Устройство автоматического включения световых приборов транспортного средства

 

Изобретение относится к транспортному электронному оборудованию и предназначено для автоматизации включения световых приборов подвижного транспортного средства, а также переключения ближнего света фар на дальний и наоборот. В устройстве световой луч от встречного автомобиля или от общего светового фона воспринимается световым датчиком, сигнал с которого направляется к блокам выявления сумерек и наличия встречного транспорта. Сигналы от указанных блоков подводятся к схеме дешифрации и приоритета, которая управляет транзисторами, коммутирующими лампы ближнего и дальнего света. Сигнал дополнительного светового датчика, установленного в задней части автомобиля, поступает на схему совпадения, связанную по другому входу со схемой дешифрации и приоритета. Схема совпадения вырабатывает сигнал только при сумерках и включенных внешних световых приборах, который управляет транзистором в цепи электромагнита зеркала заднего вида тогда, когда включен ближний или дальний свет (темное время суток) и имеется сзади идущий транспорт с включенными фарами. Устройство обладает расширенными функциональными возможностями. 2 ил.

Изобретение относится к области транспортной электроники и предназначено для автоматизации включения световых приборов подвижного транспортного средства, автоматического переключения ближнего света фар на дальний и наоборот.

Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому изобретению является система управления освещением, описанная в книге Сига X., Мидзутаки С. Введение в автомобильную электронику: пер с японского, М.: Мир, 1989 г. Функциональная схема системы изображена на фиг. 1. Система состоит из светового датчика (Д), усилителя (У), блоков выявления сумерек и выявления темноты, схемы выбора приоритета, диодов VD1 и VD2, транзисторов VT1 и VT2. При этом световой датчик через усилитель одновременно подключен к входам блоков выявления сумерек и выявления темноты, выходные сигналы которых через схему выбора приоритета поступают на транзисторы VT1 и VT2. Эмиттеры транзисторов VT1 и VT2 соединены с общей шиной, а коллекторы - с соответствующими выводами обмоток реле. Недостатком данной системы является невозможность автоматического переключения ближнего света на дальний и наоборот, в зависимости от условий освещенности.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является расширение функциональных возможностей устройства (автоматическое переключение ближнего света на дальний и наоборот в процессе естественного изменения освещенности или при встречном движении автотранспортного средства, а также автоматическое переключение зеркала заднего вида на режим, исключающий ослепление от фар сзади идущего транспорта).

Это достигается тем, что в устройство вводятся блок выявления наличия встречного автотранспорта, схема дешифрации и приоритета, вводится дополнительный световой датчик, дополнительный усилитель, схема совпадения, диоды VD3 и VD4, транзистор VT3 и выключатель автоматического режима, причем вход блока выявления наличия встречного транспорта соединен с выходом усилителя, а выход его - с соответствующим входом схемы дешифрации и приоритета, дополнительный световой датчик соединен со входом дополнительного усилителя, выход которого соединен с одним из входов схемы совпадения, другой вход схемы совпадения соединен через диоды VD3 и VD4 с базами транзисторов VT1 и VT2, выход схемы совпадения соединен с базой транзистора VT3, эмиттер которого соединен с общей шиной, а коллектор - с электромагнитом управления положением зеркала заднего вида. Выключатель автоматического режима отключает питание схемы дешифрации и приоритета.

