Автомобильная дорога

 

Использование: строительство автомобильных дорог. Сущность изобретения: дорога включает дорожную одежду, насыпь из минерального грунта и размещенный в ней теплоизолирующий слой, причем последний расположен по ширине насыпи в двух уровнях: в основании насыпи на глубине, равной критической глубине промерзания грунта насыпи и ширину равную ширине покрытия; и непосредственно под дорожной одеждой на ширину обочин. 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51)5 Е 01 С 3/06

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4842136/33 (22) 25.06.90 (46) 23.10.92. Бюл. М 39 (71) Омский филиал Государственного всесоюзного дорожного научно-исследовательского института и Сибирский автомобильно-дорожный институт им.

В.В.Куйбышева (72) Н.M.Òóïèöûí, А.П.Казаков. P.Х.Гарипов, Ю.Ф.Скотников и B.Н.Мурзин (56) Сиденко В.M., Батраков О.Т., Покутиев

10.B., "Дорожные одежды с парогидроизоляционными слоями" — M.Т., 84, с. 5 — 10.

Информационный листок N.. 4, Союздорпроект, Москва, 1987, Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, в частности к сооружению автомобильных дорог в районах глубокого сезонного промерзания грунтов на участках с неблагоприятными грунтово-гидрологическими условиями.

Известна конструкция автомобильной дороги, включающая дорожную одежду, насыпь из минерального грунта и теплоизолирующий слой в основании насыпи.

Недостатком данного технического решения является недостаточная несущая способность конструкции, что обусловлено зимним влагонакоплением в верхней части земляного полотна, затруднением глубиной инфильтрации влаги весной и длительным просыханием грунта в рабочем слое (выше теплоизолирующего).

Наиболее близкой к предлагаемой является автомобильная дорога, включающая дорожную одежду. насыпь иэ минерального (54) АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА (57) Использование: строительство автомобильных дорог. Сущность изобретения; дорога включает дорожную одежду, насыпь иэ минерального грунта и размещенный в ней теплоиэолирующий слой, причем последний расположен по ширине насыпи в двух уровнях: в основании насыпи на глубине, равной критической глубине промерэания грунта насыпи и ширину равную ширине покрытия; и непосредственно под дорожной одеждой на ширину обочин. 3 ил.. грунта и теплоизолирующий слой в составе дорожной одежды, выполненный из полистирольных, поливинилхлоридных, полиуретановых и т.п. плит.

Недостатком прототипа является низкая несущая способность конструкции автомобильной дороги, что обусловлено следующими факторами: — теплоизолирующий слой задерживает ход промерзания грунта в пределах ширины дорожной одежды, что приводит к длительному и значительному зимнему влагонакоплению и избыточному увлажнению грунта в рабочем (активном) слое земляного полотна.; теплоизолирующий слой, расположенный в нижней части дорожной одежды, не выполняет зимой роль пароизоляции и капилляропрерывателя для земляного полотна, т.е. не предохраняет рабочий слой от черезмерного увлажнения от уровня грунтовых вод:

1770511 — в теплый период года из-за наличия теплоизолирующего слоя грунт под дорожной одеждой оттаивает медленнее, чем пределах откосных частей и под обочинами, что обуславливает дополнительное увлажнение грунта в рабочем слое за счет влагопереноса от более теплых (талых) слоев грунта под обочинами к более холодным(мерзлым) слоем под,дорожной одеждой; это приводит к повышению увлажнений и снижению весной барочности грунта до 40$ в пределах рабочего слоя.

Целью изобретения является повышение несущей способности за счет обеспечения морозоустойчивости зимой и осушения грунта насыпи в рабочем слое весной.

Указанная .цель достигается тем, что в автомобильной дороге,.включающей дорожную одежду, насыпь.из минерального грунта и теплоизолирующий слой, последний расположен по ширине насыпи в двух уровнях, причем в основании насыпи на глубине, равной критической глубине промерзания грунта насыпи и ширину равную ширине покрытия и непосредственна под дорожной одеждой на ширину обочин.

В предлагаемом техническом решении при расположении теплоизолирующего слоя под дорожной одеждой на глубине (считая от поверхности покрытия), равной

"критической" глубине промерэания грунта, слагающего насыпь, давление от веса flp0 мерэших слоев практически прекращает дальнейшее неравномерное пучение при возможном продолжении общего пучения грунта. Создается оптимальный водно-тепловой режим дорожной конструкции, расположенной выше теплоизолирующего слоя, в зимний период, т.е. обеспечивается быстрое промерзание конструкции беэ дополнительного зимнего влагонакопления в рабочем слое грунта от уровня грунтовых вод, повышается морозоустойчивость, По данным наблюдений, критическая глубина промерзания, при которой неравномерный изгиб покрытия при пучении грунта прекращается, составляет для супесчаных и мелкопесчаных грунтов ОЯ ... 0,9 м, для пылевато-суглинистых и пылевато-супесчаных грунтов — 1,1 ... 1,3 м, для суглинистых — 1,4 м и для глин — 1,5 ... 1,6 м.

