Устройство для защиты от аварийных токов резисторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза

 

Использование: транспортная автоматика, регулирование тяговых электродвигателей с защитой силовых цепей регулирования. Сущность изобретения: устройство содержит токоограничивающий резистор и релейный элемент с размыкающим выходным контактом. Новизна изобретения характеризуется использованием релейного элемента с возможностью использования теплового реле, нагревательный элемент которого подключен к резистору первой ступени ослабления возбуждения, а контакт выполнен с возможностью механической фиксации в отключенном положении. В устройстве имеет место последовательное соединение контактов тепловых реле, которые контролируют резисторы ослабления возбуждения тяговых электродвигателей параллельных цепей. Данное техническое решение обеспечивает повышенную надежность защиты. 1 ил.

Изобретение относится к области регулирования тяговых электродвигателей и предназначено для защиты силовых электрических цепей регулирования.

Наиболее близким по технической сущности к описываемому является устройство, содержащее токоограничивающие резисторы, диоды и электромагнитное реле, (Вилькович Б. И. Автоматическое управление электрической передачей и электрические схемы тепловозов. М. "Транспорт", 1987, с. 203-204, 220). Его катушка подключена через резисторы, блокировочные контакты реверсивных переключателей и якорных обмоток тяговых электродвигателей параллельных цепей. Размыкающий контакт реле включен в цепь катушек контакторов возбуждения тягового генератора, который питает тяговые электродвигатели. При обрыве цепи обмоток возбуждения и движении с ослабленным возбуждением по контакторам и резисторам цепи ослабления протекает большой аварийный ток и напряжение на этой цепи возрастает. В этом режиме реле срабатывает, размыканием контакта обеспечивает снятие возбуждения с генератора и напряжения с тяговых электродвигателей. Таким образом, предотвращается возгорание электрооборудования тепловоза.

Известному устройству присущи такие недостатки: сложное исполнение, ложные срабатывания от кратковременных повышений напряжения на индуктивных цепях обмоток возбуждения при отключениях резисторов ослабления, невозможность использовать устройство для защиты одной цепи электродвигателей, т.к. реле включается на разность напряжений, как минимум двух параллельных цепей электродвигателей.

Во избежание указанных недостатков в устройстве для защиты от аварийных токов резисторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза, содержащем для группы тяговых электродвигателей токоограничивающий резистор и релейный элемент со снабженным механической защелкой размыкающим контактом, включенным в цепь катушек контакторов возбуждения тягового генератора, связанного через реверсор с последовательно включенными якорными обмотками тягового электродвигателя и их обмотками возбуждения, параллельно которым через замыкающие контакты соответствующих контакторов включены резисторы ослабления, для каждой группы тяговых электродвигателей в качестве релейного элемента использовано тепловое реле, причем нагревательный элемент теплового реле включен через токоограничивающий резистор параллельно резистору первой ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, а контакты тепловых реле соединены последовательно.

Таким образом, особенность настоящего предложения состоит в том, что нагревательный элемент реле включают не последовательно с контролируемым элементом-резистором, а параллельно через токоограничивающий резистор. Такое включение нагревательных элементов позволяет для контроля тока резисторов ослабления, по которым протекает ток, больший наибольшего номинального тока тепловых реле 200А, использовать тепловые реле, имеющие небольшие номинальные токи и соответственно менее инерционные.

При протекании тока в цепи контролируемого резистора ослабления, нагревается он и тепловой элемент реле. При этом путем выбора сопротивления токоограничивающего резистора цепи нагревательного элемента всегда можно обеспечить, чтобы он нагревался быстрее контролируемого резистора и обеспечивая снятие напряжения с тяговых электродвигателей и соответственно с контролируемого резистора раньше, чем его температура достигает значения, при котором может возникнуть пожар. При кратковременных повышениях напряжения на контролируемом резисторе тепловое реле не успевает сработать в силу своей инерционности. В результате этого исключаются ложные срабатывания защиты. Этому способствует также подключение теплового элемента параллельно не обмоткам возбуждения, как в известном устройстве, а параллельно резистору первой ступени ослабления возбуждения, который подключается к обмоткам возбуждения первым и остается подключенным на второй ступени ослабления возбуждения.

Технический результат изобретения характеризуется упрощением и повышением надежности, т. к. предложенное устройство содержит меньшее количество элементов, обеспечивает защитные функции при любом количестве параллельных цепей электродвигателей, защищено от ложных срабатываний от помех.

На чертеже представлена принципиальная электрическая схема устройства защиты.

