Способ смазывания трибосопряжения

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности трибосопряжения. Смазывание трибосопряжения производят периодически , причем очередную дозу смазочного материала подают при определенной величине потерь на трение, для чего потери контролируют . Новым в способе является то, что смазочный материал подают при достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 N 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4746688/29 (22) 05.10,89 (46) 23.06.92. Бюл. ¹ 23 (71) Специальное конструкторско-технологическое бюро "Полюс" при Ивановском энергетическом институте им. В.И,Ленина (72) А.M.Çåìëÿêoâ и Ю.О.Михалев (53) 621.89(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 417674, кл. F 16 N 29/00, 1974. (54) СПОСОБ СМАЗЫВАНИЯ ТРИБОСОПРЯЖЕНИЯ (5 1) Изобретение относится к машиностроению и может быть применено для смазываИзобрет ние относится к машиностроению и может быть применено для смазывания узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор.

Целью изобретения является повышение надежности и долговечности трибосоп-. ряжения.

На чертеже представлен график изменения мощности трения (N) в зависимости от объема дозы (V) смазочного материала, подаваемого в трибосопряжение, где Nponмаксимальная допускаемая для трибосопряжения мощность трения; Vpon — соответствующий ей объем дозы смазочного материала; а — рабочая точка, которой соответствуют V> — объем дозы смазочного материала и Nð — потребляемая мощность в момент после подачи смазочного материала; N«< — минимальная потребляемая мощность.

Объем дозы смазочного материала определяет толщину смазочного слоя. Нали Ы 1742576 А1 ния узлов трения, например зубчатых передач и подшипниковых опор. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности трибосопряжения. Смазывание трибосопряжения производят периодически, причем очередную дозу смазочного материала подают при определенной величине потерь на трение, для чего потери контролируют. Новым в способе является то, что смазочный материал подают при достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов смазки. 1 ил. чие на графике экстремального минимума мощности трения связано с тем, что при относительно малой толщине смазочного слоя потери на преодоление вязкого сопротивления бывают меньше, чем при большой толщине смазочного слоя, а сопротивление сдвигу меньше, чем при трении квазикристаллических граничных слоев со сравнительно прочной структурой. На графике выделены три главных режима смазки: I— гидродинамическая смазка, II — смешанная смазка, Ill — граничная смазка.

При периодическом смазывании трибосопряжения в зависимости от дозы и интервала между подачами смазочного материала толщина смазочного слоя может существенно изменяться. Предпочтител ьным режимом смазки является конецдиапазона смешанной смазки и начало диапазона гидродинамической смазки (участок аоа), Этот режим смазки обеспечивает как наименьший износ трибосопряжения, так и малые потери на трение.

1742576

Формула изобретения г>

1 т r

Составитель

Техред M,Моргентал Корректор Л,Бескид

Редактор И.Дербак

Заказ 2274 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат Г!атент", г. Ужгород, ул.!:i., арина, 10 !

Исходя из величины максимальных допускаемых потерь на трение (Nppp}, выбирают объем дозы смазочного материала (V ) обеспечивающий работу трибосопряжения в режиме гидродинамической смазки, В процессе работы трибосопряжения контролируют потери на трение и, когда последние снижаются до минимума (NMgg) или до определенной величины, подают очередную дозу смазочного материала, Пример. Смазывание цилиндрической зубчатой передачи с эвольвентным профилем зубьев осуществляют магнитной жидкостью, синтезированной на триэтаноламине. Передача содержит зубчатые колесо из стали 20Х13 твердостью HV 380 — 440 с числом зубьев на каждом колесе z= 60, модулем m = 0,6 мм, шириной венца Ь= 4 мм, изготовленные по 6-й степени точности. Частота вращения колес составляет 8с, кон-1 тактное давление 500 МПа. Потери на трение оценивают по потребляемой электродвигателем мощности с помощью ваттметра, Смазочный материал подают периодически через 8 ч по 0,05 см . Мощность трения после очередной подачи смазочного материала изменяют от 55 до 30 Вт.

За 300 ч наработки интенсивность изнаши5 вания составляет 1,2.10 .

Предлагаемый способ позволяет почти на порядок уменьшить интенсивность изнашивания зубчатой передачи, при этом расход энергии снижается на 10 g,.

10. Способ смазывания трибосопряжения, включающий контроль потерь на трение и

15 периодическую подачу дозами смазочного материала при определенной величине потерь на трение, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трибосопряжения, смазочный

20 материал подают по достижении минимальной величины потерь на трение в диапазоне смешанного и гидродинамического режимов сма ки.

Способ смазывания трибосопряжения Способ смазывания трибосопряжения 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении трущихся элементов деталей машин

Изобретение относится к созданию антифрикционных пар трения и может быть использовано в автоматах управления клапанами перепуска воздуха газотурбинного двигателя

Изобретение относится к насосостроению и может быть использовано в нефтепромысловых и химических плунжерных насосах, перекачивающих различные среды, в том числе коррозионные и абразивосодержащие

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технике смазывания пар трения механизмов, функционирующих в произвольном пространственном положении

Изобретение относится к машиностроению, к зубчатым передачам с магнитоактивной смазкой

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для смазывания узлов трения магнитоактивными смазочными материалами

Изобретение относится к области машиностроения, может быть использовано во всех остальных отраслях народного хозяйства как узел смазки пары трения, работающий при повышенных скоростях вращения, и является усовершенствованием технического решения по авт.св

Изобретение относится к порошковой металлургии , в частности, к способам нанесения смазочных покрытий

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в парах трения гидромашин, при обработке металлов

Изобретение относится к приборостроению и повышает качество нанесения смазки на детали точной механики путем обеспечения равномерной толщины слоя, близкой к мономолекулярному, и сокращает время процесса нанесения
Изобретение относится к области машиностроения, к смазочным материалам, и может быть использовано при эксплуатации машин и механизмов
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам восстановления изношенных металлических поверхностей в парах трения, и обеспечивает решение проблемы сохранения на должном уровне эксплуатационных характеристик машин и механизмов, побывавших в использовании, в частности позволяет повысить надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания, а именно их цилиндропоршневой группы
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к способам повышения долговечности трущихся элементов машин и механизмов
Изобретение относится к области триботехнического материаловедения и смазке твердых тел, в частности к узлам, деталям машин и механизмов, работающих в условиях сухого, граничного и жидкостного трения, предназначенных для торцевых уплотнительных колец, подшипников скольжения и порошковых втулок тормозной рычажной передачи для локомотивов, вагонов, цистерн подвижного состава железных дорог и метрополитена
Наверх