Устройство для контроля прочности дорожных одежд

 

Использование: строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Сущность изобретения: устройство содержит измеритель прогибов, измеритель 12 усилия, который включает блок 13 преобразователей линейного перемещения с катушками 18, 19, 20 и 21 индуктивности и измерительной кодовой рейкой 15 с дорожками 22 из ферромагнитных штырей 23, измерительный блок, который включает аналого-цифровой преобразователь 24, пусковую схему 25, схему ИЛИ 26, одновибратор 27, триггеры 28 и 32. регистры 29 и 30 хранения и компаратор 31, и регистратор 17 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я>s Е 01 С 23/07

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ, К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ч Г. с

Я

4 (21) 4767672/33 (22) 13.12.89 (46) 07.12.92. Бюл. М 45 (71) Московский автомобильно-дорожный институт (72) В.В.Карчихин, С.С,Коновалов, Д,Г.Мепуришвили и Л.Ф.Макаренко (56) Авторское свидетельство СССР

N 1170031, кл. Е 01 С 23/07, 1983.

Авторское свидетельство СССР

N 1700128, кл, Е 01 С 23/07, 1987. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРО4НОСТИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для динамических испытаний дорожных одежд для оценки их прочности.

Известно устройство для динамических испытаний дорожной одежды. установленное на фургоне базового автомобиля, содержащее гибкий штамп в виде двух спаренных колес, закрепленных на платформе, жестко связанной с двумя направляющими штангами, подвижно соединенными с фургоном, падающий груз с подъемным механизмом, силовой привод, измерительное приспособление и регистратор (1), Недостатком этого устройства является отсутствие в нем измерителя динамического усилия, который обеспечивал бы измерение усилия при каждом действии динамической нагрузки на дорожную одежду.

Поэтому в процессе испытания дорожных... 42„„1779702 А1 (57) Использование: строительство и эксплуатация автомобильных дорог. Сущность изобретения: устройство содержит измеритель прогибов, измеритель 12 усилия, который включает блок 13 преобразователей линейного перемещения с катушками 18, 19, 20 и 21 индуктивности и измерительной кодовой рейкой 15 с дорожками 22 из ферромагнитных штырей 23, измерительный блок, который включает аналого-цифровой преобразователь 24, пусковую схему 25, схему ИЛИ 26, одновибратор 27, триггеры

28 и 32. регистры 29 и 30 хранения и компаратор 31, и регистратор 17. 3 ил. одежд с помощью данного устройства величина динамической нагрузки условно считается постоянной.

Однако в ходе испытаний величина динамической нагрузки из-за изменения в шинах спаренных колес гибкого штампа по тем или иным причинам может изменяться.

Эти изменения в процессе испытаний не учитываются, вследствие этого при определении эквивалентного модуля упругости дорожной одежды вносятся погрешности, которые снижают точность измерения и достоверности полученных результатов.

Наиболее близким по технической сущности к данному устройству является устройство для контроля прочности дорожных одежд, содержащее базовую машину с источниками динамических нагрузок в виде падающего груза, силового привода и гибкого штампа из двух спаренных колес, объединенных опорной платформой, на3

1779702

25

40

50

55 поавляющие штанги, траверсу с измерителем прогибов, " дорожной одежды и измеритель динамической нагрузки. выполненный в виде последовательно соединенных между собой измерителя усилий, измерительного блока и регистратора (2), Недостатками этого устройства являются невысокие точность и надежность измерения величины динамического усилия, передаваемого на дорожное покрытие, Целью изобретения является повышение точности и достоверности контроля.

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для контроля прочности дорожных одежд, содержащем базовую машину с источником динамических нагрузок в виде падающего груза, силового привода и гибкого штампа из двух спаренных колес, объединенных опорной платформой, направляющие штанги, траверсу с измерителем прогибов .дорожной одежды и измеритель динамической нагрузки, выполненный в виде последовательно соединенных между собой измерителя усилий, измерительного блока и регистратора, измеритель усилий выполен в виде установленного на раме базовой машины блока преобразователей линейного перемещения, каждый из которых включает катушку индуктивности, и измерительной кодовой рейки, связанной с направляющими штангами, причем измерительная кодовая рейка имеет по числу катушек индуктивности дорожки, выполненные в виде ферромагнитных штырей, при этом на одной из крайних дорожек штыри размещены с равным интервалом по всей длине измерительной кодовой рейки, а на остальных дорожках образована кодовая шкала, расположенная на нижнем конце измерительной кодовой рейки, а измерительный блок состоит из аналого-цифрового преобразователя, пусковой схемы, схемы ИЛИ, одновибратора, двух триггеров, двух регистров хранения, компаратора и схемы И, при этом входы аналого-цифрового преобразователя подключены соответственно к выходам преобразователей линейного перемещения измерителя усилий, первый выход аналого-цифрового преобразователя подключен к первому входу схемы

