Система для управления колесами прицепного звена автопоезда

 

Использование: в системах управления колесами прицепного звена автопоезда. Сущность изобретения: система для управления колесами прицепного звена автопоезда , который состоит из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между собой промежуточной рамой 3, содержит вые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами 4, качающийся рычаг 17, кинематически соединенный с копиром 20 и со штоком задающего гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14, шток которого соединен с пружинным стабилизатором 15 и с четырехлинейным гидрораспределителем 12, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена. При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса находятся в повернутом положении, дополнительный гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса. При повороте автопоезда копир 20 перемещает шток задающего гидроцилиндра 13 и рабочая жидкость подается к силовому гидроцилиндру 11.2 ил. Ё

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 В 62 D 13/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4903792/11 (22) 26.10.90 (46) 15.09.92. Бюл, N 34 (71) Конструкторское бюро "Мотор" и Московский автомобильно-дорожный институт (72) М.И.Макаров, Ю.Б.Моторин, В.И.Сливинский, А.В.Титов, А, Ю. Ш ведов и Г. И, Гладов (56) Авторское свидетельство СССР

N 509485, кл, В 62 D 13/00. 1970. (54) СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ПРИЦЕПНОГО ЗВЕНА АВТОПОЕЗДА (57) Использование: в системах управления колесами прицепного звена автопоезда.

Сущность изобретения; система для управления колесами прицепного звена автопоезда, который состоит из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между соИзобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к рулевому управлению автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой, Известно устройство для управления колесами большегрузного автопоезда, содержащее рулевые трапеции, связывающие поворотные колеса посредством рычагов и тяг, силовые гидроцилиндры, соединенные через распределительный золотник с напорной и сливной магистралями, копир, размещенный на .втулке шкворня опорно-сцепного устройства, качающийся Ы 1761576 А1 бой промежуточной рамой 3, содержит рулевые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами 4, качающийся рычаг 17, кинематически соединенный с копиром 20 и со штоком задающего гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14, шток которого соединен с пружинным стабилизатором 15 и с четырехлинейным гидрораспределителем 12, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена. При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса находятся в повернутом положении, дополнительный гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса, При повороте автопоезда копир 20 перемещает шток задающего гидроцилиндра 13 и рабочая жидкость подается к силовому гидроцилиндру 11. 2 ил. рычаг, взаимодействующий с копиром посредством ролика, задающий и исполнительный гидроцилиндры, пружинный стабилизатор нейтрального положения и подпиточное устройство, которое кинематически связано с копиром, а гидравлически— с задающим и исполнительными гидроцилиндрами и со сливной магистралью.

Подпиточное устройство данной системы позволяет при прямолинейном движении автопоезда, состоящего из тягача и полуприцепа, пополнять возможные утечки рабочей жидкости, а также за счет действия пружин стабилизатора устранять рассогласование в действии задающего и исполни1761576

10 тельного гидроцилиндров, которое может происходить в результате утечек и тем самым повышать точность отслеживания поворота колес прицепного звена по углу складывания звеньев автопоезда.

Однако данная система не позволяет устранять рассогласование в действии задающего и исполнительного гидроцилиндров автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой из-за того, что пружинный стабилизатор при прямолинейном движении указанного автопоезда всегда находится в нейтральном положении и не может оказывать силового воздействия на шток исполнительного гидроцилиндра, Целью изобретения является повышение точности работы системы за счет устранения рассогласования действий задающего и исполнительного гидроцилиндров при прямолинейном движении.

Для достижения цели система рулевого управления автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой промежуточной рамой, содержащая рулевые рычажные трапеции, связанные с поворотными колесами, качающийся рычаг, кинематически соединенный с копиром и со штоком задающего гидроцилиндра, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра, шток которого с одной стороны кинематически связан с пружинным стабилизатором нейтрального положения, а с другой — через пружинный компенсатор с основным четырехлинейным золотниковым гидрорасп ределителем, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции прицепного звена, а гидравлически соединен со сливной магистралью гидробака, напорной магистралью колеса и с силовым гидроцилиндром, который механически соединен с рычагом рулевой трапеции, и подпиточное устройство, которое кинематически связано с копиром, а гидравлически — с задающим и исполнительным гидроцилиндром и со сливной магистралью, снабжена закрепленными на прицепном звене трехлинейным электроуправляемым гидрораспределителем, установленным в напорной магистрали и дополнительным четырехлинейным золотниковым гидрораспределителем, который посредством пружинного компенсатора кинематически связан с качающимся рычагом копира, а гидравлически соединен двумя линиями с силовым гидроцилиндром, третьей линией со сливной магистралью ичетвертой линией с упомянутым трехлинейным гидрораспре15

55 делителем, который второй линией соединен с насосом, а третьей линией с указанным основным четырехлинейным золотниковым гидрораспределителем.

