Способ прокладки протяженного устройства под льдиной

 

Cущность изобретения: во льду пробиваются две лунки так, что задняя по ходу дрейфа лунка смещена относительно прямой линии, проходящей через переднюю лунку параллельно направлению дрейфа, в заранее выбранную сторону. После этого в первую лунку опускается ходовой конец затравочной гибкой связи с присоединением к нему углубителем-ползуном и на некотором расстоянии - гидродинамический отвердитель. Травление гибкой связи осуществляют до тех пор, пока углубитель не ляжет на грунт и благодаря трению о грунт не вытянет связь за счет дрейфа на длину, заведомо превосходящую расстояние между лунками. Когда это произойдет, через заднюю лунку опускают на тросе в воду до касания дна тяжелый зацеп типа "кошка", дистанционно отсоединяют углубитель и подтягивают затравочную связь со скоростью, обеспечивающей отвод ее ходового конца в сторону задней лунки, до соприкосновения с тросом зацепа, который после этого выбирают и с его помощью вытаскивают затравочную связь на поверхность льда. 5 ил.

Изобретение касается технических устройств, работающих в подводном состоянии подо льдом, например рыболовецких снастей, сейсмокосов для обследования дна моря, трубопроводов, кабелей и т. п.

Известен способ прокладки подо льдом протяженного устройства (рыболовецкой сети), включающий выполнение в льдине входной и выходной лунок, опускание во входную лунку ходового конца затравочной гибкой связи, соединяемой коренным концом с протяженным устройством, извлечение ходового конца затравочной гибкой связи из выходной лунки зацепом и протягивание затравочной гибкой связью протяженного устройства от входной до выходной лунки. Для осуществления этого способа требуется большое количество дополнительных лунок, пробиваемых в льдине между входной и выходной лунками, между которыми последовательно перемещают ходовой конец затравочной гибкой связи.

Технический результат изобретения обеспечение исключения работ по выполнению дополнительных лунок в дрейфующей льдине.

Технический результат достигается тем, что в способе прокладки протяженного устройства под дрейфующей льдиной, включающим выполнение в льдине входной и выходной лунок, опускание во входную лунку ходового конца затравочной гибкой связи, соединяемой коренным концом с протяженным устройством, извлечение ходового конца затравочной шибкой связи из выходной лунки зацепом и протягивание затравочной гибкой связью протяженного устройства от входной до выходной лунки, выходную лунку пробивают со смещение от параллельной направлению дрейфа поперечной оси входной лунки. При этом ходовой конец затравочной гибкой связи с закрепленными на нем гидродинамическим отводителем и углубителем ползуном опускают в лунку до взаимодействия углубителя-ползуна с дном и протравливают затравочную гибкую связь по мере дрейфа льдины на длину, превышающую расстояние между лунками. Зацеп, выполненный преимущественно в виде кошки, опускают в выходную лунку на тросе до касания дна, после чего дистанционно отсоединяют углубитель-ползун и выбирают затравочную гибкую связь до взаимодействия последней с тросом запаса.

На фиг. 1 показано расположение лунок, между которыми протягивается затравочная гибкая связь; на фиг. 2 расположение гибкой связи при достижении углубителем дна; на фиг. 3 взаимное расположение гибкой связи и троса захвата до отделения углубителя, разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 4 положение гибкой связи при движении в сторону задней лунки; на фиг. 5 подъем гибкой связи при помощи захвата.

Для осуществления предлагаемого способа протяженного устройства, например сейсмокосы для проведения геофизических измерений, производят отделение величины и направления скорости дрейфа льдины любым известным способом, например при помощи искусственного спутника Земли и соответствующей навигационной аппаратуры. Наиболее тщательно должно быть измерено направление скорости дрейфа.

Затем производят выбор места расположения лунки (фиг. 1). Расстояние этой лунки от задней по ходу дрейфа кромки льдины должно не менее, чем в 1,5 2 раза, превышать длину протяженного устройства, в нашем случае сейсмокосы).

Затем при помощи известных геодезических приемов и аппаратуры через центр лунки "а" проводится прямая, параллельная направлению дрейфа. На расстоянии, равном длине сейсмокосы, но со смещением влево по ходу дрейфа на небольшое расстояние "с" намечается центр второй лунки "б". Это расстояние выбирается, исходя из возможных ошибок при определении направлению дрейфа, и должно заведомо превосходить максимально возможную суммарную ошибку.

После определения центров входной и выходной лунок производится их пробитие известными в настоящее время способами.

К ходовому концу затравочной гибкой связи 1, размещенной на барабане лебедки 2, крепится углубитель-ползун 3, который может представлять собой, например, отрезок цепи. Углубитель крепится к ходовому концу гибкой связи при помощи гайдропа 4. Крепление осуществляется замком 5, допускающим дистанционное отсоединение, например, через определенное время с использованием часового механизма минного прибора срочности.

