Торцовая шаровая планетарная передача

 

Использование: в машиностроении. Цель изобретения - повышение долговечности путем смены изношенных участков беговой дорожки. Сущность изобретения; торцовая шаровая планетарная передача содержит диски, крайние из которых имеют беговые дорожки и шаровые сателлиты. Ведущий диск имеет кольцевую проточку, в которую установлено с возможностью поворота кольцо с беговыми дорожками. 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОЛИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ фь.

Д (л)

Ф 3

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4802467/28 (22) 30.01.90 (46) 30.06.92. Бюл. М 24 (71) Могилевский машиностроительный институт (72) А.И. Дерученко, Д.M. Макаревич, П.H.

Кутилкин и Б.S. Черных (53) 621.833.6(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

М 1359524, кл, F 16 Н 13/08, 1987.

Авторское свидетельство СССР

N 1240980, кл. F 16 Н 1/32, 1976.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах различных машин и механизмов в качестве редуцирующего устройства.

Известны торцовые шаровые передачи, содержащие по крайней мере три соосных диска, крайние из которых снабжены беговыми дорожками, а промежуточный — радиальными прорезями для размещения шаровых сателлитов.

Недостатком таких передач является их невысокая долговечность, связанная с крайне неравномерным износом профиля ведущей беговой дорожки, Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является шаровая планетарная передача, содержащая корпус; крышку, два центральных диска с беговыми дорожками на своих торцах, промежуточный диск с радиальными сквозными прорезями, в которых размещены шарики— сателлиты.

„„5U 1744347 А1 (яу F 16 Н .25/06 1/34 (54) ТОРЦОВАЯ ШАРОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ

ПЕРЕДАЧА (57) Использование: в машиностроении, Цель изобретения — повышение долговечности путем смены изношенных участков беговой дорожки. Сущность изобретения; торцовая шаровая планетарная передача содержит диски, крайние из которых имеют беговые дорожки и шаровые сателлиты. Ведущий диск имеет кольцевую проточку, в которую установлено с возможностью поворота кольцо с беговыми дорожками, 5 ил.

Недостатком такой передачи, принятой. за прототип, является низкая долговечность передачи. Этот недостаток обусловлен тем. что рабочий профиль ведущего диска, в наибольшей степени подверженный износу, изнашивается крайне неравномерно по своей длине, в то время как отдельные его участки вообще не подвержены износу, а участки с наибольшим углом порьема профиля, передающие наибольшие нагрузки, изнашиваются в наибольшей степени. Для повышения срока службы такой передачи необходима смена ведущего диска. т.е. полная разборка передачи, изготовление

Но8осо ведущего риска с новой беговой дорожкой.

Целью изобретения является повышение долговечности торцовой шаровой передачи путем смены изношенных участков ведущей беговой дорожки.

Указанная цель достигается тем, что в торцовой шаровой планетарной передаче, содержащей корпус, крышку, ведущий, ве1744347 домый и связанный с корпусом диски, крайние иэ ко. орых имеют беговые дорожки, а промежуточный радиальные сквозные прорези, и размещенные в последних шаровые сателлиты для взаимодействия с беговыми дорожками, согласно изобретению беговая дорожка ведущего диска выполнена на одной или двух торцовых поверхностях отдельного кольца, установленного на ведущем диске с воэможностью его поворота на любой угол в окружном направлении и последующей фиксацией.

На фиг.1 изображена кинематическая схема торцовой шаровой планетарной передачи с жесткой связью ведущего диска с ведущим валом; на фиг,2 — аналогичная схема при посадке ведущего диска на подшипник; на фиг.3 показан ведущий диск и эпюра износа его беговых дорожек; на фиг.4 и 5 изображены два варианта выполнения профиля кольца с беговой дорожкой.

Торцовая шаровая планетарная передача (фиг.1 и 2) содержит корпус 1, крышку

2; ведущий вал 3, ведомый вал 4, ведущий диск 5, неподвижный диск 6 с многопериодной беговой дорожкой, промежуточный диск с радиальными сквозными прорезями — сепаратор 7, шаровые сателлиты 8, установленное в проточке кольцо 9 с ведущей беговой дорожкой, Кроме того передача на фиг.2 содержит эксцентрйк 10, жестко связанный с ведущим валом, и посаженный на него подшипник качения 11.

Работает передача следующим образом.

При вращении ведущего вала 3 ведущий диск 5 получает либо вращательное (фиг.1), либо вращательно-колебательное (фиг,2) движение, перемещая при этом шаровые сателлиты 8 в радиальном направлении.

Шаровые сателлиты 8 одновременно с этим входят в зацепление с беговой дорожкой неподвижного диска 6 и, перекатываясь по ней, взаимодействуют с прорезями сепаратора 7, приводя последний, а вместе с ним и ведомый вал во вращение, 30

Формула изобретения

Торцовая шаровая планетарная передача, содержащая корпус с крышкой, ведущий, ведомый и связанный с корпусом диски, крайние из которых имеют беговые дорожки. а промежуточный — радиальные сквозные прорези, и размещенные в последних шаровые сателлиты для взаимодействия с беговыми дорожками, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности путем смены изношенных участков беговой дорожки. беговая дорожка ведущего диска выполнена на одной или двух торцовых поверхностях кольца, установленного на ведущем диске с возможностью его поворота в окружном направлении и последующей фиксацией.

При нереверсивной работе передачи (к к это бывает в большинстве случаев) изнашиваются толька стороны беговой дорожки (фиг.3), обозначенные утолщенными линиями, эпюра износа заштрихована, При достижении допускаемого значения износа отпускаются крепежные винты 12 и кольцо

9 с беговой дорожкой поворачивается на необходимый угол. Таким образом, в работу

10. вводятся новые участки беговой дорожки без какой-либо смены или доработки деталей зацепления, что увеличивает срок службы кольца 9 с ведущей беговой дорожкой, а следовательно, и всей передачи в целом.

При выполнении кольца с двухсторонней беговой дорожкой (фиг.5). кроме указанного выше эффекта. добавляется дополнительный эффект. связанный также с повышением долговечности, но уже за счет использования двух сторон этого кольца fljj" тем его перестановки, Таким образом. выполнение ведущей беговой дорожки (наиболее быстро изнашиваемой при больших скоростях) в отдельном кольце и установка этого кольца на ведущем диске с воэможностью его поворота позволяет включить в работу практически всю длину беговой дорожки и за счет этого многократно увеличить долговечность всей передачи.

1744347

1744347 (AU Z.3

Составитель А. Дерюченко

Редактор H. Цалихина Техред М.Моргентал Корректор О. Кравцова

Заказ 2181 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород. ул,Гагарина, 101

Торцовая шаровая планетарная передача Торцовая шаровая планетарная передача Торцовая шаровая планетарная передача Торцовая шаровая планетарная передача 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к кривошипно-ползунным преобразователям равномерного вращательного движения в неравномерное и может найти применение в различных областях техники

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к червячным передачам с устройством для устранения зазора в зацеплении

Изобретение относится к машиностроению

Привод // 1740824

Изобретение относится к машиностроению , а именно к технике нарезания зубчатых колес, и может быть использовано в машиностроительной промышленности

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи вращения и крутящего момента в механизмах и приборах
Наверх