Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания

 

Изобретение позволяет оценить техническое состояние системы смазки двигателя путем контроля частоты колебаний потока масла в-системе смазки при перемещении органа управления подачей топлива по гармоническому закону. При этом в случае, если частота воздействия на орган управления подачей топлива, при которой прекратились колебания потока масла в системе, оказывается меньше эталонной, фиксируют ухудшение технического состояния системы смазки двигателя. 1 з.п. ф-лы.

СОВХОЗ C()E3FT(.ÊÈÕ

СОЦИАЛИСТИНЕОКИХ

РЕСПУБЛИК

{53)5 G 01 M 15/00

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4863237/06 (22) 31,08.90 (46) 23.05,93. Бюл. ¹ 19 (71) Государственный всесоюзный научно-исследовательский технологический институт ремонта и эксплуатации машиннотракторного парка (72) В.С.Кузьменков (56) Авторское свидетельство СССР №. 1107025, кл. 6 01 М 15/00, 1982. (54) С ."ОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к области двигателестроения, а также к области технического обслуживания, а именно к техническому диагностированию двигателей внутреннего сгорания, в том числе на автомобилях в условиях эксплуатации на стендах и в дорожных условиях.

Целью изобретения является повышение точности определения технического состояния поршневого двигателя за счет исключения влияния на техническое состояние системы зажигания и питания, механических потерь, выбранных режимов испытаний двигателя и оценочных параметров системы смазки.

Поставленная цель достигается тем, что двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры жидкости в системе охлаждения и масла в системе смазки, проверяют правильность установки угла опережения зажигания, определяют качество смесеобразования и сгорание горючей смеси по содержанию СО в отработавших газах, .Я2«1816987 А1 (57) Изобретение позволяет оценить техническое состояние системы смазки двигателя путем контроля частоты колебаний потока масла в системе смазки при перемещении органа управления подачей топлива по гармоническому закону. При этом в случае, если частота воздействия на орган управления подачей топлива, при которой прекратились колебания потока масла в системе, оказывается меньше эталонной, фиксируют ухудшение технического состояния системы смазки двигателя. 1 з.п. ф-лы, мощность на валу, устанавливают исходный установившийся режим работы двигателя, измеряют скоростной режим по гармоническому закону, измеряют частоту вращения коленчатого вала и диагностический параметр, характеризующий колебания потока масла в системе смазки двигателя, и срав- а нивают его с эталонным значением, а также Ор отличительными признаками, заключающимися в том, что выбирают начальный установившийся скоростной режим двигателя в диапазоне от минимального до максимального значений частоты вращения коленчато- О©

ro вала, контролируют колебания потока масла по величине давления в системе смазки, осуществляют перемещение органа управления подачей топлива по гармоническому закону с амплитудой, обесеввй печивающей изменение частоты вращения вала двигателя в выбранном диапазоне при начальной минимальной частоте воздейс"г. вия на орган управления подачей топлива, увеличивают частоту воздействия от мини1816987

20 двигателя

40

55 мального установившегося значения до значения, при котором прекращаются колебания потока масла, и принимают укаэанное значение в качестве диагностического параметра, при уменьшении величины которого отнОсительно эталонного значения фиксируют ухудшение технического состояния узлов трения двигателя, а также тем, что начальную частоту вращения коленчатого вала устанавливают равной сумме минимально,устойчивой частоты и половине скоростного диапазона двигателя.

Способ осуществляется следующим образом.

Автомобиль устанавливается, например, задними ведущими колесами на барабаны тягового силового стенда, Прогревают двигатель до рабочей температуры жидкости в системе охлаждения и масла в системе смазки. Прогревают трансмиссию автомобиля до получения минимума момента механических отерь на прокрутку трансмиссии и ведущих колес, контролируя ее по показаниям прибора стенда или по температуре

- масла в агрегатах трансмиссии. При минимуме момента температура масла в коробке передач равна 70 С и в заднем мосту 60 С для автомобиля ГАЗ-53А, Правильность установки угла опережения зажигания определяется, например, мотор-тестером, качество смесеобразования и сгорания по содержанию С0 в отработавших газах — газоанализаторами. Мощность нэ валу определяется по показаниям прибора стенда.

Все замеренные диагностические параметры двигателя и автомобиля не должны превышать установленных нормативнь|х значений, Исходный установившийся режим, выбранный в диапазоне от минимальных до максимальных оборотов двигателя, был равен 1700 об/мин при перекатывании ведущих колес по барабанам стенда нэ.прямой передаче в коробке передач.