ИЛ И, остальные выходы аналого-цифрового преобразователя подключены к информационным входам регистров хранения, выходы которых соединены соответственно с входами компаратора, выход которого соединен с первым управляющим входом первого триггера, второи управляющии вход которого подключен к первому выходу пусковой схемы и к второму входу схемы ИЛИ. выход первого триггера подключен к одному из входов схемы И, другой вход которого соединен с первым выходом аналого-цифрового преобразователя, выход схемы И подключен к регистратору, выход схемы

ИЛИ подключен к входу одновибратора, выход которого через второй триггер соединен с управляющими входами регистров хранения, а второй выход пусковой схемы подкл ючен к силовому и ри воду.

На фиг. 1 представлено устройство для контроля прочности дорожных одежд; на фиг. 2 — источник динамической нагрузки с гибким штампом, вид сзади; на фиг. 3— структурная схема измерителя динамического усилия, Устройство для контроля прочности дорожных одежд содержит базовую машину 1 с источником динамических нагрузок в виде гибкого штампа из двух спаренных колес 2, закрепленных а опорной платформе 3, жестко связанной с двумя направляющими штангами 4, подвйжно соединенными с возможностью вертикального перемещения с помощью роликов 5, закрепленных в кронштейнах 6 на базовой машине 1. Между направляющими штангами 4 установлен па-дающий груз 7 с подъемным механизмом 8, связанным с силовым приводом 9, . Между спаренными колесами 2 размещены траверса 10 с измерителем 11 прогибов дорожной одежды, Устройство содержит также измеритель динамической нагрузки, включающий в себя последовательно соединенные между собой измеритель 12 усилия, выполненный в виде блока 13 преобразователей линейного перемещения, установленного с помощью кронштейна 14 на раме базовой машины 1, и измерительной кодовой рейки 15,жестко связанной с направляющими штангами 4, измерительный блок 16 и регистратор 17.

При этом блок 13 преобразователей линейного перемещения состоит из катушек

18-21 индуктивности, а измерительная кодовая рейка 15 имеет по числу катушек индуктивности дорожки 22. выполненные из ферромагнитных штырей 23, при этом на одной из крайних дорожек 22 штыри 23 размещены с равным интервалом по всей длине измерительной кодовой рейки 15, а на остальных дорожках образована кодовая шкала в виде двоично-десятичного кода, расположенная на нижнем конце измерительной кодовой рейки 15, а измерительный блок 16 состоит из аналого-цифрового преобразователя 24, пусковой схемы 25, схемы

ИЛИ 26, одновибратора 27 первого триггера

28, двух регистров 29 и 30 хранения, компаратора 31, второго триггера 32, схемы И 33.

1779702

Устройство для контроля прочности дорожных одежд работает следующим образом, При включении пусковой схемы 25 происходит включение силового привода

9, который поднимает падающий груз 7 на расчетную высоту, с которой осуществляется его автоматический сброс.

Сигнал с выхода пусковой схемы 25 поступает также на вход триггера 28, который переключается в единичное состояние,.

Этот сигнал поступает на схему И 33 и открывает ее, Одновременно с этим сигнал с выхода пусковой схемы 25 поступает через схему ИЛИ 26 на вход одновибратора 27, осуществляющего формирования нормированного сигнала, который предназначен для перевода триггера 32 в другое состояние. в результате этого обеспечивается управление работой регистров 29 и 30 хранения. Во время соударения падающего груза 7 с платформой 3 через спаренные колеса 2 гибкого штампа начинает передаваться динамическая нагрузка, При этом происходит сжатие шин спаренных колес 2.

