Водометное подруливающее устройство с т-образным водоводом

 

Использование: судовые подруливающие устройства. Сущность изобретения: тангенциальные щелейые каналы 19 гидравлически сообщены со входом насоса 18, рабочее колесо которого закреплено на внешней обечайке спрямляющего аппарата 7, вращающегося на подшипнике 8. Опорный подшипник 4 приводного вала установлен на входе центрального канала. 2 ил.

СОЮЗ СОЯЕТСНИХ

РЕСПУБЛИН ие св ($I)5 В 63 Н 11/10 25 42

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автсусиаму c4vg+1EIlhQTSY

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ (21) 4762211/11 (22) 24. 11.89 (46) 15.06.92. Бюл. М 22 (71) Конструкторское бюро "Винт" (72) В.А,:Хвостов, Э.-И.Д.Иамедов, И,Б. Пкурихнн, Н,В. Голубков и Г.Г. Иартиросов (53) 629. 12. 014, 6 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

Л - 1508513, кл. В 63 Н 25/46, 1987.. (54) ВОДОИЕТНОЕ ПОДРУЛИВАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО С Т-ОБРАЭНЬК ВОДОВОДОИ

2 (57) Использование: судовые подруливающие устройства. Сущность изобретения: тангенциальные щелевые каналы

19 гидравлически сообщены со входом насоса 18, рабочее колесо которого закреплено на внешней обечайке спрямляющего аппарата 7, вращающегося на подшипнике 8. Опорный подшипник 4 приводного вала установлен на входе центрального канала. 2 ил.

174

Изобретение относится к судостроению, в частности к водометным подруливающим устройствам с Т-образным водоводомО

Известны водометные подруливающие устройства с Т.-образным водоводом, содержащие центральный канал, поперечный канал, рабочее колесо, установленное в центральном канале, спрямляющий аппарат с внешней обечайкой, приводной вал с опорным подшипником, ср дства переключения тяги, установ-. ленные в ответвлениях поперечного канала водяной насос и тангенциальные

Ф щелевые каналы, выполненные в местах соединения поперечного и центрального каналов.

Однако в известном устройстве при повороте потока в неработающем отводном патрубке образуется развитая вихревая зона, существенно снижающая эффективность устройства. Кроме того, на ходу судна наблюдается падение тяги, пропорциональное соотношению скоростей потоков, выбрасываемого из

ВПУ и внешнего набегающего. В обух . случаях резко ухудшается управляемость судна s наиболее ответственных режимах использования (проход узкостей, расхождение судов, швартовка).

Целью изобретения является повышение эффективности работы устройства, Указанная цель достигается тем, что тангенциальные щелевые каналы сообщены с входом упомянутого насоса, при этом его рабочее колесо укреплено на внешней обечайке спрямляющего апттарата, который установлен с возможностью вращения относительно своей оси, причем опорный подшипник приводного вала установлен на входе центрального канала.

На фиг. 1 схематически изображено подруливающее устройство, поперечнътй разрез; на Oar, 2 - разрез А"А на фиг. 1.

Водометное, подруливающее устрой" ство с Т-образным водоводом содержит центральный канал 1, на входе в который установлен водозаборник 2 с защитной решеткой Э и вмонтированным в нее опорным подшипником 4 скольжения. В центральном канале размещены рабочее колесо 5 осевого насоса с приводным валом 6 и спрямляющий аппарат 7, установленный с возможностью вращения относительно своей оси и корпуса ВПУ на подшипнике 8 скольже0247 ния. Верхней частью центральный канал, 1 плавно сопряжен с ответвлениями 9 поперечного канала, которые оканчи5 ваются выходными соплами 10 с профилированными обтекателями 11 внутри..

Кольцевые зазоры. 12 между последними и внутренними поверхностями сопел разделены вертикальными перегородка1О ми 13 каждый на две части, сообщенные с ресиверами 14 и далее, посредством трубопроводов и клапанов 15-17 с центробежным насосом 18, рабочий орган которого укреплен на наружной

1 обечайке вращающегося спрямляющего аппарата 7, Центробежный насос 18 воды повышенного (относительно основного тракта ВПУ) давления подключен входом к тангенциальным щелевым кана21) лам 19, выполненным в месте плавного сопряжения центрального канала ВПУ с поперечными отводными каналами, В последних могут быть установлены затворы 20 для управления направлением

25 тяги ВПУ, Средства переключения тяги могут быть иными, например подачей управляющей воды повышенного давления в .кольцевой зазор 12 выходного сопла соответствующего борта через оба его ресивера..

Устройство работает следующим образом.

Забортная вода через водозаборник

2 поступает в центральный канал 1 к рабочему колесу 5 насоса, где увелиЗ5 чивает свою энергию и получает закрутку, Поступая далее к спрямляющему аппарату 7, поток раскручивает его и вместе с ним — центробежный насос

18. Далее вода поступает в попереч" ный канал 9 и в зависимости от положения затворов 20 выбрасывается наружу через сопло 10 того или иного борта.