На фиг, 1 представлена схема прямолинейного движения автопоезда; на фиг. 2— схема системы управления прицепного звена.

Система рулевого управления автопоезда, состоящего из тягача 1 и прицепного звена 2, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой

3, выполнена следующим образом, Колеса 4 прицепного звена 2, поворачивающиеся на шкворнях 5, соединены рулевыми трапециями, состоящими из рычагов 6 и 7, шарнирно связанных тягачами 8 и 9.

Силовая и кинематическая связь между колесами разных осей прицепного звена 2 осуществляется тягами 10. Шток силового гидроцилиндра 11 закреплен на прицепном звене 2, соединен с рычагом 7, Управляющим злементом силового гидроцилиндра 11 служит основной четырехлинейный гидрораспределитель 1, который шарнирно закреплен на рычаге 7 и гидравлически соединен со сливной магистралью гидробака, напорной магистралью насоса и с силовым гидроцилиндром 11. Управление золотниковым распределителем 12 обеспечивается при помощи дистанционного привода, состоящего из задающего 13 и исполнительного 14 гидроцилиндров, гидравлически связанных между собой. Шток исполнительного гидроцилиндра 14 оснащен пружинным стабилизатором 15 нейтрального положения и посредством пружинного компенсатора 16 связан с основным золотниковым гидрораспределителем 12, Задающий гидроцилиндр 13 приводится в действие рычагом 17, качающимся на оси 18. Рычаг 17 связан с установленным на оси 19 опорно-сцепного устройства прицепного звена 2 копиром 20 посредством ролика 21, перемещающегося в пазу 22 копира

20. Для повышения точности отслеживания угла складывания и предотвращения накопления ошибки дистанционный привод золотникового гидрораспределителя 12 оснащен подпиточным устройством 23 с блоком клапанов 24, взаимодействующих с кулачком 25 копира 20, С качающимся рычагом 17 посредством пружинного компенсатора 26 связан шток дополнительного четырехлинейного золотникового гидрораспределителя 27, который первой и второй линиями соединен с силовым гидроцилиндром 11, а третьей линией— со сливной магистралью. Четвертой линиеР

1761576 дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 соединен с первой линией электроуправляемого трехлинейного гидрораспределителя 28, который второй линией соединен с насосом, а третьей линией с основным.йетырехлинейным золотниковым гидрораспределителем 12.

Управление трехлинейным гидрораспределителем 28 осуществляется автоматически в зависимости от положения управляемых колес тягача, положение штока исполнительного гидроцилиндра 14 и угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2.

Подключение электропитания на электромагнит управления гидрораспределителем 28 осуществляется при одновременном выполнении трех условий: нейтрального положения управляемых колес тягача, нейтрального положения штока исполнительного гидроцилиндра 14 и не нулевого значения угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2. В этом случае трехлинейный гидрораспределитель 28 находится в положении при котором с гидронасосом соединяется дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27, а основной золотниковый гидрораспределитель 12 с насосом разобща ется.

Отключение электропитания от электромагнита управления гидрораспределителем 28 осуществляется автоматически, при выполнении одного из условий: отклонение управляемых колес тягача от нейтрального положения либо одновременного сочетания нейтрального положения штока исполнительного гидроцилиндра

14 и нулевого угла складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2.