От генератора входных синусоидальных воздействий, установленного в кабине автомобиля и жестко связанного тягой с осью дроссельной заслонки, подают гармонические воздействия постепенно увеличивающейся частоты в диапазоне эксплуатируемых частот двигателя от 0,1-6

Гц, Регистрируются на шлейфовом осциллографе перемещение дроссельной заслонки, частота вращения коленчатого вала и давление масла в главной масляной магистрали двигателя. Амплитуда колебаний дроссельной заслонки во время испытаний неизменна.

Через некоторый промежуток времени после подачи гармонических колебаний на дроссельную заслонку появляются вынужденные гармонические колебания частоты вращения коленчатого вала двигателя и давление масла в главной масляной магистрали двигателя той же частоты, что и колебания дроссельной заслонки, но иной амплитуды, С увеличением частоты воздействия на дроссельную заслонку амплитуда колебаний давления масла в главной масляной магистрали уменьшается, При постепенном увеличении частоты синусоидального воздействия на дроссельную заслонку определяется частота, при которой произошло исчезновение колебаний давления потока масла в главной масляной магистрали, при ее увеличении судят об улучшении, а при уменьшении — об ухудшении технического состояния смазки и двигателя, При испытаниях двигателя не превышаются предельные значения углового ускорения и скорости изменения нагрузки на валу

Проводилось определение технического состояния поршневого двигателя внутреннего сгорания автомобиля ГАЗ-54А.

Частота вращения коленчатого вала изменялась на минимальных частотах воздействия от 900 до 2500 об/мин. Номинальное значение диагностического параметра — частота входного гармонического воздействия, подаваемая на дроссельную заслонку, при которой исчезают колебания давления масла в главной масляной магистрали, былЬ равна 0,67 Гц, Частота входного гармонического воздействия меньше 0,67 Гц, при которой исчезают колебания давления масла, говорит об ухудшении технического состояния двИгателя, а больше — об улучшении технического состояния двигателя.

Формула изобретения

1. Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры жидкости в системе охлаждения и масла в системе смазки, проверяют правильность установки угла опережения зажигания, onределяют качество смесеобразовэния и сгорания горючей смеси по содер>канию СО в отработавших газах, мощность на валу, устанавливают исходный скоростной режим работы двигателя, изменяют скоростной режим по гармоническому закону, измеряют частоту вращения коленчатого вала и диагностический параметр, характеризующий колебание потока масла в системе смазки двигателя, и сравнивают его с эталонным

1816987

Составитель В,Кузьменков

Редактор M.Êóçíåöoaà Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Н.Гунько

Заказ 1718 Тираж Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101 значением, отл и ча ю щи йс я тем, что, с целью повышения точности определения технического состояния поршневого двигателя, выбирают начальный установившийся скоростной режим двигателя в диапазоне от 5 минимального до максимального значений частоты вращения коленчатого вала, контролируют колебания потока масла по величине давления в системе смазки, осуществляют перемещение органа управ- 10 ления подачей топлива по гармоническому закону с амплитудой, обеспечивающей изменение частоты вращения вала двигателя в выбранном диапазоне при начальной минимальной частоте воздействия на орган уп- 15 равления подачей топлива, увеличивают частоту воздействия от минимального установленного значения до значения, при котором прекращаются колебания потока масла и принимают указанное значение в качестве диагностического параметра, при уменьшении величины которого относительно эталонного значения фиксируют ухудшение технического состояния узлов трения двигателя.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что начальную частоту вращения коленчатого вала устанавливают равной сумме минимально устойчивой частоты и половине скоростного диапазона двигателя.

Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к технической физике, а более конкретно к испытаниям реактивных двигателей, и может быть использовано в способах и устройствах для измерения тяги для повышения их точности

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано при контроле работоспособности элементов системы регулирования и защиты паровых турбин

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системах автоматического управления и диагностики дизельных и карбюраторных двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к области диагностики технического состояния машин, а конкретно, к способам диагностики и прогнозирования технического состояния машин, и может быть использовано для диагностики технического состояния машин, образующих машинные комплексы, путем анализа данных вибрации, потребления тока, его напряжения, расхода рабочего тела, температуры машины, обеспечивая своевременное отклонение действительного состояния машин от рабочего состояния и бесперебойную работу всего комплекса

Изобретение относится к испытаниям двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к обкатке и испытанию вновь изготовленных и отремонтированных двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для обкатки других механизмов, например, коробок передач, ведущих мостов автомобилей

Изобретение относится к ракетостроению и может быть использовано при стендовых испытаниях жидкостных ракетных двигателей (ЖРД)
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при усовершенствовании условий смазки и оптимизации конструктивных параметров деталей цилиндро-поршневой группы ДВС
Наверх