Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог

 

(в) ЯЗ (и) 1839689 АЗ (51)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ

ВЕДОМСТВО СССР (ГОСПАТЕНТ СССР)

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТ

К ПАТЕНТУ (21) 4952842/ЗЗ (22) 28.05.91 (46) 30.12.93 Бюл. Na 48-47 (71) Научно — производственное объединение

"Дорстройтехника" (72) Корюков В.П. (73) Научно-производственное объединение

"Дорстройтехника (64) СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПУ—

ЧИНИСТЫХ УЧАСТКОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ

ДОРОГ (57) Использование: строительство и ремонт автомобильных дорог. Сущность изобретения: срезают обочины на глубину ниже уровня дренирующего

1 слоя под проезжей частью, отсылают песчаный слой до уровня дренажного слоя под дорожной одеждой с коэффициентом фильтрации песка в уплотненном состоянии не менее 3 м/сут толщиной h, равной h +08 h, где h — толщина дренирующего с к с слоя под проезжей частью; h — высота капиппярК ного поднятия в песке Затем укгалывают дополнительный слой из местного грунта с яодочепрочицаемой прослойкой в верхней чагтп, токовой уклон которой в сторону земляного пол, г а не менее

100%. Устраивают покрытие из кам ч п х матегпФлов с коэффициентом фипьтрацм R утк огнечном состоянии не менее 10 м/сут 1 з и ф пы. 1 ип

1839689

Изобретение относится к строительству и ремонту автомобильных дорог, Известен способ капитального ремонта пучинистых участков дорог, заключающийся в полной перестройке существующей дорож- 5 ной одежды (1). Это требует значительных материальных и трудовых затрат.

Наиболее близким к предлагаемому является способ, включающий срезку обочин

i-.а глубину ниже дренирующего слоя под проезжей частью, отсыпку обочин из песка и укрепление их верхней части (2), Однако этот способ не обеспечивает требуемой надежности дорожной одежды в эксплуатации, что связано с инфильтрацией воды, стекающей с проезжей части, через песок в верхние слои земляного полотна, значительным увлажнением их в осенний период и последующей зимней миграцией влаги в горизонтальном направлении под проезжую часть из-за возникающего перепада температур, а следовательно, со снижением несущей способности грунтов земляного полотна и дорожной конструкции в целом. В результате пучинистые уча- 25 стки дорог после капитального ремонта не выдерживают нормативного срока службы.

Целью изобретения является повышение надежности дорожной одежды в эксплуатации. 30

Поставленная цель достигается тем, что после срезки низа дренирующего слоя 2 под проезжей частью, равным 0,8 hg (в метрах), где пк — высота капиллярного поднятия в материале дренирующего слоя под проез- 35 жей частью. Производят отсыпку и уплотнение на обочинах слоя 3 из песка, характеризующегося коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут. Толщина этого слоя должна быть равна h = hc + 0,8 Ик, где 40

h< — толщина старого дренирующего слоя под проезжей частью. Минимально допустиь,ое значение коэффициента фильтрации обусловлено тем, что на пучинистых участках дорог земляное полотно сложено из гли- 45 нистых грунтов с большим количеством пылеватых и глинистых частиц, которые частично перемещаются вверх вместе с перераспределяемой в зимний период влагой и засоряют песчаный слой. За счет этого ко- 50 эффициент фильтрации песка в процессе эксплуатации дороги существенно снижает. ся, в результате чего затрудняется отвод воды из-под проезжей части и снижается срок службы дороги, Принятие толщины отсыпаемого песчаного слоя на обочинах по приведенной зависимости связано с необходимостью усиления фильтрации. воды из дренирующего слоя под проезжей частью, а также обеспечением сдвигоус ойчивости песка при воздействии динамических нагрузок в период оттаивания грунтов земляного полотна.

Если дренирующий слой толщиной h = 25 см сложен из песков средней крупности с высотой капиллярного поднятия пк = 0,15 м, толщина отсыпаемого слоя на обочинах составит h = 0,25 — 0,8 0 15 = 0,37 м.

