Гидравлическое устройство натяжения цепи или ремня
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
) ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР) ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ (я)з F 16 Н 7/08
АЮЪ»
)0И%"" "-" !, К ПАТЕНТУ (21) 4947950/28 (22) 24,06.91 (46) 30.08,93, Бюл. М 32 (71) Заволжский моторный завод им. 50-ле.тия СССР (72) В, И, Москаленко (73) Заволжский моторный завод им. 50-ле тия СССР
l(56) Заявка Франции (ч. 2282581, кл. F 16 Н 7/08, 1974. (54) ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО НА ТЯЖЕНИЯ ЦЕПИ ИЛИ РЕМНЯ
l(57) Использование: устройства для натяже,ния цепей или ремней, например, для сис.тем распределительных механизмов ,двигателей внутреннего сгорания с гидрав, лическим приводом. Сущность изобрете, ния: устройство содержит основание, механизм натяжения в виде звездочки, за крепленных на поворотном рычаге, установленном на основании, гидросистему и, гидронатяжитель, состоящий из корпуса 5 с отверстием, в котором размещен полый плунжер 7, упирающийся одним торцем в ,рычаг, Полость плунжера образует рабочую камеру 15 с размещенной в ней рабочей пружиной 18. Гидронатяжитель имеет также
Изобретение относится к устройствам ,;для натяжения цепей или ремней, имеющим тидравлический привод, например, для систем распределительных механизмов двигателей внутреннего сгорания (ДВС).
В дальнейшем описание изобретения составлено для приводных цепей, но в рав„, Ы, „1838695 АЗ обратный шариковый клапан 11, открывающийся в рабочую камеру 15, и разгрузочный клапан 12, который может сообщать рабочую камеру 15 с гидросистемой. Корпус гидронатяжителя одним концом подвижно установлен в основании, на другом его конце выполнена резьба; разгрузочный клапан
12 поджат пружиной 20 к отверстию корпуса со стороны рабочей камеры 15. Жесткость пружины 20 больше жесткости рабочей пружины 18. Второй конец пружины 20 опирается в основание — крышку 23 натяжителя, жестко закрепленную на основании. Устройство имеет гайку 21, взаимодейству(ощую с резьбой корпуса 5 и имеющую хомут
22 для предварительного натяжения пружины 20, а также ступенчатый шаговый механизм линейного перемещения, обеспечивающий взаимное перемещение плунжера и корпуса, В разгрузочном клапане 12 выполнено отверстие 17, к которому пружиной 16 поджат шарик 11 обратного клапана. Другой конец пружины 16 упирается в колпачок 13, запрессованный в разгрузочный клапан 12 и имеющий отверстие 14 для подвода рабочей жидкости в рабочую камеру 15 при открытом клапане. 1 з.п, ф-лы, 2 ил, ной мере может быть отнесено и к зубчатым ремням.
О
Цель изобретения — обеспечение необ- Ql ходимого натяжения цепи и снижение износов цепи и приводных звездочек путем надежного демпфирования рывков цепи, Основание, являющееся корпусной деталью ДВС, в котором подвижно установлен
1838695
55 корпус натяжителя, имеет отверстие, связанное с системой смазки ДВС, а масло из системы смазки ДВС является рабочей жидкостью. Подвижная посадка корпуса гидронатяжителя в основании позволяет корпусу двигаться вместе с плунжером, что необходимо для работы натяжителя в период запуска и начальной работы ДВС, Ступенчатый шаговый механизм обеспечивает перемещение плунжера относительно корпуса натяжителя при эксплуатационном растяжении цепи. Введение дополнительного разгрузочного клапана с пружиной большой жесткости обеспечивает подключение для гашения особенно больших рывков цепи, кроме гидроупора, силы пружины большой жесткости, На фиг. 1 показано гидравлическое натяжное устройство цепи; на фиг, 2 — гидронатяжитель в увеличенном масштабе.
Устройство действует на менее натянутом участке цепи 1. Натяжение цепи осуществляется в приведенном примере звездочкой 2, ось которой вместе с рычагом
3 может отклоняться относительно неподвижной оси 4, установленной на основании, т. е. корпусной детали ДВС.
Гидравлический натяжитель имеет корпус 5, установленный на основе подвижной посадки на основании, т, е, в отверстии корпусной детали 6 ДВС. Плунжер 7 с одной стороны связан с корпусом 5 ступенчатым шаговым механизмом, состоящим из проточек 8 специальной формы, выполненной в отверстии корпуса 5, прорези 9 на плунжере и кольца 10, установленного в этой прорези и фиксирующегося в той или иной проточке
8 корпуса 5. С другой стороны плунжер 7 составляет с корпусом 5 плунжерную пару, Торец плунжера 7 взаимодействует с торцем рычага 3. Закрытый рабочий объем образуется корпусом 5, плунжером 7, шариковым клапаном 11 и разгрузочным клапаном 12. Шариковый клапан 11 имеет колпачок 13, запрессованный в разгрузочный клапан 12 и имеющий отверстие 14 для прохода масла в рабочую камеру 15 и пружину 16, обеспечивающую прижатие шарика 11 к отверстию 17 в разгрузочном клапане 12. Внутри рабочей камеры 15 имеется пружина 18 небольшой жесткости, упирающаяся торцами в колпачок 13 и внутренний торец плунжера 7.
