Устройство для определения радиуса качения упругого колеса

 

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано при экспериментальных исследованиях технических свойств упругого кол еса. Цель изобретения - повышение точности и производительности измерения за счет автоматизации процесса определения радиуса качения колеса. В устройстве измеряется период одного оборота колеса и время прохождения мерного участка и результаты замера вводятся в блок вычисления, который производит расчет по программе и выдает результат в цифровом виде. 2 ил.

COIO3 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

% «

L (21) 4771027/28 (22) 09.11.89 (46) 07.01.93. Бюл. К 1 (71) Институт механики машин АН ГССР (72) А.Д, Нодадзе (56) Каучук и резина. 1986, ¹ 55, с.34, (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

РАДИУСА КАЧЕНИЯ УПРУГОГО КОЛЕСА (57) Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано при

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано при экспериментальных исследованиях основных кинематических параметров колеса.

Известно устройство для определения радиуса качения шин и средней скорости движения транспортного средства в дорожных условиях, которое содержит пассивные элементы (экраны), излучающий элемент (фара), приемник излучения, формирователь импульсов, триггер, электронные ключи, датчик оборотов колеса, генератор, счетчики импульсов и цифровые индикаторы.

Испытания транспортного средства с целью определения радиуса качения колеса с помощью известного устройства проводят следующим образом. Пассивные элементы устанавливают в начале и конце мерного участка пути по линии движения автомоби-. ля. Автомобиль разгоняют до заданной скорости и поддерживают ее постоянной при прохождении мерного участка пути, В момент пересечения начала мерного участка пассивный элемент экранирует источник излучений. Приемник излучений своим выходным сигналом через формирователь переключает триггер, который в свою оче„„5U„„1786371 А1

L редь отпирает ключи, Тогда через усили- тель-формирователь и электронный ключ на счетчик начинают поступать импульсы датчика количества оборотов колеса, а через второй электронный ключ на счетчик импульсы от генератора импульсов времени.

При пересечении автомобилем конца мерного участка источник излучения будет заэкранирован вторым пассивным элементом, В результате сигнал приемника излучения через формирователь переклю- QQ чит триггер в исходное состояние, ключи Ос, закроются. Количество оборотов колеса определяют по показанию индикатора счетчика, а длительность прохождения еай автомобилем мерного участка пути — по показанию индикатора счетчика времени.

По полученным данным рассчитывают радиус качения шины и среднюю скорость автомобиля.

К недостаткам известного устройства относится применение пассивных элементов. При высоких скоростях возникает опасность наезда на пассивные элементы, что требует от оператора ювелирного вождения автомобиля, особенно при высоких скоростях, чтобы пропустить нассивные элементы

1786371 в пространстве между излучателем и приемником.

Если даже удается работа такого устройства по результатам показаний прибора, оператор должен по этим результатам рассчитать по известной формуле радиус качения вручную.

Цель изобретенйя -, повышение точности и произеодителвности измерения зв счет автоматизации процесса определения величины радиуса качения колеса.

Эта цель достигается тем, что устройство снабжено двумя световозвращателями и светоотражающей пленкой, размещенной на боковой поверхности колеса, источник света выполнен в виде двух осветителей, приемник в виде двух фотоэлектрических преобразователей, а регистратор выполнен в виде блока управления, счетчика времени прохождения базового участка пути, счетчика измерения периода вращения колеса, коммутатора и блока вычисления с цифропечатью.

На фиг. 1 представлена блок-схема уст ройства; на фиг. 2 — структурная схема алгоритма управления блоком вычисления.

Устройство для определения радиуса качения колеса посредством измерения Т и с содержит фотоэлектрические и реобразователи (ФЭП) 1 и 2 с осветителями, блок 3 управления, счетчики 4 и 5, коммутатор 6 и блок 7 вычисления и цифропечатью.

Устройство работает следующим образом.

ФЭР 1 установлен на автомобиле и направлен к поверхности дорожного полотна, на которой установлены два световозвращателя на определенном расстоянии S. Одновременно на боковые шины колеса приклеена световозвращающая пленка и на нее направлен ФЭП 2, прикрепленный к" кузову автомобиля, При испытательном заезде луч света, отраженный от первого встречного световоэвращателя ФЭП, преобразуется в элект-. рический импульс и запускает соответствующий счетчик времени (с), после чего второй ФЭП при первом попадании отражательной пленки, прикрепленной к шине в поле его зрения, запускает второй счетчик времени (Т), а при повторном останавливается и таким образом измеряется продолжительность одного оборота Т.

