Механизм привода колеса транспортного средства
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании тягачей , вездеходов и другой бездорожной техники для различных отраслей народного хозяйства. Целью технического решения является повышение тяги в условиях движения по грунтам с низкой несущей способностью. Привод колеса выполнен в виде расположенной внутри обода коробки с двумя зубчатыми колесами внутреннего зацепления с возможностью блокировки последних относительно друг друга. Может иметь место блокировочное устройство коробки с корпусом ведущего моста. 1 ил. Ј
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1681009 (21) 4740073/11 (22) 02.10.89 (46) 15.05.92. Бюл. N 18 (71) Институт математики и механики АН
КазССР (72) M.Ñ.Ñàãoâ (53) 629.113.03 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1681009, кл. В 60 К 17/32, 1989. (54) МЕХАНИЗМ ПPИВОДА КОЛЕСА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к колесным движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании тягачей, вездеходов и другой бездорожной техники для различных отраслей народного хозяйства.
Цель настоящего изобретения является повышение тяги в условиях движения по грунтам с низкой несущей способностью.
На чертеже представлено колесо, разрез в диаметральном сечении.
В обод 1 жестко монтируется зубчатое колесо 2 внутреннего зацепления и наружные кольца радиально-упорного подшипника 3. В обод устанавливается коробка 4 на подшипниках 3. В коробке находится приводной вал 5 с жестко закрепленной wecтерней 6, которая входит в зацепление с зубчатым колесом 2, в коробке устанавливаf,, 5U „„1733281 А2 (я)з В 60 К 17/32, В 60 В 19/00 движителям повышенной проходимости, и может быть использовано при создании тягачей, вездеходов и другой бездорожной техники для различных отраслей народного хозяйства. Целью технического решения является повышение тяги в условиях движения по грунтам с низкой несущей способностью. Привод колеса выполнен в виде расположенной внутри обода коробки с двумя зубчатыми колесами внутреннего зацепления с возможностью блокировки последних относительно друг друга. Может . иметь место блокировочное устройство коробки с корпусом ведущего моста. 1 ил. ется также блокировочное устройство 7 зубчатой пары. Для блокировки коробки 4 с корпусом ведущего моста 8 между ними имеется блокировочное устройство 9.
Устройство работает следующим образом.
При движении по твердому грунту зубчатая пара 1 и 2 разблокированы с помощью устройства 7, а коробка 4 и корпус ведущего моста 8 блокированы устройством 9. Вращением приводного вала 5 через шестерню 6 приводится во вращение зубчатое колесо 2, к которому жестко крепится обод 1. При этом колесо вращается вокруг своего геометрического центра на подшипниках 3.
Следует отметить, что имеется несколько положений на щеке коробки для устройства
9 блокировки, которые подбираются в зависимости от необходимого клиренса. Для перевода колеса на развитие повышенного
1733281
50
Составитель Ю. Шурупов
Редактор Н.Сильнячина Техред М.Моргентал Корректор В.Гирняк
Заказ 1630 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101 тягового усилия, т.е. на повышенную проходимость в условиях деформируемых и слабых грунтов, достаточно блокировать зубчатую пару устройством 7, а устройство блокировки 9 отключить. Тогда центром вращения колеса станет приводной вал 5— эксцентричная ось.
При вращении колеса вокруг эксцентричной . оси, как эксцентрика, меняются условия воздействия на грунт его в зоне контакта, что выражается в увеличении сдвигаемых объемов грунта по глубине и, как следствие этого, растет тяговое усилие транспортного средства.
При е = 0 (е = — эксцентриситет, здесь а
R а — расстояние между геометрическим и действительным центрами вращения; R— радиус колеса. Данное устройство представляет собой обычное колесо, крутящий момент в этом случае приложен к его геометрическому центру. По мере увеличения
5 эксцентриситета увеличивается и тяговое усилие, которое имеет максимальное значение при е = 1, при е>1 колесо перестает выполнять свои функции поскольку картер привода начинает выходить за периметр ко10 леса.
Формула изобретения
Механизм привода колеса транспортного средства по авт. св. KL 11668811000099, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения
15 тяговых усилий колеса на грунтах с низкой несущей способностью, он снабжен механизмом блокировки между собой ведущей и ведомых шестерен.