Зубчатое колесо

 

Изобретение предназначено для передачи вращательного момента в силовых приводах машин. Зубчатое колесо состоит из отдельных дисков, соединенных между собой, например, с помощью болтовых стяжек и посаженных наноси вращения, например , посредством шпонки. Между дисками размещена камерами которой имеется объем смазки в дополнительной эластичной уп- ° pyro-податлйвой емкости, связанной каналами с ка мерой и имеющей приспособление для тонкой дозйрованной.в зависимости от нагрузки Haj зубчатый венец колеса и оборотов колеса, смазки на опорные и трущиеся поверхности зубьев этого колеса. Такое выполнение зубчатого колеса позволяет улучшить процесЈ поступления смазки, повысить эксплуатационные возможности и характеристики зубчатых передач. 2 ил.

союз соВетских

СОЦИАЛИСТИ iF CKMX

РЕСПУБЛИК (я)5 F 16 Н 57/04 г7 т т 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ с г

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4832157/28 (22) 29,05.90 (46) 15.08,92. Бюл, N 30 (71) Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности им. С.М.Кирова (72) E.Ï.ÁîæåíoB, А.И.Плугин, Г.Д,Лузгин, В.Г,Роот:и В,В,Шим (56) Авторское свидетельство СССР

N 579488,.кл. F 16 Н 57/04, 1976.

Авторское свидетельство СССР

N 626305, кл, F 16 H 57/04, 1974. (54) ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение предназначено для передачи вращательного момента в силовых приводах машин, Зубчатое колесо состоит

Изобретение относится к деталям машин и механизмов и касается узлов смазки рабочих поверхностей венцов зубчатых передач, косозубых и конических шестерен приводов.

Цель изобретения — повышение эффективности смазки.

Это достигается в зубчатом колесе, содержащем соединенные между собой, соосно установленные диски с общим зубчатым венцом и устройством для смазки, включающим в себя полость для размещения смазки, за счет выполнения полости для смазки в колесе кольцевой с периферийной сферической поверхностью, в колесе выполнены сквозные радиальные каналы, сообщающие полость для подачи смазки из полости к зубьям, а устройство для смазки выполнено в виде пористого элемента, охватывающего его упругого элемента с отверстиями и помещенных в полость стержней из смачивае... Ы 1754994 А1

"-, . 2 из отдельйых дисков",соединенных между собой, Hinp uep, c nгомощью болтовых стя жек и посаженйыхгна оси вращения, например, посредством "шг йонки, Между дисками размещена камера",.гв которой имеется объЕМ СМнаЗКИ ВтдбОПСОЛГН йтГЕЛЬНОй ЭЛаСтИЧНОй уП-

pyro-йод атл йвзой емкости, связанной каналами с камерой и имеющекй приспособление для тонкой дпочззйровчайной,в зависимости от нагрузки на зубчатый венец колеса и оборотов колеса, смазки на опорные и трущиеся поверхности зубьев этого колеса. Такое выполнение зубчатого колеса йозволяет уЛуЧШУИ;Ь ПргацЕС -" "ПбОгСтуПЛЕНИя СМаЗКИ, ПОвысить эгксплуатаецйонные возможности .и характеристики зубчатых передач; 2 ил. мого материала,"одни концы" которых закреплейы на упругом элементе, а другие размещены в сквозных радиальных каналах. ° гаагаВ

Такое выполнение зубчатого колеса rioзволяет улучшить его технические характеристики при переменных оборотах и переменной температуре в зоне привода зубчатого колеса за счет учета этих измене- О ний и оптимального экономного. расхода Q смазки на окатываемых и трущйхся поверх- фь. ностях колеса и его рабочих зубьев.

На фиг.1 показано зубчатое колесо. об- )ча щий вид; на фиг. 2 — орйгинальная деталь колеса на фиг.1.

Зубчатое колесо состоит из соединенных между собой дисков 1 и 2, составляющих единое колесо с зубчатым рабочим венцом 3, Колесо имеет устройство для размещения смазки,: вйполненное в виде радиально--кольцевой проточки 4, ограниченной

1754994 перемычкой 5 у оси 6 для предупреждения утечки смазки из проточки 4 на ось 6, где смазка не требуется, так как диски 1 и 2 посажены плотно на ось 6.

Вершина 7 проточки, противоположная 5 перемычке 5, выполнена в виде двух сходящихся полусфер, соединенных между собой ее половинками 8 и 9 в общую кривую, что повышает надежность смазки, экономичность расхода и оптимальность поступле- 10 ния на поверхности. Для заполнения и доливки смазки имеется заправочное отверстие 10.

Между указа нными полусферами 8 и 9 . закреплена эластичная упруго-податливая 15 емкость 11 с центрально закрепленными стержнями 12, где вершина стержня соединена с упругим элементом 13 емкости 11.