Система рулевого управления колесами прицепного звена автопоезда работает следующим образом, При криволинейном движении автопоезда управляемые колеса тягача находятся в повернутом состоянии, вследствие чего электропитание на электромагнит управления гидрораспределителем 28 не подается, гидрораспределитель находится в положении, при котором с напорной гидромагистралью насоса связан основной золотниковый гидрораспределитель 12, а дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 отсоединен от насоса. При повороте автопоезда копир 20, поворачиваясь на угол, равный углу складывания промежуточной рамы 3 и прицепного звена 2, посредством ролика 21, перемещающегося в пазу 22 воздействует на качающийся рычаг 17, который перемещает шток задающе5

55 го гидроцилиндра 13, гидравлически соединенного своими полостями с полостями исполнительного гидроцилиндра 14. При этом кулачок 25 копира 20 не воздействует на блок клапанов 24, они находятся в закрытом состоянии. Шток исполнительного гидроцилиндра 14, перемещаясь, воздействует на основной золотниковый гидрораспределитель 12. От гидронасоса рабочая жидкость через трехлинейный гидрораспределитель

28 и основной золотниковый гидрораспределитель 12 поступает под давлением к силовому гидроцилиндру 11, который поворачивает колеса 4 прицепного звена ". на соответствующий угол, при котором зслотниковый гидрораспределитель 12 устанавливается в исходное положение. При этом перемещение качающегося рычага 17 относительно дополнительного четырехлинейного золотникового гидрораспределителя 27 компенсируется пружинным компенсатором 26.

При прямолинейном движении автопоезда и отсутствии рассогласования в действии задающего 13 и исполнительного 14 гидроцилиндров углы складывания звеньев автопоезда равны нулю. Под действием кулачка 21 копира 20 клапаны 24 подпиточного устройства 23 находятся в открытом состоянии, при котором полости задающего

13 и исполнительного 14 гидроцилиндров связаны со сливной магистралью, Шток исполнительного гидроцилиндра

14 занимает нейтральное положение.

Трехлинейный гидрораспределитель 28 занимает положение, при котором основной золотниковый гидрораспределитель 12 связан с насосом, а дополнительный золотниковый гидрораспределитель 27 разобщен с насосом.

При наличии утечек в дистанционном гидроприводе золотникового гидрораспределителя 12 возникает рассогласование в действии задающего 13 и исполнительного

14 гидроцилиндров, которое обуславливает возникновение углов складывания звеньев автопоезда при прямолинейном движении.

В этом случае трехлинейный гидрораспределитель 28 переводится в положение, при котором с гидронасосом связывается дополнительный четырехлинейный золотниковый гидрораспределитель 22, а основной золотниковый гидрораспределитель 12 разобщается, Рабочая жидкость от гидронасоса под давлением поступает через трехлинейный гидрораспределитель 28 и дополнительный четырехлинейный золотниковый гидрораспределитель 22, взаимодействующий с качающимся рычагом 17, в соответствующую полость силового гидро1761576 цилиндра 11, поворачивающего колеса 4 прицепного звена 2 в щая рулевые рычажные трапеции, связана в направлении, при ко- ные с поворотными кол тором прицепное звено 2 ст емит р тными колесами, качающийся тремится занять рычаг, кинематически соединенный положение, соосное промежуточной раме 3. диненный с копиПри этом перемещение штока основно- 5 ром и со штоком задающего ги о ил

I o 3(:."oòíèKoвого гидрораспределителя 12 ра, гидравлически соединенного д ого своими огносите IbHQ штока исполнительного гиполостями с полостями исполнит тельного роцилиндра 14 компенсируется пружинным одной сто гид- гидроцилиндра, шток кото oro coe р динен с ным одной стороны с пружинным стабилизатоПри достижении углом скл ром, а с другой — через пружинный компени углом складывания ну- 10 сатор с четырехлинейным зол левого знач ния срабатывает подпиточное гид о а устройство 23 сооб в, соо щающее полости задаю- ски соединен с рычагом левой т щего 13 и исполнительного 14 гидроцилинн н с рычагом рулевой трапеции дров со сливной магист алью. П прицепного звена, а ги дравлически соедидействием пружинного стабилизатора 15 15 и трал ью. од нен со сливной магист алью ги р дробака, нашток исполнительного гидроцилиндр 14 порной магистралью насоса и с си а гидроцилинлпом кот, ловым стремится занять нейтр л др, " орый механически соальное положение, единен с рычагом левой т по достижению которого трехл хлинеиныи гид- питочное устройство ки м рулевои трапеции, и подрораспределитель 28 переводится в пе вор — âî, кинематически начальное положение, при котором с 20 я в перво- связанное с копиром, а ги авлич др ически — с гидронасосом связывается основной золотзадающим и с исполнительным ги г дроцилиндром и со сливной магист алью, о т л и никовый четырехлинейный гидрораспреде- ю а я с щ я тем, что, с целью повышения а дополнительный точности работы системы за счет и четырехпозиционный гидрораспределитель ния а с"т мы за счет исключе27 разобщается. литель ния рассогласования действий задающего и