Приведенный во вращение насос 18 через тангенциальный щелевой канал 19 отбирает воду из основного тракта

ВПУ в месте ее поворота и образования вихревых зон при переходе иэ центрального канала 1 (с обеих от него сторон) в поперечный, что снижает потери энергии воды при повороте, положительно сказываясь на эдЖективности

ВПУ.При отсутствии набегающего внешнего потока клапаны 15-17 левого (фиг. 1) борта открыты, а клапан 15 правого борта закрыт и вода выбрасывается из ВПУ через сопло перпендику лярно диаметральной плоскости судна.

Птти наличии обтекания корпуса судна

1740247

5 внешним потоком, как показано на фиг. 2, клапан 16 закрывается, вода от насоса 18 поступает только в одну полость ресивера 14 и вода, выходящая из сопла ВПУ, благодаря высокоскорост ной воде, выходящей через кольцевой зазор 12, отклоняется навстречу внешнему обтекающему потоку воды, тем самым по мере повышения скорости судна отдаляя момент "прилипания" потока от

ВПУ к корпусу судна, а следовательно, и скорость хода, при которой проявляется падение тяги ВПУ, При изменении ,направления натекания на ВПУ внешнего потока воды на противоположное (на заднем ходу судна) клапан 17 закрывается, а клапан 16 открывается и от- . клонение воды, выбрасываемой из сопла, происходит в противоположном направлении, опять навстречу натекающему внешнему потоку воды.

Аналогично производится управление струей воды, выбрасываемой из ВПУ через сопло правого борта после переключения затворов 20.. Таким образом, в предлагаемой конструкции ВПУ за счет отклонения выб-. расываемой из сопел ВПУ воды навстречу натекуюшему внешнему потоку уменьшается сила засасывания на корпусе судна,и следовательно, уменьшается падение тяги ВПУ при .обтекании корпуса судна внешним потоком, т.е. на ходу судна, с одновременным снижением гидродина- . мических потерь в тракте ВПУ.

При этом отбор воды через тангенциальные щелевые каналы 19 из вихревой зоны в месте поворота основного потока в ответвлении 9 повышает его т энергию и способствует как более эф1 фективному отклонению вытекающей из выходного сопла 10 струи навстречу внешнему набегающему потоку, так и повороту основного потока ВПУ из центрального канала в ответвление 9, т.е. управлению тягой ВПУ, В совокупности с индициирующим действием управ16 ляющей струи из кольцевого, зазора 12 на истекающий из выходного сопла 10 поток это позволяет при определенном уровне параметров ВПУ отказаться от использования затворов 20.

Формула изобретения

Водометное подруливающее устройство с Т-образным водоводом, содержащ, щее центральный и поперечный каналы, соединенные между собой, рабочее колесо и спрямляющий аппарат с внешней обечайкой, установленные в центральном канале на приводном валу с д опорным подшипником, насос повышенно» го давления .и тангенциальные щелевые каналы, выполненные вместе сопряжения центрального и поперечного каналов, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения эксплуатацион-. нык качеств устройства, спрямляющий аппарат. выполнен с возможностью поворота относительно приводного вала, а на его внешней обечайке закреплено рабочее колесо упомянугого насоса

Зэ повышенного давления, при этом тангенциальные щелевые каналы гидравлически сообщены с входом указанного насоса,.а опорный подшипник приводного вала установлен на входе центрального канала.

1740247 оставитель Ю. Новак

Техред Л.олийнык-Редактор Ю. Середа

Корректор С, Пекмар

Заказ 2042 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

i)3035, Иосква,-Ж-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Водометное подруливающее устройство с т-образным водоводом Водометное подруливающее устройство с т-образным водоводом Водометное подруливающее устройство с т-образным водоводом Водометное подруливающее устройство с т-образным водоводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению , в частности к системам движительнорулевых колонок для обеспечения хода и маневренности

Изобретение относится к судостроению , о частности к конструкции морских полупогружных платформ

Изобретение относится к системам управления судами и их стабилизации

Изобретение относится к судостроению , в частности к устройствам для подвода рабочего тела под давлением через вращающийся вал к исполнительным механизмам двигателей

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению , в частности к судовым движителям, и касается конструкции устройства для изменения величины и направления тяги судового гребного винта

Изобретение относится к судостроению и позволяет улучшить ремонтопригодность комплекса путем упрощения поворота стабилизатора при демонтаже комплекса, а также уменьшить напряжения в местах .крепления стабилизатора к насадке

Изобретение относится к судостроению

Изобретение относится к судостроению и касается усовершенствования судовых водометных движителей с кольцевым выходом

Изобретение относится к судостроению, преимущественно к быстроходным судам малого водоизмещения, оборудованным водометными движителями

Изобретение относится к судостроению , в частности к судковым водометным движителям

Изобретение относится к судостроению и позволяет повысить эффективность водометного движителя
Наверх