Упругость элемента 13 и стенок емкости 11 использована для рациональной экономной 20 подачи смазки, поступающей через отверстия 14 в стенке емкости из камеры 15 запаса смазки, Конец 16 стержня 12 может перемещаться в зависимости от центробежной силы, определяемой числом оборотов 25 колеса при меняющихся силовых и динамических характеристиках и при выполнении стержня из смачиваемого смазкой материа ла меняется количество подаваемой смазки на рабочие поверхности зубьев колеса. Зто- 30 му же способствует выполнение отверстия

17 не доходящим до начала венца 3 и заполнение отверстия пористым материалом 18, впитывающим и хранящим смазку.

Фиксирование колеса на оси осуществ- 35 лена посредством стяжного болта 19 и двух упорных шайб 20.

Работа зубчатого колеса осуществляется при его вращении, при этом смазка из емкости 15 по рабочей части 16 стержня 11 40 поступает по отверстию 17 и щели между половинками колеса к поверхности венца 3, смазывая окатывающиеся и трущиеся поверхности венца при передаче усилия от приводной шестерни. При низких оборотах, 45 около 100-300 об/мин и при незначительном температурном напряжении на рабочих поверхностях венца количество поступающей смазки, подобранное при испытаниях н тарировке колеса, составляет одну услов- 50 ную единицу обьема расхода, но при увеличении оборотов и нагрузки на венец 3, при

300-600 об/мин, под действием центробежной силы гибкий элемент 13 начинает прогибаться вниз (ближе к венцу 3), подавая конец 16 стержня 12 ближе к венцу 3, что увеличивает площадь подачи количества по ней смазки на трущиеся поверхности зубьев, предупреждая износ, перегрев взаимодействующих поверхностей зубьев.

Таким образом, использование предлагаемой конструкции зубчатого колеса улучшает его динамические характеристики за счет оптимизации поступления смазки на поверхности венца в зависимости от оборотов, температуры и нагрузки на зубья колеса, так как количество подаваемой смазки, подобранное при стендовых испытаниях зубчатого колеса, где учитывался ход стержня в зависимости от нагрузки, оборотов и температуры на рабочих поверхностях зубьев, не создает избытка, чтобы не допускать капель и брызг, и излишней толщины пленки масла, и не обедняет подачу смазки, что повышает эффективность процесса подачи смазки при экономном ее расходовании с учетом переменных оборотов и нагрузок на зубчатое колесо при работе его в системах передачи усилий: приводах, редукторах, агрегатах.

Формула изобретения

Зубчатое колесо, содержащее соединенные между собой, соосно установленные диски с общим зубчатым венцом и устройством для смазки, включающим в себя полость для размещения смазки, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности смазки, полость для смазки выполнена в колесе кольцевой с периферийной сферической поверхностью, в колесе выполнены сквозные радиальные каналы, сообщающие полость для подачи смазки из полости к зубьям, а устройство для смазки выполнено в виде пористого элемента, охватывающего его упругого элемента с отверстиями и помещенных в полость стержней из смачиваемого материала, одни концы которых закреплены на упругом элементе, а другие размещены в сквозных радиальных каналах.

:..;. 1754994

Составитель А.Плугин

Техред M.Moðãåíòàë Корректор В.Петраш

Редактор Н.Шитев

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина. 101

Заказ 2880 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, москва,Ж-35; Раушская наб., 4/5

Зубчатое колесо Зубчатое колесо Зубчатое колесо 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , преимущественно к трансмиссии многоосных транспортных средств Цель изобретения - упрощение конструкции, снижение ее материалоемкости и трудоем/ кости сборки и разборки дифференциала Межосевой дифференциал проходного ведущего моста транспортного средства содержит чашки 3 и 4 с установленными в них крестовиной с сателлитами 8 и зубчатыми колесами, а также масяозаборный колпак 9, закрепленный на чашках посредством кольцевой гайки 10, вворачиваемой в него

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно в трансмиссиях транспортных средств с независимой подвеской

Редуктор // 1714263
Изобретение относится к машиностроению, в частности к редукторостроению

Изобретение относится к машиностроению , а именно к зубчатым передачам

Изобретение относится к машиностроению , в частности к устройствам очистки масла и устройствам компенсации осевых тепловых зазоров в коробках передач, редукторах и др

Изобретение относится к вентиляции, может быть использовано для вентиляции внутренних полостей машин и позволяет повысить надежность работы машины путем осушения воздуха, поступающего в ее внутреннюю полость

Изобретение относится к машиностроению

Изобретение относится к авиационной технике, а более конкретно к конструктивным особенностям, относящимся к охлаждению редукторов вертолета

Отдушина // 2112174

Картер // 2115854
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для конструирования корпусных деталей редукторов, работающих в условиях перемещения в пространстве

Редуктор // 2124660

Изобретение относится к системам смазки, в частности к гибридной системе смазки с автономной откачкой масла для применения в агрегате трансмиссии

Изобретение относится к машиностроению, в частности к закрытой быстроходной цепной передаче с роликовыми и зубчатыми цепями

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к бронетанковой технике, в частности к устройствам системы смазки и гидроуправления трансмиссией

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания
Наверх