Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства

 

Использование: автомобильный транспорт , подача сигналов тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонними лицами. Сущность изобретения: устройство содержит вибродатчик, формирователь импульсов, состоящий из переключающего элемента, ждущий мультивибратор, усилитель и сигнальный элемент, имеются также инвертор, реле времени, элемент И, пороговый элемент и датчик ветровых нагрузок. Кроме того , введены датчик звуковых сигналов, подключенный к реле времени и дополнительному элементу И через детектор, вспомогательный пороговый элемент и вспомогательный ждущий мультивибратор. К первому входу дополнительного элемента И подключено реле времени, выход дополнительного элемента И соединен с входом усилителя сигнального элемента. При .этом вибродатчик включен в виде свободного маятника с регулятором свободного хода маятника и регулятором длины маятника. 3 ил. И t

союз советских

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5П5 В 60 R 25/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61),1720908 (21) 4799451/11 (22) 05.03.90 (46) 07.11.92. Бюл. N 41 (75) Н,Л.Егин (56) Авторское свидетельство СССР

М 1720908, кл. В 60 R 25/10, 1988. (54) УСТРОЙСТВО ПРОТИВОУГОННОЙ

СИГНАЛИЗАЦИИ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Использование: автомобильный транспорт, подача сигналов тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонними лицами, Сущность изобретения: устройство содержит вибродатчик, формирователь импульсов, соИзобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам противоугонной сигнализации для транспортного средства.

Целью изобретения является повышение точности срабатывания.

На фиг.1 изображена принципиальная схема устройства: на фиг.2 — принципиальная схема вибродатчика; на фиг.3 — электрическая принципиальная схема формирователя импульсов.

Устройство состоит из вибродатчика 1, выполненного в виде свободного маятника

2, установленного в цилиндрическом корпусе 3, который подключен к входу формирователя импульсов 4, выход которого подключен к источнику тока 0 через выключатель 6, установленный в скрытом месте кабины транспортного средства. Через выключатель 6 и контакты 7 реле времени 5 Ы „, 1773757А2 стоящий из переключающего элемента, ждущий мультивибратор, усилитель и сигнальный элемент, имеются также инвертор, реле времени, элемент И, пороговый элемент и датчик ветровых нагрузок. Кроме того. введены датчик звуковых сигналов, подключенный к реле времени и дополнительному элементу И через детектор, вспомогательный пороговый элемент и вспомогательный ждущий мультивибратор.

К первому входу дополнительного элемента

И подключено реле времени, выход дополнительного элемента И соединен с входом усилителя сигнального элемента. При.этом вибродатчик включен в виде свободного маятника с регулятором свободного хода маятника и регулятором длины маятника. 3 ил, источник тока +О подключен к обмотке 8 магнитопровода и к обмотке 9 соленоида. Выход реле времени 5 подключен к второму входу логического элемента И 10, выход которого через усилитель 11 подключен к сигнальному элементу 12, За пределами кабины транспортного средства установлен 3 датчик ветровых нагрузок 13, который со- (Л стоит из мостовой схемы 14. включающей в 4 себя два резистора 15 и 16 и два терморезистора 17, 18. При этом термореэистор 17 снабжен защитным от ветра экраном 19.

Выход мостовой схемы 14 подключен к входу усилителя постоянного тока 20, выход которого является выходом датчика ветровых нагрузок 13 и подключен к входу порогового элемента 21, который снабжен регулятором порога 22 со шкалой 23, проградуированной в миллиметрах, в соответствии с порогом срабатывания

1773757 топровода 52 и подключена к источнику тока

+U через контакты 7 реле времени 5 и выключательь 6. Форм ировател ь импул ьсов 4 состоит из переключающего элемента 57 и ждущего мультивибратора 58, Переключающий элемент 57 содержит резистор 59, кон. денсатор 60, диод 61, подключенные к транзистору 62. Ждущий мул ьтивибратор 58 содержит два транзистора 63 и 64, к которым подключены конденсатор 65 и резисторы 66, 67, 68, 69..