Как видно, критическая глубина промерзания для различных грунтов (от ОЯ до

1,6 м) меньше рекомендуемого СНиП

2.05.02 — 85 минимального возвышения бровки насыпи над уровнем грунтовых или длительно стоящих поверхностных вод (для указанных грунтов — от 1,5 до 2,4 м), т.е. можно снизить высоту насыпи на участках второго и третьего типов местности, наэначая ее не по СНиП 2.05.02-85, а принимая равной критической глубине промерзания грунта, слагающего насыпь, что позволит снизить стоимость строительства земляно5 го полотна.

В предлагаемом техническом решении теплоиэолирующие слои под обочинами располагаются на уровне низа дорожной одежды, что обуславливает разную скорость

10 оттаивания грунта по ширине одежды. Запаздь.вание оттаивания грунта под обочинами позволяет миграцию влаги направить от центра насыпи к обочинам, т.е. обеспе.чить быстрое оттаивание дорожной конст15 рукции весной в пределах ширины дорожной одежды, осушение ее и повышение прочностных характеристик грунта в активной Зоне.

Признаки, отличающие заявляемое тех20 ническое решение от прототипа, в других технических решениях не выявлены при изучении данной и смежных областей техники и, следовательно, обеспечивают заявляемому решению соответствие критериям

25 "Существенные отличия" и "Новизна".

На фиг. 1 иэобра>кен поперечный разрез автомобильной дороги; на фиг. 2 и 3состояние автомобильной дороги соответственно B зимний и летний периоды года.

30 Автомобильная дорога включаетдорожную одежду 1, насыпь из минерального грунта 2, отсыпанную на естественное грунтовое основание.3, на котором в пределах ширины дорожной одежды 1.уложен тепло35 изолирующий слой 4; под обочинами теплоизолирующие слои 5 размещены на уровне низа дорожной одежды 1 сразу под дренирующим слоем 6. Грунты основания 3 ниже уровня грунтовых вод УГВ (линия 7) находит40 ся в обводненном состоянии, а выше УГВ— избыточно увлажнены за счет капиллярного поднятия воды. Насыпь иэ минерального грунта 1 в отдельные (расчетные) периоды годэ (см. фиг. 2 и 3) включает талые 8 и

45 мерзлые 9 слои грунта, На фиг. 1-3: В— ширина насыпи поверху; Ь и 1 д> — ширина и толщина дорожной одежды; h — высота на-. сыпи: m — коэффициент заложения откосов насыпи; Z< >.- критическая глубина промерI

50 зания конструкции; h» и h> -соответственно толщины теплоиэолирующих слоев под дорожной одеждой и под обочинами.

Толщина теплоизолирующего слоя по ширине насыпи определяется теплотехни55 ческим расчетом с учетом решаемых задач: — под дорожной одеждой теплоизолирующий слой должен ограничить глубину промерзания грунта и исключить зимнее. влагонакопление в рабочем слое насыпи; толщина этого слоя может быть минималь1770511

55 ной, но материал теплоизолирующего слоя должен обладать капилляропрерывающими свойствами, например, можно ограничиться укладкой одной или двух полос синтетического нетканого материала; — под обочинами теплоиэолирующий слой должен задерживать ход оттаивания грунта весной, чтобы увеличить продолжительность периода миграции влаги из талых слоев под дорожной одеждой, Глубина расположения теплоизолирующего слоя под дорожной одеждой с учетом обеспечения конструкции определяется иэ условия: (Еко — до)Кп 100 одоп, где Екр — критическая глубина промерзэния грунта; см;

hqp — толщина дорожной одежды из стабильных материалов, рассчитанная на прочность. см;

Кп — коэффициент пучения грунта. слагающего насыпь,, ;

lapp — допускаемое зимнее вспучивание покрытия, см, Лвтомобильная дорога предлагаемой конструкции работает следующим образом.