На фиг. 2 изображена функциональная схема устройства автоматического включения световых приборов транспортного средства, где Д - световой датчик, У - усилитель, ДД - дополнительный световой датчик, ДУ - дополнительный усилитель. Световой луч от встречного автомобиля или от общего светового фона поступает на вход светового датчика. Сигнал светового датчика поступает на вход усилителя, на выходе которого напряжение будет пропорционально освещенности. Это напряжение поступает на входы блоков выявления сумерек и выявления наличия встречного транспорта, представляющие собой компараторы с гистерезисом включения-выключения, который вводится для того, чтобы исключить многократные переключения световых приборов при незначительном изменении освещенности. Далее сигналы с выходов блоков выявления сумерек и выявления наличия встречного транспорта поступают на схему дешифрации и приоритета, которая управляет транзисторами VT1 и VT2, коммутирующими обмотки реле ламп ближнего и дальнего света. При отключении выключателем автоматического режима питания схемы дешифрации и приоритета, устройство переходит на ручное управление. Сигнал дополнительного светового датчика, установленного таким образом, чтобы обозревалось пространство за автомобилем, усиливается дополнительным усилителем и поступает на один из входов схемы совпадения, на второй вход которой поступают через диоды VD3 и VD4 сигналы с выходов схемы дешифрации и приоритета. Необходимость установки диодов связана с развязкой цепей баз транзисторов VT1 и VT2. Таким образом, на выходе схемы совпадения появляется сигнал управления транзистором VT3, который возникает только при сумерках и включенных внешних световых приборах. Транзистор VT3 управляет электромагнитом зеркала заднего вида тогда, когда включен ближний или дальний свет (темное время суток) и имеется сзади идущий транспорт с включенными фарами.

Устройство содержит типовые узлы, описанные в книгах Б.И.Горошкова. Радиотехнические устройства, М. : Радио и связь, 1985 г. и В.Н.Вениаминова и др. Микросхемы и их применение, М.: Радио и связь, 1989 г., и легко реализуется практически.

Формула изобретения

Устройство автоматического включения световых приборов транспортного средства, например автомобиля, содержащее световой датчик, усилитель, блок выявления сумерек, схему дешифрации и приоритета, транзисторы VT1 и VT2, диоды VD1 и VD2, причем световой датчик соединен через усилитель и блок выявления сумерек с первым входом схемы дешифрации и приоритета, первый и второй выходы схемы дешифрации и приоритета соединены с базами транзисторов VT1 и VT2, эмиттеры транзисторов VT1 и VT2 соединены с общей шиной, а коллекторы - с соответствующими выводами обмоток реле, диоды VD1 и VD2 подключены к приоритетным третьему и четвертому входам схемы дешифрации и приоритета, отличающееся тем, что в него введены блок выявления встречного транспорта, дополнительный световой датчик, дополнительный усилитель, схема совпадения, диоды VD3 и VD4, транзистор VT3 и выключатель автоматического режима, причем вход блока выявления встречного транспорта соединен с выходом усилителя, а его выход - со вторым входом схемы дешифрации и приоритета, дополнительный световой датчик через дополнительный усилитель соединен с одним из входов схемы совпадения, другой вход схемы совпадения соединен через диоды VD3 и VD4 с базами транзисторов VT1 и VT2, выход схемы совпадения соединен с базой транзистора VT3, эмиттер транзистора VT3 соединен с общей шиной, а коллектор - с электромагнитом управления положением зеркала заднего вида.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к блоку управления транспортным средством

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей

Изобретение относится к автомобильному оборудованию и обеспечивает контроль состояния агрегатов и блоков, адекватное воздействие на них и предотвращение угона

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к области электрооборудования автомобилей

Изобретение относится к бронетанковой технике

Изобретение относится к аппаратуре для предотвращения несанкционированного пользования транспортным средством

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в частности к системам освещения автомобилей

Изобретение относится к области автомобилестроения

Изобретение относится к средствам защиты фар транспортных средств от механических повреждений

Изобретение относится к светотехнике и предназначены для применения преимущественно на автотранспорте

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к системам управления головным освещением транспортных средств при встречном разъезде в темное время суток, и может использоваться на всех видах транспорта, оборудованных фарами, оказывающими ослепляющее воздействие на водителей от встречного транспорта

Изобретение относится к транспортной технике, в частности к системам управления головным освещением транспортных средств при встречном разъезде в темное время суток

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для автоматического изменения направления светового потока при их встречном разъезде

Изобретение относится к устройст вам сигнализации на транспорте и может быть использовано в составе информа1Д1онных

Изобретение относится к средствам предотвращения ослепления водителей транспортных средств в темное время суток

Изобретение относится к транспортному электронному оборудованию и предназначено для автоматизации включения световых приборов подвижного транспортного средства, а также переключения ближнего света фар на дальний и наоборот

Наверх