Устройство работает следующим образом, Покидая кабину транспортного средства, водитель устанавливает выключатель 6 в замкнутое положение, тогда источник тока

+U подключается к электронным блокам устройства, в том числе к реле времени 5, которое формирует интервал времени подготовки устройства к работе, достаточный для того, чтобы водитель покинул кабину и закрыл двери транспортного средства. На данном подготовительном режиме работы реле времени 5; его выход разомкнут с входом, а контакты 7 замкнуты. Поэтому на втором входе логического элемента И 10 и на первом входе дополнительного логического элемента И 39 присутствуют логические "0", сигналы с вибродатчика 1 и датчика

26 звуковых сигналов на усилитель 11 сигнального элемента 12 не поступают. В то же время источник тока +U подключен через контакты 7 реле времени 5 к обмотке 8 магнитопровода 52 и к обмотке 9 соленоида 56, Сердечник 55 соленоида 56 втягивается и, преодолевая усилие пружины 54, перемещает вверх фрикционный тормоз 53 шаро-. вого шарнира 51. Одновременно ток, протекая по обмбтке 8, намагничивает магнитопровод 52 таким образом, что его нижние полюса .приобретают одноименную полярность с верхним полюсом магнитного шарового шарнира 51. Одноименные полюса отталкиваются, поэтому шаровой шарнир

5 51 поднимается над магнитопроводом 52 и удерживается во взвешенном состоянии магнитным полем,не испытывая трения с тормозом 53 и магнитопроводом 52. Под действием сил гравитации грузик 45 устанавливает цилиндрический корпус 3 вибродатчика 1 точно по вертикали, маятник 2 также располагается по вертикали, совпадающей с осевой линией цилиндрического корпуса 3, Автоматически образуется равномерный кольцевой зазор между маятником 2 и цилиндрическим корпусом 3 независимо от положения транспортного средства на местности.

По истечении времени подготовки устройства к работе, контакты 7 реле времени вибродатчика 1. Выход порогового элемента 21 подключен к входу ждущего мультивибратора 24, выход которого через инвертор 25 подключен к первому входу логического элемента И 10, Датчик звуковых сигналов 26 состоит из мостовой схемы 27, включающей в себя два резистора 28 и 29 и два угольных микрофона 30 и 31, При этом микрофон 30 подключен к корпусу 32 кабины транспортного средства, а микрофон 31

10 установлен за пределами кабины. Выходы мостовой схемы 27 подключены к входам дифференциального усилителя 33, выход которого является выходом датчика звуковых сигналов 26 и через детектор 34 подключен к входу дополнительного порогового элемента 35 с регулятором порога 36 со шкалой 37, проградуированной в микронах, в соответствии с порогом сра15 батывания датчика звуковых сигналов 26. 20

Выход дополнительного порогового элемента 35 подключен к входу дополнительного ждущего мультивибратора 38, выход которого подключен к входу реле времени 5

25 и второму входу дополнительного логического элемента И 39, первый вход которого подключен к выходу реле времени 5, а выход дополнительного логического элемента И

39 подключен к входу усилителя 11 сигнального элемента 12, Вибродатчик 1 выполнен в виде свободного маятника 2, установленного в цилиндрическом корпусе 3, и снабжен регулятором

40 свободного хода маятника 2 и регулятором 41 длины маятника 2. Регулятор 40 свободного хода маятника 2 включает токопроводящий конус 42. который снабжен кольцом 43 с наружной резьбой 44, сопряженной с внутренней резьбой 44 цилиндрического корпуса 3, На вершине конуса 42 закреплен грузик 45, Регулятор 41 длины маятника 2 включает горизонтальную упругую планку 46 с центральным от30

40 верстием под токопроводящую нить 47 маятника 2, установленную в вертикальных прорезях 48 цилиндрического корпуса 3 и соединенную с двумя фрикционными ручками 49 клиновидной формы, Токопроводящая нить 47 маятника 2 выведена через

50 изолятор 50 из корпуса 3 и подключена к входу формирователя импульсов 4, к другому входу которого подключен корпус 3. Цилиндрический корпус 3 закреплен на магнитном шаровом шарнире 51, который который соединен с пружиной 54 и сердечником 55 соленоида 56. обмотка 9 которого соединена параллельно с обмоткой 8 магнирасположен над магнитопроводом 52 с об- 55 моткой 8. Над магнитным шаровым шарниром 51 установлен фрикционный тормоз 53, 1773757

15

25

1

5размыкаются, а его вход соединяется с выходом. Напряжение на обмотки 8 и 9 не поступает, магнитный шаровой шарнир 51 опускается на магнитопровод 52 и сверху прижимается фрикционным тормозом 53 под действием усилия пружины 54, что ведет v, жесткой фиксации магнитного шарового шарнира 51 и корпуса 3 вибродатчика

