Аварийно-спасательная машина

Изобретение относится к аварийно-спасательным машинам, используемым при ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательная машина содержит коробчатый замкнутый кузов 1, снабженный поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств. Соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов, и снабжены фиксаторами. Кузов снабжен поддонами, жестко устанавливаемыми на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств. На крыше кузова установлен кронштейн-опрокидыватель для лестницы 2. В кузове установлены стеллажи 9 с полками и отсеками. Изобретение повышает жесткость кузова и обеспечивает размещение в нем максимального количества аварийно-спасательных средств. 1 з. п.ф-лы, 5 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к аварийно-спасательным машинам (АСМ), используемым при проведении аварийно-спасательных работ (АСР), к транспортным средствам доставки оборудования и персонала в зону ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и может быть использовано в различных поисково-спасательных формированиях (ПСФ) для решения указанных задач.

Известны машины с дополнительными элементами фиксации и элементами крепления перевозимого оборудования и устройств оснащения (патенты 2006392 С1, В 60 R 7/00, 1994 г.; А.С. 625955, В 60 Р 7/12, 1978 г. и др.). Однако жесткость кузова этих машин и характер крепления оснащения внутри кузова не обеспечивают эффективную доставку необходимого оборудования в зону ЧС.

Аналогом предлагаемого изобретения является “Устройство для крепления штучных грузов на транспортном средстве”, патент 2173642, В 60 Р 7/12, D 45/00; 2001 г. Оно содержит предельные и поперечные балки, соединенные с помощью механизма фиксации, и другие элементы. Однако по уровню необходимой жесткости кузова и удобству пользования оно не отвечает условиям доставки груза в район проведения АСР. Прототипом предлагаемого изобретения является патент “Устройство для ликвидации чрезвычайных ситуаций”, 2205117, В 60 Р 9/00, А 62 С 27/00, 2003 г.

Целью предлагаемого изобретения “Аварийно-спасательная машина”, содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон; двигатель; трансмиссию; ходовую часть; системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, является обеспечение жесткости снаряженного кузова и оптимального размещения в нем максимального количества различных аварийно-спасательных средств.

Эта цель достигается за счет того, что кузов снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов и снабжены фиксаторами, жестко установленными на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств, а на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, являющийся держателем трехколенной лестницы, и грузовая площадка, жестко связанная с кольцевыми рамами, а также, за счет того, что в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненными из крупной металлической сетки и связанные с силовыми опорами.

На фиг.1 дан вид на машину с левого борта, на фиг.2 - с правого; на фиг.3 показан вид спереди, на фиг.4 - вид сзади, на фиг.5 - вид сверху.

Базой для данной машины является серийный образец “УАЗ - 3909”, содержащий коробчатый замкнутый кузов-фургон; двигатель; трансмиссию; ходовую часть; системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, который существенно, коренным образом переработан в части оформления салона, грузовых отсеков, особенно - в части повышения жесткости кузова. Помимо семи посадочных мест спасателей машина снабжена и оборудована различными аварийно-спасательными средствами (АСС) шестидесяти наименований. Причем, почти каждое наименование АСС включает несколько типов или размеров образца данного типа.

Снаряжение АСМ характерно следующими особенностями: 1) огромное разнообразие АСС по размеру, конфигурации, массе, материалу и т.д.; 2) небольшое внутреннее пространство кузова должно быть очень плотно заполнено АСС, что создает огромную нагрузку на кузов по внутренней поверхности. Для разрешения этого противоречия и для обеспечения жесткости снаряженного кузова для размещения в нем максимального количества различных аварийно-спасательных средств, он снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами. Поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами, с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, различных по конфигурации, массе и объему, с учетом частоты их применения и очередности использования, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью их габаритов, и снабжены фиксаторами, жестко устанавливающими заданные положения.

Значительная часть АСС размещается в поддонах, ящиках, на полках, при этом для исключения выпадения АСС из “штатного” места, для обеспечения жесткости компактности и для удобства установки АСС на свои транспортировочные гнезда, кузов снабжен поддонами, жестко устанавливаемыми на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, эквидистантно повторяющие конфигурацию размещаемых в них аварийно-спасательных средств.

Верхняя часть кузова (крыша) также усилена и выполнена как грузовая площадка.

Для размещения трехколенной лестницы, на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, а грузовая площадка жестко связана с кольцевыми рамами.

Для уменьшения массы кузова при сохранении или при увеличении его жесткости и улучшения условий самоустанавливаемости грузов, в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненные из крупной металлической сетки и связанные силовыми опорами, повышающие жесткость кузова.

