденсация

Испарение (Кипение) 8 пар

Фиг. б

Составитель М.Коровина

Техред М.Моргентал Корректор М.Кучерявая

Редактор Н.Швыдкая

Заказ 524 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям.и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35; Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Крестовина асинхронного карданного шарнира Крестовина асинхронного карданного шарнира Крестовина асинхронного карданного шарнира Крестовина асинхронного карданного шарнира Крестовина асинхронного карданного шарнира Крестовина асинхронного карданного шарнира 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным шарнирам переднего конца кардонной передачи

Изобретение относится к машиностроению, в частности к асинхронным карданным шарнирам

Изобретение относится к машиностроению, в частности к карданным валам транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в карданных передачах

Изобретение относится к машиностроению , в частности может быть использовано для соединения валов тран-

Изобретение относится к машиностроению , в частности предназначено для синхронной передачи вращения

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях угловой подвижности с сохранением постоянной угловой скорости на сопрягаемых валах

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для соединения валов машин и механизмов в условиях-угловой подвижности

Изобретение относится к области маииностроения, в частности к универсальным шариковым шарнирам, допускающим угловую и осевую подвижки соединяемых валов

Изобретение относится к машиностроению в частности к универсальным шарнирам

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению вкладышей шарнира скольжения универсальных шпинделей, и может быть использовано в металлургии и других отраслях промышленности

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно для транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к шарнирам карданного вала, и может быть использовано в трансмиссиях различных транспортных средств

Изобретение относится к прокатному оборудованию и может использоваться для передачи крутящего момента в станах с высокими динамическими нагрузками

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к трансмиссиям сельскохозяйственной техники

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к изготовлению карданных валов, которые могут быть использованы в трансмиссиях грузовых и легковых автомобилей и ряде других транспортных средств

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для соединения валов силовых передач

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шарнирам трансмиссий сельскохозяйственной техники
Наверх