1 в указанном положении на корпусе транспортного средства, с которым магнитопровод 52 в верхней части жестко закреплен, Устройство переходит в дежурный режим работы, когда любые изменения положения корпуса транспортного средства при нежелательных воздействиях посторонних лиц приводят к изменению зазора между маятником 2 и корпусом 3 до касания маятника 2 с токопроводящим конусом 42. Предварительно положение конуса 42 с устанавливается регулятором 40 свободного хода маятника 2 в зависимости от параметров конкретного транспортного средства, например, его массы, жесткости подвески и т.д. При этом, в кручи вая кольцо

43 конуса 42 в корпус 3 вибродатчика 1 уменьшают свободный ход маятника 2 и за3ор между ними и конусо"142, что повышает чувствительность вибродатчика. Также предварительно устанавливают оптимальную длину маятника 2 регулятором 41 длины маятника в зависимости от параметров конкретного транспортного средства, например, собственной частоты колебаний, высоты от поверхности дороги, и т,д. При этом перемещение планки 46 ручками 49 вниз приводит к уменьшению длины нити 47 и увеличению частоты колебаний маятника

2 при различных воздействиях на корпус транспортного средства, Сигналы срабатывания вибродатчика 1 при различных воздействиях на корпус и изменениях положения транспортного средства в пространстве со стороны посторонних лиц, дифференцируются и усиливаются переключающим элементом 57 и запускают ждущий мультивибратор 58, на выходе которого формируются импульсы заданной длительности. Указанные импульсы через реле времени 5 постчпают на второй вход логического элемснта И IU. нэ первый вход которого с инвертора 25 поступает логическая "1" при отсутствии воздействия ветровых нагрузок на корпус транспортного средства и на датчик 13 ветровых нагрузок, Тогда с выхода логического элемента И 10 на вход усилителя 11 поступает логическая

"1", которая включает сигнальный элемент

12. Происходит оповещение об изменениях положения корпуса автомобиля. например, при попытках снять колеса. стекла и другие крупные детали, когда колебания отсутствуют полностью или имеют очень низкую частоту, что повышает точность срабатывания устройства.

При попытке снятия различных мелких деталей с корпуса автомобиля, например, зеркала, крыш;и бензобака, приборов сигнализации и освещения и т.д., не происходит изменения положения автомобиля и колебаний низкой и средней частоты. от которых сработал бы вибродатчик 1. В указанных случаях создаются звуковые колебания от механических воздействий, которые распространяются по корпусу автомобиля более интенсивно, чем по воздуху, Сопротивление угольного микрофона 30, подключенного к корпусу 32 автомобиля, понижается больше, чем сопротивление микрофона 31, установленного вне кабины транспортного средства, С выхода моста 27 на неинвертирующий вход дифференциального усилителя 33 поступают положительные сигналы, которые полностью компенсируют отрицательные сигналы его инвертирующего входа, усиливаются и передаются детектором 34 на вход дополнительного порогового элемента 35.

В том случае, когда амплитуда звуковых колебаний превышает порог срабатывания вспомогательного порогового элемента 35. установленного по шкале 37 регулятора порога 36 в микронах, то на второй вход дополнительного логического элемента И 39 со вспомогательного ждущего мультивибратора 38 поступает логическая "1", которая проходит через реле времени 5 также на первый вход дополнительного логического элемента И 39, на выходе котооого формируется логическая "1", поступающая на вход усилителя 11, который включает сигнальный элемент 12. Происходит оповещение о воздействии посторонних лиц на указанные мелкие детали корпуса, его замки или окрашенную поверхность и др., что повышает точность срабатывания устройства.

Однако звуковые колебания на корпусе автомобгля могут возникнуть от посторонних источников звука, например проходящего транспорта, грозовых разрядов и т.д,. что может создать ложные срабаты вэния устройства. Для исключения этого в датчике звуковых сигналов 26 служит второи угольный микрофон 31, который установлен вне кабины автомобиля, поэтому внешние звуковые помехи вызывают значительно большее понижение его сопротивления, чем сопротивления микрофона 30, подключенного к корпусу автомобиля 32. С выхода моста 27 на инвертирующий вход дифференциального усилителя 33 поступают отри1773757 цательные сигналы, которые полностью компенсируют положительные сигналы неинвертирующего входа и не проходят с выхода усилителя 33 через детектор 34 на вход дополнительного noporoaoro элемента 35.