Аварийно-спасательная машина содержит кузов 1, на внешней стороне которого установлены переднее ограждение 11 с лебедкой самовытаскивания 12, противотуманные фары 13, светоакустический блок 10 сигнальной громкоговорящей установки 34, врубная антенна 59 мобильной радиостанции, лестница раздвижная 2 с кронштейном, проблесковый фонарь 8, заднее тягово-сцепное устройство 33, цветографическая маркировка МЧС по бортам, на передней части и на задних дверях машины.

На полках стационарного стеллажа 9 технического отсека по левому и правому бортам машины закреплены укладка медицинская коллективная травматическая 7, мешки патологоанатомические 3, носилки медицинские мягкие 4, переносной реанимационный комплект 5, комплект высотного снаряжения “Венто” 6, лента оградительная 16 и конусы ограждения 51, средства защиты от поражения электрическим током - ножницы диэлектрические 15, коврик диэлектрический 19, боты 21 и перчатки диэлектрические 21, пневматический аварийно-спасательный инструмент, включающий: пневмодомкраты 14, пневмопластырь 26, воздушные баллоны 24, насос 18 и пульт управления 17; осветительное оборудование, включающее блок прожекторов 25 на штативе 20, катушку удлинитель 27 с прожектором, фонари специальные 38; механический и шанцевый инструмент - лебедка ручная 44 с тросом 41, топор 30, ножовка 29, лопата 50, кувалда 42.

В техническом отсеке под центральным стеллажом 9 на направляющих установлен выдвижной стеллаж 47 с ложементами 48 для гидравлического аварийно-спасательного инструмента, включающего: гидроцилиндр силовой 52, насос ручной гидравлический 32, ножницы комбинированные гидравлические 55, кусачки специальные гидравлические 55, рукава гидравлические, резак универсальный гидравлический 54, гидравлическая насосная станция с мотоприводом 45, катушку удлинитель 46, насос ручной гидравлический 32, набор приспособлений 49. В правой части выдвижного стеллажа размещается бензоэлектрический агрегат 40.

В кабине водителя на передней панели установлены блок управления 34 сигнальной громкоговорящей установки и мобильная радиостанция 35.

В отсеке для экипажа оборудованы семь мест для размещения и перевозки спасателей, откидной стол. В отсеке размещаются приборы химической разведки - набор-лаборатория “Пчелка-Р” 37, приборы радиационной разведки в пластиковых контейнерах 36, установленных под сиденьями, огнетушитель 39.

При ликвидации последствий ЧС расчет АСМ, состоящий из 6-7 человек, принимает участие в выполнении работы по разборке завалов, устранению неисправностей коммуникаций и др.

Технические характеристики и оборудование машины обеспечивают.

- ведение радиационной и химической разведки (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов, определение наличия взрывоопасных газов);

- оповещение населения о ЧС, передачу специальных световых и звуковых сигналов, речевых команд и сообщений в радиусе до 500 м;

- организацию радиосвязи в УКВ диапазоне с использованием мобильной радиостанции на дальность до 20 км и носимых - до 3 км;

- эвакуацию пострадавших из очагов разрушения, в т.ч. с объектов высотой до 6 м;

- оказание первой медицинской помощи пострадавшим (до 50 человек, с использованием одной медицинской укладки);

- подъем железобетонных и стальных конструкций, техники, емкостей и др. грузов массой до 10000 кг с помощью пневматических домкратов на высоту до 260 мм;

- остановку течей в трубопроводах с помощью пневмопластырей;

- деформацию, перемещение и разрушение силовых элементов конструкций, перекусывание металлических стержней диаметром до 30 мм;

- резку стальных листов и металлоконструкций толщиной до 10 мм с использованием гидроинструмента;

- расширение узких проемов в завалах и конструкциях до 790 мм;

- ликвидацию локальных очагов возгорания.

Используется АСМ следующим образом. С получением сигнала (команды) аварийно-спасательная машина с расчетом спасателей убывает в район возникновения чрезвычайной ситуации (стихийные бедствия, промышленные, транспортные и коммунальные аварии природного или техногенного характера). Для обеспечения беспрепятственного и оперативного продвижения к местам возникновения чрезвычайных ситуаций проблесковыми фонарями и сигнальной громкоговорящей установкой подаются специальные световые и звуковые сигналы и, при необходимости, речевые команды и сообщения.

По прибытию в район ЧС с помощью соответствующих приборов производится инженерная, радиационная и химическая разведка (измерение мощности экспозиционной дозы, экспрессная оценка химических загрязнений воздуха, воды, сыпучих материалов и почвы, овощей, фруктов и определение наличия взрывоопасных газов), визуально определяется характер, очередность, объемы и условия выполнения аварийно-спасательных работ.

Определяется место установки и производится подготовка АСМ к работе. Подготовка АСМ к работе заключается в проведении мероприятий по обеспечению доступа к оборудованию в машине и создания оптимальных условий для выполнения аварийно-спасательных работ.