Вместе со штангами 4 начинает перемещаться измерительная кодовая рейка 15 относительно катушек 18-21 измерителя 12 усилий.

В результате перемещения измерительной кодовой рейки 15 катушка 21 индуктивности начинает взаимодействовать со штырями 23. Штыри 23, проходя в зазоре сердечника катушки 21 индуктивности, модулируют величину ее индуктивности, вследствие этого на первом выходе аналого-цифрового преобразователя 24 вырабатывается последовательность импульсов, число которых зависит от числа штырей 23, прошедших в зазоре сердечника катушки 21 индуктивности.

Эти импульсы благодаря тому, что на второй вход схемы И ЗЗ подается разрешающий потенциал проходят через нее и поступают на регистратор 17 в виде цифрового счетчика с индикатором.

После прохождения 3/4 длины рейки 15 начинает работать кодовая шкала в результате взаимодействия с ней катушек 18-20 индуктивности. Необходимость применения кодовой шкалы в данном устройстве заключается в том, что с ее помощью определяется положение измерительной кодовой рейки 15, при котором она изменяет направление движения, Это связано с тем, что в основу метода измерения величины динамической нагрузки с помощью данного устройства положено наличие пропорциональной зависимости между величиной динамического усилия, передаваемого на

55 дорожную одежду через спаренные колеса

2. и величиной их сжатия, Эта связь обусловлена тем, что кинематическая с энергия падающего груза 7 в момент соударения с платформой 3 в основном переходит в потенциальную энергию сжатия шин спаренных колес 2 и деформацию дорожной одежды.

Таким образом, информация о фактическом значении динамического усилия получается путем измерения вертикального перемещения направляющих штанг 4, жестко связанных с платформой 3 и с осью спаренных колес 2, и вследствие этого, с сжатием шин спаренных колес 2.

Положение измерительной кодовой рейки 15, при котором изменяется направление движения, однозначно соответствует максимальному значению динамической нагрузки.

При приближении измерительной кодовой рейки 15 к крайнему положению, соответствующему максимальному значению динамического усилия, начинается кодирование величины перемещения с помощью кодовой шкалы и трех катушек 18-20 индуктивности.

Эта величина перемещения представляется цифровым кодом в виде трех разрядов.

Первая кодовая комбинация через аналого-цифровой преобразователь 24 поступает на входы одного из двух регистров 29 и 30 хранения, которые принимают кодовые комбинации поочередно, что связано с тем, что один и тот же сигнал, снимаемый с выхода триггера 32, для одного регистра хранения является разрешающим загрузку кодовой информации, а для другого регистра хранения является запрещающим, Триггер 32 управляется импульсами, поступающими на его счетный вход с первого выхода аналого-цифрового преобразователя 24 через схему ИЛИ 26 и одновибратор

27. С выходов регистров 29 и 30 хранения сигналы поступают на компаратор 31, в котором происходит сравнение двух цифровых кодов.

Так как регистры 29 и 30 хранения принимают кодовые комбинации поочередно, то при перемещении измерительной кодовой рейки 15 в компараторе 31 сравниваются предыдущее и настоящее значения положения рейки 15, в результате этого имеет место неравенство двух кодовых чисел.

Когда измерительная кодовая рейка 15 оказывается в положении, соответствующем максимальному сжатию спаренных колес 2, один из регистров 29 и 30 хранения запоминает кодовую комбинацию. Рейка 15

1779702 начинает перемещаться в обратном направлении и катушки 18. 19 и 20 индуктивности фиксируют ту же кодовую комбинацию, которая уже записана в одном из регистров 29 и 30. Эта комбинация при обратном движе- 5 нии измерительной кодовой рейки 15 записывается в другой регистр хранения.

Таким образом одна и та же кодовая комбинация, соответствующая максимальному значению динамического усилия, эа- 10 гружена в обоих регистрах 29 и 30 хранения.

В момент сравнения двух одинаковых кодов компаратор 31 вырабатывает сигнал, который поступает на триггер 28, формирующий сигнал, блокирующий схему И 33, вследст- 15 вие этого поступление импульсов с первого выхода аналого-цифрового преобразователя 24 прекращается. На цифровом табло регистратора 17 отображается численное значение, характеризующее максимальное 20 значение динамической нагрузки, передаваемой дорожной одежде через спаренные колеса 2.