На входах дополнительного логического элемента И 39 присутствуют логические "0", поэтому посторонние звуковые помехи не вызывают включения сигнального элемента

12, что повышает надежность и точность срабатывания устройства, Частота ждущих мультивибраторов 38 и

58 формирователя импульсов 4 выбирается различной для того. чтобы по частоте сигналов, подаваемых сигнальным элементом 12, получать информацию о видах воздействия посторонних лиц на транспортное средство; Например, любые воздействия на корпус автомобиля и его элементы с образованием только звуковой частоты, вызывают предупредительные сигналы элемента

12 от ждущего мультивибратора 38 с частотой 1 Гц. Если воздействия посторонних лиц начинают носить более интенсивный характер и вызывают срабатывание вибродатчика 1; то частота предупредительного сигнала элемента 1.2 увеличивается до 3 Гц от ждущего мультивибратора 58. При этом время задержки импульсов реле времени 5 устанавливается равным четному числу периодов импчл ьсов ждущего мультивибратора 38, что обеспечивает. " одновременное поступление импульсов на два входа дополнительного логическото элемента И 39 и его срабатывание при наличии сигналов с датчика 26, В то же время, при отсутствии сигналов с датчика 26, но при наличии сигналов с вибродатчика 1. импульсы формирователя

4, задержанные реле времени 5 на нечетное число периодов, одновременно не поступа5 ют на два входа дополнительного логического элемента И 39, поэтому не вызывают его срабатывания, Указанные импульсы проходят только через логический элемент И 10 при наличии разрешающего сигнала.с ин10 вертора 25 при отсутствии ветровых нагрузок. Все это дапол н ител ь но по вы шает надежность и точность срабатывания устройства.

Формула изобретения

15 Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства по авт.св.

581720908, отл и ча ю щее с я тем, что, с целью повышения точности срабатывания, оно снабжено датчиком звуковых колеба20 ний, дополнительными пороговым элементом, ждущим мультивибратором и элементом И, один вход которого подключен к выходу реле времени, а другой вход — к объединенным выходам ждущих мультивиб25 раторов, вход дополнительного ждущего мультивибратора связан через дополнительный пороговый элемент с датчиком зву, ковых колебаний, при этом вибродатчик выполнен в виде установленного в цилинд30 рическом корпусе свободного маятника, закрепленного в электромагнитного шаровом шарнире, выполненного с электромагнитным фрикционным тормозом, обмотки которых включены параллельно и подключены к

35 источнику питания через контакты реле времени, 1773757

1773757

ЮУ

1773757

Составитель Н.Егин

Техред M.Moðãåíòàë

Корректор И Шмакова

Редактор T.ÔåäoòoB

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 3899 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб„4/5

Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства Устройство противоугонной сигнализации для транспортного средства 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для подачи сигнала тревоги при нежелательном обращении с транспортным средством посторонних лиц

Изобретение относится к области транспортной , техники, оно может быть использовано для подачи сигнала тревоги

Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для защиты транспортных средств

Изобретение относится к транспортной технике и может быть использовано в про тивоугонных устройствах для формирова ния тревожного сигнала при изменении наклона транспортного средства Цель изо бретения - упрощение конструкции датчика

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к устройствам противоугонной сигнализации для транспортных средств

Изобретение относится к транспорту, а именно к противоугонным устройствам для транспортных средств, и может быть использовано для тревожной сигнализации об угоне автомобиля

Изобретение относится к транспортной электронике и может быть использовано для защиты транспортных средств от угона

Изобретение относится к транспорту, в частности к устройствам для предотвращения угона автомобиля путем подачи звукового сигнала, и позволяет повысить надежность работы за счет введения в устройство , содержащее элементы ИЛИ, первый элемент И, генератор тактовых импульсов

Изобретение относится к противоугонному оборудованию транспортных средств, в частности, предназначено для включения тревожной сигнализации или приведения в действие противоугонных средств при попытке скатывания с места транспортного средства

Изобретение относится к системам сигнализации и может быть использовано для управления транспортным парком, контроля за состоянием подвижных объектов и их перемещением в реальном масштабе времени, охраны стационарных и мобильных объектов, а также мониторинга окружающей среды

Изобретение относится к системам для охраны неподвижных и подвижных объектов, в которые не допускается несанкционированное проникновение

Изобретение относится к области охранной сигнализации, конкретно, к датчикам удара

Изобретение относится к системам связи

Изобретение относится к системам охранной сигнализации для подвижных объектов и объектов недвижимости

Изобретение относится к технике защиты транспортных средств (ТС) от несанкционированного пользования

Изобретение относится к защите транспортных средств

Изобретение относится к способам контроля состояния охраняемых объектов как подвижных, так и стационарных
Наверх