К этому же замку 5 крепится гидродинамический отводитель левого борта 6, выполненный, например, в виде определенным образом остропленного крыла малого удлинения, вертикальное расположение которого в воде обеспечивается разнесением в вертикальном направлении центра тяжести и центра водоизмещения крыла.

Во входную лунку опускается углубитель 3 и под действием его отрицательной плавучести сматывается сначала гайдроп 4, затем опускается в воду замок 5 и отводитель 6, и оба эти узла погружаются в воду, а гибкая связь 1 сматывается с барабана лебедки 2.

Под действием отрицательной плавучести углубителя стравливание происходит до тех пор, пока последний не ляжет на грунт, после чего стравливание продолжается благодаря трению углубителя о грунт за счет дрейфа льдины. Длина затравочной гибкой связи, которую необходимо при этом вытравить, должна превосходить длину сейсмокосы на величину, в 3 5 раз превышающую величину расстояния между лунками.

Когда после стравливания необходимой длины затравочной гибкой связи травление останавливают, углубитель вытягивает эту гибкую связь в плоскости, параллельной направлению дрейфа.

После этого в выходную лунку опускают тяжелый захват в виде "кошки", закрепленный на тросе 8, который, в свою очередь, намотан на барабан лебедки 9. Захват 7 опускают до касания дна так, чтобы перекрыть тросом 8 всю толщу воды между льдом и дном.

После того, как захват готов к работе, производят дистанционное отсоединение гайдропа 4 в замке 5 и затем начинают подборку затравочной гибкой связи 1 лебедкой 2. Скорость выборки должна в 2 3 раза превосходить скорость подводных течений, которые могут быть в районе расположения льдины.

Под действием набегающего потока гидродинамический отводитель 6 отводит ходовой конец затравочной гибкой связи 1 влево, т. е. по направлению к выходной лунке. Скорость бокового движения по расчетам составляет (0,3 0,5) скорости выборки затравочной связи, что обеспечивает при выбранной длине связи 1 касание ею троса 8 захвата 7.

Затем поднимая захват 7, вытаскивают на поверхность льда затравочную гибкую связь.

Чтобы не пропустить гибкую связь во время подъема захвата, в выходную лунку могут быть опущены два захвата, подъем которых необходимо производить попеременно.

После того, как гибкая связь протянута между входной и выходной лунками, с помощью нее протягивают и основное устройство.

Формула изобретения

Способ прокладки протяженного устройства под льдиной, преимущественно дрейфующей, включающий в себя выполнение в льдине входной и выходной лунок, опускание во входную лунку ходового конца затравочной гибкой связи, соединяемой коренным концом с протяженным устройством, извлечение ходового конца затравочной гибкой связи из выходной лунки зацепом и протягивание затравочной гибкой связью протяженного устройства от входной до выходной лунки, отличающийся тем, что выходную лунку пробивают со смещением от параллельной направлению дрейфа поперечной оси входной лунки, ходовой конец затравочной гибкой связи с закрепленными на нем гидродинамическим отводителем и углубителем-ползуном опускают в лунку до взаимодействия углубителя-ползуна с дном и протравливают затравочную гибкую связь по мере дрейфа льдины на длину, превышающую расстояние между лунками, а зацеп, выполненный преимущественно в виде кошки, опускают в выходную лунку на тросе до касания дна, после этого дистанционно отсоединяют углубитель-ползун и выбирают затравочную гибкую связь до взаимодействия последней с тросом зацепа.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, в частности, к толкаемым односекционным морским и многосекционным речным составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к переправочно-мостовым средствам, а конкретно к перевозным паромам

Изобретение относится к устройствам для буксировки и/или тренировки воднолыжников и предназначено для использования как в открытых водоемах, так и в закрытых бассейнах

Изобретение относится к транспортным устройствам для водной среды, а именно для перевозки экологически опасных грузов, например нефтепродуктов, и может быть использовано не только на свободной воде, но и для транспортных операций в ледовых условиях за ледоколом

Изобретение относится к судостроению, в частности к устройствам для буксировки плавучего объекта, например лихтера типа ЛЭШ, и может быть использовано при их эксплуатации как в прибрежных районах, так и на внутренних водных путях

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции сцепного устройства для соединения бортами несамоходного парома и буксирующего его судна

Лодка // 1782861

Изобретение относится к судостроениям, в частности к толкаемым судовым составам

Изобретение относится к судостроению, в частности к средствам вождения судов методом толкания

Изобретение относится к судостроению, в частности к буксировке судов

Изобретение относится к судостроению, к устройствам для буксировки судов методом толкания

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано при транспортировании айсбергов из полярных морей в засушливые районы

Изобретение относится к судостроению, в частности к транспортным комплексам для водной среды, и может быть использовано для транспортировки барж по внутренним водным магистралям

Изобретение относится к судам и прочим плавучим средствам, а именно к буксирам

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции судов, состоящих из двух частей

Изобретение относится к судостроению, в частности к способу и устройству для соединения судна другим судном
Наверх