Предварительный натяг пружины 18 служит для постоянного прижатия торца плунжера 7 к торцу рычага 3. Разгрузочный клапан 12 поджимается посадочной поверхностью 19 к седлу корпуса 5, выполненному с торца, удаленного от натяжного механизма (2, 3) пружиной 20 большой жесткости, предварительный натяг которой обеспечивается гайкой 21, завертываемой на корпус 5 и имеющей хомут 22. Крышка 23 натяжителя болтами 24 закрепляется на основании тена корпусной детали 6. Герметичность соединения обеспечивается прокладкой, Корпусная деталь 6 имеет канал 25, связанный с системой смазки ДВС, масло из этого канала проходит в зазор между гайкой 21 и отверстием в корпусной детали 6 (как показано стрелками на фиг, 1 и 2).
Затем масло поступает в объем, закрытый крышкой 23. Под давлением масла клапан 11 открывается, и масло поступает через отверстия 14 в колпачке 13 в рабочую камеру 15, которая при закрытии клапана 11 становится замкнутой и выполняет функцию гидроупора. Между корпусом 5 и плунжером 7 в стороне, обращенной к натяжной звездочке 2, имеется технологическое кольцо 26, обеспечивающее целостность гидронатяжителя до его установки в отверстии корпусной детали и не оказывающее в дальнейшем влияния на передвижение плунжера 7 в корпусе 5 навстречу звездочке 2, т. к. оно при таком движении вытесняется в канавку 27 плунжера.
Устройство работает следующим образом, Пружина 18 имеет небольшое усилие, обеспечивающее выбор слабины ненагруженной ветви цепи со звездочкой 2, а также перемещение плунжера 7 с кольцом 9 по проточкам 8 в корпусе 5 при износе (вытяжке) деталей привода распределительных валов (цепи, звездочек). Кольцо 9, переходя по проточкам 8 шагового механизма, позволяет перемещаться плунжеру 7 только в направлении звездочки 2, натягивая ненагруженную ветвь цепи.
В период запуска и начальной работы
ДВС, когда каналы системы смазки (25) не заполнены маслом, масла нет и в рабочей камере 15. Нагрузки, передаваемые от рычага 3 на плунжер 7, действуют через кольцо
10 на корпус 5; корпус давит на разгрузочный клапан 12 и демпфирующую пружину 20 с крутой характеристикой жесткости. В результате пружина 20 сжимается, давая возможность переместиться разгрузочному клапану 12, корпусу 5 и плунжеру 7. При снятии нагрузки сила упругости пружины 20 возвращает указанные детали в прежнее положение, При заполнении каналов системы смазки 25 маслом под давлением масла открывается шариковый клапан 11, и масло заполняет рабочую камеру 15, Нагрузки, передаваемые на плунжер 7, передаются маслу в камере 15, которое под давлением закрывает шариковый клапан 11 и камеру
1838695
1, наполненную маслом, становится гидроу ором. Нагрузки гасятся в этот момент эа с ет прохождения масла через зазоры плунерной пары, корпус 5, плунжер 7. При снят и нагрузки пружина 18 возвращает 5 и унжер 7 в прежнее положение, а клапан под давлением масла в системе смазки
ВС открывается, Если нагрузка на плунжер 7 возрастает е е больше, плавное гашение нагрузки осу- 10 ествляется дополнительным перепуском м сла через разгрузочный клапан 12, котор и при очень больших давлениях масла в з мкнутой рабочей камере 15 сжимает пруж ну 20, отодвигаясь от корпуса 5, В резуль- 15 т те между корпусом 5 и клапаном 12 о разуется зазор, через который проходит ч сть масла иэ камеры 15.
При снятии усиленной нагрузки раэгруз чный клапан 12 под действием пружины 2О
2 приходит в прежнее положение,т. е. зак ывается. Во всех случаях при отсутствии д аления рычага 3 на плунжер 7, последний и д действием пружины 18 и давления масл, поступающего из системы смазки через 25 ш риковый клапан 11, натягивает цепь 1 и ивода распределительных валов.
Формула изобретения
1. Гидравлическое устройство натяжа- 30 ния цепи или ремня в основном для привода
1 распределительных валов двигателя внутре него сгорания, действующее внутрь конту а.цепи или ремня на менее натянутом уч стке, содержащем основание, механизм 35 на яжения в виде звездочки, шкива или ба мака, закрепленных на поворотном рыча е, установленном на основании, гидросистему и гидронатяжитель, состоящий из корпуса с отверстием, размещенного в нем полого плунжера, упирающегося одним торцом в рычаг, полостью которого образована рабочая камера, размещенной в ней рабочей. пружины, обратного шарикового клапана, открытого в рабочую камеру, и разгрузочного клапана с пружиной, сообщающего рабочую камеру с гидросистемой, о тл и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения необходимого натяжения цепи или ремня и снижения износа цепи или ремня и приводных звездочек или шкивов путем надежного демпфирования рывков цепи или ремня, корпус одним концом подвижно установлен на основании, на втором его конце выполнена резьба, разгрузочный клапан поджат пружиной к отверстию корпуса со стороны рабочей камеры, жесткость пружины выбрана больше жесткости рабочей пружины, а второй ее конец предназначен для взаимодействия с основанием, устройство снабжено взаимодействующей с резьбой корпуса гайкой с хомутом для предварительного натяжения пружины и ступенчатым шаговым механизмом линейного перемещения, взаимодействующим с плунжером и корпусом.
2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что в разгрузочном клапане выполнено отверстие, шариковый обратный клапан расположен на разгрузочном клапане и его шарик поджат к отверстию последнего, устройство снабжено запрессованным в разгрузочный клапан колпачком, имеющим отверстия для подвода рабочей жидкости в рабочую камеру, а пружина обратного клапана оперта на колпачок, 1838695
Составитель В.Москаленко
Техред М.Моргентал Корректор Л. Пилипенко
Редактор
Заказ 2919 Тираж Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r, Ужгород, ул,Гагарина, 101