В зимний период (см. фиг. 2) дорожная конструкция в пределах ширины дорожной одежды быстро промерзает на критическую глубину до теплоизолирующего слоя 4, который, являясь одновременно пароизолятором и капилляропрерывателем, предупреждает зимнее влагонакопление от уровня грунтовых вод в рабочем слое, Благодаря быстрому промерзанию грунта насыпи 2 на глубину (Z

За счет неравномерного промерзэния грунта по ширине дорожной конструкции возможна миграция влаги иэ основания 3, однако зоны миграции будет незначительны. Известно, что наибольшая зона (по ширине), в пределах которой возможна миграция влаги при неравномерном теплообмене. не превышает 3h», т.е. при h» 15 см с каждой стороны теплоиэолирующего слоя в основании насыпи зоны миграции влаги не будут превышать 0,5 м, что не ока5

45 жет влияния на влагонакопление при общем охлаждении земляного полотна.

В весенний период(см. фиг, 3), благодаря размещению теплоизолирующего слоя 4 на глубине Z

Строительство автомобильной дороги предлагаемой конструкции осуществляют в такой последовательности. После проведения подготовительных работ (очистка дорожной полосы, раэбивочные работы) приступают к устройству теплоиэолирующего слоя 4, например, из плиточного материала (пенопласты, полистиролы и т.п.) в основании насыпи в пределах ширины дорожной одежды. Затем по способу "от себя" отсыпают первый слой насыпи толщиной не менее 0,3 м в плотном теле. Последующие слои насыпи возводят известными способами. Под обочинами теплоизолирующие слои

5 устраивают на спланированной поверхности насыпи и размещают на уровне низа дорожной одежды, придавая поперечный уклон, равный уклону дорожной одежды. 3атем устраивают дренирующий слой 6 íà всю ширину насыпи и дорожную одежду 1 по известной технологии.

В результате использования предлагаемого технического решения по сравнению с прототипом обеспечивается требуемая морозоустойчивость дорожной конструкции, снижается влажность грунтов в рабочем слое в расчетный период(весной), что позволяет принимать более высокие прочностные

1770511 в I

Составитель О,Голубкина

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор H.Ðåâñêàÿ

Редактор

Заказ 3720 Тираж Подписное

8НИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4!5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул,Гагарина. 101 характеристики грунта при расчете дорожной конструкции на прочность и тем самым повысить несущую способность дорожной конструкции.

Формула изобретения

Автомобильная дорога, включающая дорожную одежду, насыпь из минерального грунта и размещенный в ней теплоизолирующий слой, отличающаяся тем, что, с 10 целью повышения несущей способности путем обеспечения морозоустойчивости зимой и осушения грунта насыпи в рабочем слое весной, теплоизолирующий слой расположен по ширине насыпи в двух уровнях, причем в основании насыпи — на глубине, равной критической глубине промерзэния грунта насыпи, и ширине, равной ширине покрытия, и непосредственно под дорожной одеждой - на ширине обочин.

Автомобильная дорога Автомобильная дорога Автомобильная дорога Автомобильная дорога 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к строительству дорожных оснований в зимнее время при низких температурах и может быть использовано при стротельстве аэродромов, устройстве , полов и площадок, возведении монолитных фундаментов и т.д

Изобретение относится к дорожному строительству и предназначено для строительства автомобильных дорог с гидроизолирующими слоями из полимерных пленочных материалов на участках, относящихся к 3-му типу местности по условиям увлажнения

Изобретение относится к строительству и может найти применение при возведении земляных сооружений в сложных грунтово-гидрологических условиях

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении земляного полотна автомобильных дорог в районах вечной мерзлоты

Изобретение относится к строительству дорожных одежд автомобильных дорог и аэродромов

Изобретение относится к строительству автомобильных и железных дорог и может быть использовано для строительства городских транспортных магистралей и взлетно-посадочных полос аэродромов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве теплоизолирующих слоев дорожных одежд

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах

Изобретение относится к способам борьбы с наледями, а именно к способам борьбы с наледеобразованием на транспортных сооружениях, например на автомобильных и железных дорогах, возводимых в малоснежных районах распространения вечной мерзлоты

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве и реконструкции насыпей линейных сооружений на слабых при протаивании вечномерзлых грунтах, в частности для обеспечения стабильности оснований насыпей на марях

Изобретение относится к ледотехнике и может использоваться при создании ледяной переправы для транспортировки грузов

Изобретение относится к технике безопасности обслуживания аэропортовых сооружений аэродрома, в частности взлетно-посадочной полосы в период их зимнего эксплуатационного содержания

Изобретение относится к области строительства автомобильных дорог, а именно к конструкциям сооружений для поверхностного дорожного водоотвода

Изобретение относится к строительству дорог, в частности к строительству временных технологических дорог при прокладке магистральных и промысловых трубопроводов на слабых грунтах

Изобретение относится к области строительства дорог, в частности строительства автомобильных лесовозных дорог на грунтах с низкой несущей способностью из грунтовых блоков
Наверх