Таким образом величина сжатия спа- ренных колес 2 преобразуется в число им- 25 пульсов, которое пропорционально максимальному значению динамического усилия в момент равенства двух кодовых комбинаций.

Однако момент равенства двух кодовых 30 комбинаций в компараторе 31 при их сравнении вследствие изменения, например, давления в шинах спаренных колес 2 гибкого штампа наступает уже при новом значении числа импульсов, зафиксированных на таб- 35 ло регистратора 17, При следующем пуске схемы 25 импульс с ее выхода переводит триггер 28 в исходное состояние, формируя разрешающий сигнал, который подается на схему И 33, и процесс повторяется. 40

Данное устройство позволяет повысить точность и достоверность оценки прочности автомобильных дорог при их строительстве и эксплуатации.

Формула изобретения 45

Устройство для контроля прочности дорожных одежд. содержащее базовую машину с источником динамических нагрузок в виде падающего груза, силового привода и гибкого штампа иэ двух спаренных колес, 50 обьединенных опорной платформой, направляющие штанги, траверсу с измерителем прогибов дорожной одежды и измеритель динамической нагрузки, выполненный в виде последовательно соединенных между собой измерителя усилий, измерительного блока и регистратора, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения точности и достоверности контроля, измеритель усилий выполнен в виде установленного на раме базовой машины блока преобразователей линейного перемещения, каждый из которых включает катушку индуктивности, и измерительной кодовой рейки, связанной с направляющими штангами, причем измерительная кодовая рейка имеет по числу катушек индуктивности дорожки, выполненные в виде ферромагнитных штырей, при этом на одной из крайних дорожек штыри размещены с равным интервалом по всей длине измерительной кодовой рейки, а на остальных дорожках образована кодовая шкала, расположенная на нижнем конце измерительной кодовой рейки, а измерительный блок состоит из аналого-цифрового преобразователя, пусковой схемы, схемы ИЛИ, одновибратора, двух триггеров, двух регистров хранения, компаратора и схемы И, при этом входы аналого-цифрового преобразователя подключены сооТВВТсТ венно к выходам преобразователей линейного перемещения измерителя усилий, первый выход аналого-цифрового преобразователя подключен к первому входу схемы ИЛИ, остальные выходы аналогоцифрового преобразователя подключены к информационным входам регистров хранения, выходы которых соединены соответственно с входами компаратора, выход которого соединен с первым управляющим входом первого триггера, второй управляющий вход которого подключен к первому выходу пусковой схемы и к второму входу схемы ИЛИ, выход первого триггера подключен к одному из входов схемы И, другой вход которой соединен с первым выходом аналого-цифрового преобразователя, выход схемы И подключен к регистратору, выход схемы ИЛИ подключен к входу одновибратора, выход которого через второй триггер соединен с управляющими входами регистров хранения. а второй выход пусковой схемы подключен к силовому приводу, 1779702

1779702

Составитель M. Черенкова

Техред М.Моргентал Корректор С. Юско

Редактор С, Кулакова

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 4417 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для контроля прочности дорожных одежд Устройство для контроля прочности дорожных одежд Устройство для контроля прочности дорожных одежд Устройство для контроля прочности дорожных одежд Устройство для контроля прочности дорожных одежд Устройство для контроля прочности дорожных одежд 

 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к области исследования прочностных свойств грунтов в природных условиях путем динамического зондирования грунта

Изобретение относится к области исследования материалов механическими методами, а именно к аппаратуре, оценивающей коэффициент сцепления транспортного средства с поверхностью дорожного покрытия

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, а именно к устройствам для контроля технико-эксплуатационных показателей дорожных одежд и геометрических характеристик автомобильных дорог, в частности прогиба и геометрических параметров автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и предназначено для контроля несущей способности и ровности дорожных конструкций

Изобретение относится к устройству для измерения прогиба шоссе, соединенному с транспортным средством, включающим раму, передние колеса и заднюю несущую ось, представляющую пары задних колес

Изобретение относится к области строительства и эксплуатации автомобильных дорог, в частности к устройствам для испытаний дорожных и аэродромных конструкций с целью оценки их прочности

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромных покрытий, а именно к устройствам для оценки прочности и ровности дорожных одежд
Наверх