На схеме показаны тяговый генератор 1, к которому через контакторы 2 подключены тяговые электродвигатели с якорными обмотками 3, соединенными последовательно с обмотками возбуждения 4 через контакты 5 реверсивных переключателей. Параллельно цепям обмоток 4 подключены через контакторы 6 и 7 резисторы первой 8 и второй 9 ступеней ослабления возбуждения тяговых электродвигателей. Устройство защиты содержит тепловые реле с нагревательными элементами 10 и размыкающими контактами 11, которые выполнены с механической фиксацией, когда они размыкают электрическую цепь. Элементы 10 подключены к резисторам первой ступени ослабления возбуждения через токоограничивающие резисторы 12. Контакты 11 соединены последовательно и соединены с клеммами 13, которые включены в цепь питания непоказанных катушек контакторов возбуждения генератора 1.

Устройство защиты работает в такой последовательности.

При движении тепловоза для увеличения его скорости замыкают контакты 6, резисторы 8 шунтируют цепи обмоток 4, обеспечивают первую ступень ослабления возбуждения электродвигателей. Для дальнейшего увеличения скорости замыкают контакты 7. При замкнутых контактах 6 и 7 цепи обмоток 4 шунтируются параллельно соединенными резисторами 8, 9 и обеспечивается вторая ступень более интенсивного ослабления возбуждения тяговых электродвигателей и соответственно дальнейший рост скорости тепловоза. Резисторы 8 и 9 имеют сопротивление, большее сопротивления цепи обмоток 4, которые ограничивают ток, напряжение и соответственно нагрев резисторов 8 и 9. При включенных контакторах 6 напряжение резисторов 8 прикладывается к цепям 10-12 и по элементам 10 протекает ток, величина которого ограничивается сопротивлением резисторов 12 и является недостаточной для срабатывания тепловых реле.

При движении тепловоза в режиме ослабленного возбуждения и обрыве цепи обмоток 4 прекращается возбуждение тяговых электродвигателей, напряжение якорных обмоток 3 значительно уменьшается, большая часть напряжения генератора 1 прикладывается к резистору 8 цепи электродвигателей с поврежденными обмотками 4 и температура резистора 8 этой цепи растет. При этом увеличивается ток в цепи элемента 10, он нагревает биметаллические пластины теплового реле, его контакт 11 размыкает цепь питания катушки контактора возбуждения и становится на защелку (фиксируется механически в отключенном положении). После этого снимаются возбуждение с тягового генератора, напряжение с цепи, которая имеет поврежденную обмотку 4. Нагрев резистора 8 прекращается раньше, чем его температура достигает значения, при котором может возникнуть на тепловозе пожар.

При отключении контакторами 2 одной или нескольких параллельных цепей электродвигателей тепловые реле оставшихся включенными цепей электродвигателей обеспечивают защиту их резисторов ослабления возбуждения электродвигателей.

Формула изобретения

Устройство для защиты от аварийных токов резисторов ослабления возбуждения тяговых электродвигателей тепловоза, содержащее для группы тяговых электродвигателей токоограничивающий резистор и релейный элемент со снабженным механической защелкой размыкающим контактом, включенным в цепь катушек контакторов возбуждения тягового генератора, связанного через реверсор с последовательно включенными якорными обмотками тягового электродвигателя и их обмотками возбуждения, параллельно которым через замыкающие контакты соответствующих контакторов включены резисторы ослабления, отличающееся тем, что для каждой группы тяговых электродвигателей в качестве релейного элемента использовано тепловое реле, причем нагревательный элемент теплового реле включен через токоограничивающий резистор параллельно резистору первой ступени ослабления возбуждения тяговых электродвигателей, а контакты тепловых реле соединены последовательно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к преобразовательной технике, в частности к устройствам защиты электропередачи переменно-постоянного тока тепловоза при сквозном пробое диодов и при перекрытии изоляции

Изобретение относится к устройствам для защиты тяговых двигателей независимого возбуждения от сверхтоков и обеспечивает повышение быстродействия

Изобретение относится к электровозостроению и может быть использовано для защиты тиристорного импульсного преобразователя электроподвижного состава

Изобретение относится к устройствам защиты оборудования электроподвижного состава от токов короткого замыкания, в частности, к многосекционному составу

Изобретение относится к транспорту и направлено на повышение надежности и помехозащищенности

Изобретение относится к автомати.- зации транспортных работ и предназначено для использования на электровозах с дистанционным управлением

Изобретение относится к транспортному вспомогательному электрооборудованию и может быть использовано для защиты асинхронных двигателей вентиляторов вагонов метрополитена

Изобретение относится к защитным устройствам электроподвижного состава, эксплуатируемого на электрифицированных железных дорогах с изолированными разнопотенциальными ветками контактной сети, и обеспечивает повышение безопасности проследования нейтральной вставки контактной сети