Открывают задние двери машины. С помощью оградительной ленты и конусов ограждаются опасные участки и места проведения работ.

В темное время суток места проведения работ освещают прожекторами осветительного комплекса. Напряжение на прожекторы осветительного комплекса подается от автономного бензоэлектрического агрегата или от промышленной сети. Для местной подсветки используются специальные фонари. Для тушения локальных очагов возгорания используются огнетушители.

В зависимости от характера ЧС расчет спасателей готовит соответствующее оборудование к работе.

При выполнении работ в условиях радиоактивного или химического заражения, а также задымленности, запыленности и т.п. расчет использует индивидуальные средства защиты.

Основная задача при любом виде ЧС - поиск, эвакуация и оказание первой медицинской помощи пострадавшим.

Поиск людей под завалами ведется с помощью приборов поиска пострадавших.

При разборке завалов для доступа и освобождения пострадавших используется гидравлический, пневматический и механический аварийно-спасательный и шанцевый инструмент, с помощью которого производится разрезание, перекусывание или деформация стальных элементов, подъем и перемещение железобетонных и стальных конструкций, емкостей техники и т.п., мешающих эвакуации пострадавших.

Эвакуация пострадавших из очага поражения производится с помощью носилок, а с высоких объектов - с помощью раздвижной лестницы или комплекта высотного снаряжения. Для защиты органов дыхания пострадавших при эвакуации из зараженных, задымленных или загазованных объектов используются спасательные устройства из комплекта дыхательных аппаратов, противогазы или респираторы со специальными патронами (фильтрами).

Первая помощь пострадавшим оказывается, как правило, вне очага разрушения с использованием комплекта медицинских средств. В последующем пострадавшие передаются в медицинские подразделения.

1. Аварийно-спасательная машина, содержащая коробчатый замкнутый кузов-фургон, двигатель, трансмиссию, ходовую часть, системы управления, сигнализации, электроснабжения и безопасности, отличающаяся тем, что кузов снабжен несколькими поперечными замкнутыми кольцевыми рамами, поперечными и продольными силовыми опорами, жестко соединенными между собой, с рамами и с кузовом и являющимися элементами размещения и крепления на них с помощью быстросъемных кронштейнов, ложементов и фиксаторов аварийно-спасательных средств, а соединения некоторых опор выполнены телескопическими, с возможностью изменения их габаритов, и снабжены фиксаторами, жестко устанавливающими заданные положения, при этом кузов снабжен поддонами, жестко установленными на силовые опоры и имеющими внутренние поверхности, выполненные эквидистантно конфигурации размещаемых в них аварийно-спасательных средств, а на крыше кузова установлены кронштейн-опрокидыватель, являющийся держателем трехколенной лестницы, и грузовая площадка, жестко связанная с кольцевыми рамами.

2. Аварийно-спасательная машина по п. 1, отличающаяся тем, что в кузове установлены стеллажи с полками и отсеками, выполненные из крупной металлической сетки и связанные с силовыми опорами.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к области механики и может быть использовано в конструкциях на колесах, перевозящих грузы различной массы. .

Изобретение относится к автомобильному транспорту, в частности к аварийно-спасательной технике. .

Изобретение относится к транспортной технике, обеспечивающей безопасную транспортировку взрывчатых веществ. .

Изобретение относится к транспортным средствам. .

Изобретение относится к транспортным средствам для погрузки и перевозки сельскохозяйственных и других грузов. .

Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к устройствам для погрузки и перевозки понтонов, преимущественно на пневмоколесном ходу. .

Изобретение относится к передвижным химико-аналитическим лабораториям и может быть использовано для проведения анализов состава и свойств природной и технологической воды морского порта, содержания токсичных компонентов выхлопных газов, идентификации нефтепродуктов из разливов.

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности смену пружин тележек и фрикционного клина.

Изобретение относится к технике интерактивного взаимодействия систем в процессе перемещения людей по заданной траектории. .

Изобретение относится к передвижным ремонтным мастерским, предназначенным для контроля, диагностики, ремонта и технического обслуживания технических систем в местах их эксплуатации.

Изобретение относится к транспортным средствам для транспортировки и размещения специальных служб, в частности ремонтных мастерских. .

Изобретение относится к сооружениям специального назначения, в частности к мобильным. .

Изобретение относится к передвижным мастерским. .

Изобретение относится к устройствам для очистки емкостей, в частности резервуаров, от нефтепродуктов. .

Изобретение относится к транспортным средствам для ремонта. .

Изобретение относится к области эвакуации поврежденной военной техники. .

Изобретение относится к навесным приспособлениям для мобильных ремонтных машин, осуществляющих безотцепной ремонт подвижного железнодорожного состава, в частности замену поглощающего аппарата
Наверх