Первый ФЭП при прохождении второго световозвращателя останавливает счетчик времени (с) и этим самым измеряет время прохождения t мерного участка S.

Результаты измерения t u T счетчиков

4 и 5 через коммутатор 6 по заранее составленной программе (фиг.2) на основании алТ S горитма гк = вводятся автоматиче2л ски в блок 7 вычисления, где заранее записано в памяти значение S и 2 л (или 2 ), S т результаты расчета r выводятся на индикаторе, а на бумаге печатается весь процесс расчета с указанием скорости движения и угловой скорости испытуемого колеса.

10 Т S

Алгоритм rp = является преоб2лт t разованием физического смысла радиуса качения колеса, определяемого по ГОСТ

17697-72, т.е. отношение продольной со15 ставляющей поступательной скорости колеса (Vy) к его угловой скорости (и> )

Vx

%= ш

1, 20 однако V< = S/t, а в = 2 m f = 2 л -

Подставив значения Vp и в получим предложенный алгоритм для гк.

Использование предлагаемого способа определения радиуса качения и устройства

25 для его осуществления позволяет по сравнению с существующим повысить точность измерения максимальной скорости, топливной экономичности автомобиля, а также не только радиуса качения, но и определения

30 таких параметров качения колеса, как сила сопротивления качению колеса Pf = Mf/и, М полная окружная сила колеса Р, = — когк эффициент тангенциальной эластичности

35 д Гк шины Л = М коэффициент продольного

Vs скольжения колеса S =, которые г г гк нормированы ГОСТ 17697-72.

40 Возможности предложенного устройства не исчерпываются измерением радиуса качения колеса. Оно может работать в режиме измерения скорости и в режиме тахомет-, ра, 45 При выключении сигнала от ФЭП-2, может работать в режиме измерения скорости, реализуя алгоритм Và - S/t (м/с) или Và =

3,6 S

При выключении сигнала от ФЭП-1 может работать в режиме измерения частоты

2_#_ вращения, реализуя алгоритм со = — г- (с )

2л 60 или то — — т — — (мин ). При этом можно измерить частоту вращения любого вала или барабана, на котором можно наклеить полосу светоотражателя или нанести цеетоконтрастную полосу.

1/863

Предельная измеряемая частота вращения ограничена частотной характеристикой фотоприемника, которая составляет 6 — 8 кГц. Практический предел достигает и =

300000 мин .

Одновременно появляется возможность проведения исследований в реальных дорожных условиях с сокращением времени на подготовыку к испытаниям и обработку результатов измерения, Формула изобретения

Устройство для определения радиуса качения упругого колеса, содержащее платформу, связываемую с колесом и установленную с возможностью перемещения, источник света, приемник и регистратор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и производительности, оно снабжено двумя световозвращателями и светооторажающей пленкой, размещенной на боковой поверхности колеса, истсчник света выполнен в виде двух осветителей, приемник — e виде двух фотоэлектрических преобразователей, а регистратор выполнен в виде блока управления, счетчика времени прохождения базового участка пути, счетчика измерения

5 периода вращения колеса. коммутатора и блока вычисления с цифропечатью, подключенного к.выходу коммутатора, каждый из фотоэлектрических преобразователей подключен через блок управления соответст10 венно к счетчику времени прохождения базового пути и счетчику измерения периода вращения колеса, информационные и управляющие выходы счетчиков соединены с входами коммутатора, световозвращатели

15 установлены на базовом расстоянии друг от друга по ходу движения колеса и предназначены для оптической связи первого осве- тителя с первым фотоэлектрическим преобразователем, установленным на плат20 форме, светоотражающая пленка предназначена для оптической связи вторых фотоэлектрического преобразователя и осветителя, установлен н ых на платформе.

1786371

Составитель И.Попов

Техред М.Моргентал Корректор С.Патрушева

Редактор

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 242 Тираж Подписное

Ъ

ВНИИПИТосударственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Устройство для определения радиуса качения упругого колеса Устройство для определения радиуса качения упругого колеса Устройство для определения радиуса качения упругого колеса Устройство для определения радиуса качения упругого колеса 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в учебном процессе для демонстрации колебаний транспортного средства, выявление опасных режимов транспортировки и способов ухода от них

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, может быть использовано при автоматизации визуального контроля дефектов

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для бесконтактного контроля геометрических параметров и внутренних дефектов изделий из ферромагнитных материалов

Изобретение относится к области прецизионных изменений линейных и угловых перемещений и может быть использовано для построения преобразователей перемещения станков с ЧПУ специальных систем

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике

Изобретение относится к измерительной технике, конкретно к измерительным преобразователям линейных перемещений
Наверх