Таким образом, при прямолинейном . б,. и

25 исполнительного гид о илин движении автопоезда устраняется рассогйном сна жена закрепленными на и и рицепном ласование в действии задающего и испол- ги о а звене трехлинейным элект G и авля р у р вляемым н итал ь ного ги о и и испол- гидрораспределителем, установленным в го гидроцилиндров и углы напорноймагист алии опол складывания звеньев автопоезда принима- 30 и трали и дополнительным чеют нулевые значения, тем самым повышаеттырехлинейным золотниковым ги идрораспся точность отслеживания угла поворо и ределителем, кинематически сое ин е диненным р р ру ный компенсатор с качающимв рота чепез и жин го звена поуглускладыва- ся рычагом копи а и ния промежуточной рам 3 р, и гидравлически соедизвена 2.

ы и прицепного ненным двумя линиями с силовым

Формула б ула изо ретения

35 гидроцилиндром, третьей линией со сливнои магистралью, а четве той лини

Система для управления колесами прир еи — с цепного звена автопоезда, состоящего упомянутым трехлинейным ги о дрораспреде. тягача и прицепного звена тоящего из лителем, кото ый вто р рой линией соединен с на, связанных меж- насосом, а третьей линией ч ду собой промежуточной рамой, со е >к — 40 и линиеи с четырехлиней. й, содержа- 40 ным гидрораспределителем, 1761576

Составитель B. Ионова

Редактор Н, Каменская Техред М.Моргентал Корректор А. Долинич

Заказ 3224 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Система для управления колесами прицепного звена автопоезда Система для управления колесами прицепного звена автопоезда Система для управления колесами прицепного звена автопоезда Система для управления колесами прицепного звена автопоезда Система для управления колесами прицепного звена автопоезда 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам, обеспечивающим управление колесами прицепных транспортных средств

Изобретение относится к системе рулевого управления многозвенного автопоезда, состоящего из тягача и прицепного звена, связанных между собой шарнирно опирающейся на них промежуточной рамой

Изобретение относится к автомобильному транспорту, а именно к приводам управления поворотными тележками полуприцепов

Автопоезд // 1676907
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к автопоездам, и может быть использовано в различных отраслях народного хозяйства

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно - к управлению поворотом как отдельных звеньев транспортного средства, так и всей многозвенной транспортной системы

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления многозвенных большегрузных седельных автопоездов

Изобретение относится к специализированному автомобильному транспорту, в частности к автопоездам-лесовозам

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобильных длиннобазных управляемых автопоездах

Изобретение относится к соединительному устройству рулевого управления для автодорожного транспортного средства, например, для городского общественного транспорта

Изобретение относится к транспортным средствам и автопоездам и конструкциям дышла их прицепов, содержащих дышло прицепа, опирающееся своими цапфами на переднюю часть шасси с возможностью поворота относительно вертикальной и горизонтальной осей, и средство для поворота оси

Изобретение относится к управляемым устройствам для перевозки грузов

Изобретение относится к последовательно связанным жестким поворотным осям с центральными осями поворота

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления поворотной осью автомобильных прицепов

Изобретение относится к автопоездам, имеющим тягач и один или несколько прицепов

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к системам рулевого управления большегрузных седельных автопоездов, и может быть использовано для упрощения конструкции и повышения универсальности звеньев автопоезда

Изобретение относится к области коммунального машиностроения, в частности к многофункциональным малогабаритным машинам для содержания территорий общественного пользования в жилых городских массивах

Изобретение относится к блоку односкатного колеса, выполненному с возможностью управления поворотом, в частности для использования с тяжелыми транспортными прицепами, имеющими группы односкатных колес
Наверх