Изобретение относится к электротехнике, в частности к преобразователям и защитным аппаратам электроподвижного состава, и предназначено для быстрого гашения поля главных полюсов тяговых двигателей, питаемых через тиристорные преобразователи

Изобретение относится к средствам обеспечения безопасности канатных дорог и предназначено для использования при реализации защитного отключения с целью предотвращения обрыва тягового каната

Изобретение относится к электротехнике может быть использовано в качестве устройства защиты транспортного оборудования

Изобретение относится к автотранспортному средству, имеющему электрическую систему высокого напряжения

Изобретение относится к установке для ввода и вывода акустических информации для рельсового транспортного средства

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для возбуждения синхронного электродвигателя транспортного средства. Технический результат заключается в том, чтобы не допускать генерирование опасного перенапряжения коммутации, связанного с переключением размыкающего контактора электродвигателя. Устройство управления возбуждением электродвигателя переменного тока, включающее в себя: инвертор (INV), имеющий множество переключающих элементов, подвергаемых управлению включением/выключением, для преобразования напряжения постоянного тока в напряжение переменного тока с требуемой частотой, чтобы возбуждать электродвигатель (6) переменного тока; размыкающий контактор (MMK) электродвигателя, подключенный между инвертором (INV) и электродвигателем (6) переменного тока; блок (55) предварительного детектирования операции переключения для детектирования операции переключения размыкающего контактора (MMK) электродвигателя до контакта или отсоединения главных контактов и вывода сигнала предварительного детектирования операции переключения; и блок (10А) управления, имеющий блок (70) управления инвертора для выполнения управления включением/выключением для множества переключающих элементов и управления переключением для размыкающего контактора (MMK) электродвигателя и управления инвертором (INV) на основе сигнала предварительного детектирования операции переключения. 4 н. и 9 з.п. ф-лы, 14 ил.

Изобретение относится к электромобилям. Силовая установка электромобиля содержит аккумуляторную батарею; обогреватель аккумуляторов; устройство управления аккумуляторами для прерывистого обогрева, когда температура батареи ниже порогового значения и остаточный заряд больше пороговой величины заряда. Электрическая распределительная коробка распределяет выходное напряжение батареи. Также имеется контроллер двигателя и пускозарядный конденсатор, подающий энергию двигателю согласно управляющей команде и напряжению, распределяемому распределительной коробкой. Индуктивность распределительного индуктора соответствует емкости пускозарядного конденсатора. Способ обогрева батареи электромобиля включает определение температуры и остаточного заряда батареи. Если температура батареи ниже порогового значения и остаточный заряд больше пороговой величины заряда, обогреватель переводят на прерывистый обогрев. Если температура батареи ниже порогового значения и остаточный заряд ниже пороговой величины заряда, не допускают обогрев или подачу энергии аккумуляторной батарее и движение электромобиля. Улучшается работа аккумулятора. 3 н. и 23 з.п. ф-лы, 10 ил.

Изобретение относится к предохранительным электрическим устройствам, устанавливаемым на транспортных средствах с электротягой. Система электропитания транспортного средства содержит первое и второе реле с подвижными контактами, соединяющие или разъединяющие цепь высокого напряжения. При компоновке первого реле (21) и второго реле (22) направления, в которых перемещаются первый подвижный контакт (21b) и второй подвижный контакт (22b) при соединении или разъединении, расположены так, что оказываются взаимно противоположными направлениями. Одно реле из первого реле (21) и второго реле (22) ориентировано так, что подвижный контакт отделяется от неподвижных контактов в направлении, в котором ввод наибольшего ускорения обеспечивается в момент столкновения. Технический результат заключается в том, что обеспечивается разъединение цепи высокого напряжения в момент столкновения транспортного средства. 5 з.п. ф-лы, 8 ил.

Изобретение относится к гибридным транспортным средствам. Гибридное транспортное средство содержит двигатель внутреннего сгорания; первую и вторую вращающиеся электромашины; приводной вал; планетарный механизм; аккумуляторную батарею и электронный блок управления. Упомянутый блок управления обеспечивает управление при движении без инвертора, которое представляет собой управление, вызывающее передвижение транспортного средства за счет приведения инвертора в состояние отключения вентилей, а также запуска двигателя внутреннего сгорания. Ток, проходящий между первой электромашиной и аккумуляторной батареей, прерывается, когда выбран режим работы коробки передач, отличный от движения вперед, во время управления при движении без инвертора. Решение направлено на возможность продолжения движения автомобиля в режиме аварийной эвакуации. 3 з.п. ф-лы, 14 ил.
Наверх