На уплотненный песчаный Слой укладывают местный грунт, обочин отсыпают до уровня поверхности дренирующого слоя под проезжей частью слой из грунтов с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сутки и толщиной, равной h = h< + 0,8 ht<, где hc — толщина дренирующего слоя под проезжей частью;

hg — высота капиллярного поднятия в песке дренирующего слоя, затем укладывают местный грунт, в верхней части которого устраивают водонепроницаемую прослойку с боковым уклоном к откосу земляного полотна не менее 100,, В качестве покрытия на обочинах укладывают каменные материалы с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 10 м/сут, причем водонепроницаемую прослойку устраивают путем стабилизации грунта поверхностноактивным веществом на основе кубовых ос татков производства жирных аминов

Сп — Сго в количестве 0,4-0,5 от массы грунта;

На чертеже показан поперечный разрез пучинистого участка дороги, на котором выполнен капитальный ремонт по предлагаемому способу, где дорожная одежда 1, дренирующий слой 2 под проезжей частью, дренирующий слой 3 под обочинами, слой 4 из местных грунтов, водонепроницаемая прослойка 5 и покрытие 6 на обочинах.

° Предлагаемый способ ремонта осуществляют следующим образом, На участке автомобильной дороги, подверженном пучинообразованию, связанному. с переувлажнением грунтов земляного полотна, необходимо выполнить капитальный ремонт. В начале производят срезку обочин с заглублением относительно верхнюю часть которого на глубину 18 см обрабатывают поверхностно-активным веществом на основе кубовых остатков производства жирных аминов С17 С20 в количестве 0,40,5 от массы грунта, Стабилизацию грунта производят в следующей последовательности, На поверхность грунта распределяют

10/-й раствор кубовых остатков в количестве 0,4 — 0,5 сухих веществ в зависимости от дисперсности грунта, Для тонкодисперсных грунтов (супесей пылеватых, суглинков, глин) принимают 0.5;4 для песков пылеватых и для легких супесей 0,47,. Распределение выпол1839689 няют распределителем жидких гербицидов, а перемешивание — специальными фрезами, Затем профилируют поверхность стабилизированного грунта с боковыми уклоном к откосу земляного полотна не менее 100, что обусловлено необходимостью быстрого отвода поверхностной воды, стекающей с проезжей части, по поверхности уплотненного водонепроницаемого слоя, Поверху на обочинах укладывают покрытие иэ каменных материалов толщиной 10 см с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 10 м/сут, что необходимо для предупреждения заиливания этого слоя, застоя воды на обочинах и их деформирования.

Следует отметить, что параллельно с выполнением работ на обочинах производят усиление дорожной одежды на основании оценки ее состояния. Работы по усилению включают устройство выравнивающего

Формула изобретения

1. СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПУЧИНИСТЫХ УЧАСТКОВ АВТОМО БИЛЬНЫХ ДОРОГ, включающий срезку обочин на глубину ниже уровня дренирующего слоя над проезжей частью, отсыпку песчаного слоя и устройство покрытия, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности дорожной одежды, песчаный слой отсыпают до уровня дренажного слоя под дорожной одеждой с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 3 м/сут, толщиной h, равной h + 0,8 йк, где hc - толщина дренирующего слоя под проезжей частью, h» - высота капил лярного поднятия в песке дренирующего слоя. если асфальтобетонное покрытие подверглась значительным деформациям, и нового покрытия.

Использование предлагаемого способа

5 капитального ремонта пучинистык участков автомобильных дорог позволяет предупредить поступление поверхностных вод е грунты земляного полотна, а следовательно, повысить несущую способность дорожной

10 конструкции и надежность ее работы под воздействием транспортной нагрузки по сравнению с прототипом. Срок службы ав. томобильных дорог повышается на 4 — 5 лет.

15 (56) 1. Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог. ВСН 22 —, 88. Минавтодор, РСФСР, — М.: Транспорт, 1989. с.111 — 126.

2. Инструкция по назначению дорож20 ныходежднежесткоготипа. ВСН46 — 60, Минтрансстрой, — M.: Транспорт, 1985, с.28-29. слоя, а затем укладывают дополнительный

25 слои из местного грунта с водонепроницаемой прослойкой в верхней части, боковой уклон которой в сторону земляного полотна не менее l007;, при этом в качестве покрытия используют каменные материалы с коэффициентом фильтрации в уплотненном состоянии не менее 10 м/сут.

2. Способ по п.1. отличающийся тем, что водонепроницаемую прослойку выпол3о няют путем обработки грунта поверхност.но-активным веществом на основе кубовых остатков производства жирных аминов С14

- C„o в количестве 0.4 - 0,5 от массы грунта.

1839689

Тираж Подписное

НПО "Поиск" Роспатента

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Заказ 3412

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101

Составитель О. Голубкина

Редактор M. Стрельникова Техред M.Moðãåíòýë Корректор Е. Папп

Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог Способ капитального ремонта пучинистых участков автомобильных дорог 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх