Способ тушения пожара и установка для его осуществления

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы. Технический результат в части способа тушения пожара достигается тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне. Установка для тушения пожара снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы: на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы.

Известен способ объемного тушения пожара и устройство для его осуществления (патент РФ №2115450, А 62 С 35/00, опубл. 1998.07.20). Изобретение используется для тушения очагов ЛВЖ, ГЖ и твердых горючих материалов путем подачи в защищаемое помещение (очаг пожара) огнетушащего аэрозоля, полученного путем сжигания твердотопливного заряда из АОС на основе нитратов и/или перхлоратов щелочных металлов, органических и/или металлических горючих охладителей и/или технологических добавок, причем перед или одновременно с подачей аэрозоля подают вторичный реагент (диоксид углерода и/или ортофосфорную кислоту) в соотношении по массе с твердотопливным зарядом 1:0,5-1:100, а для создания в зоне пожара экранирующих аэрозольных завес аэрозоль образуют сжиганием сажеобразующей смеси и смешивают его с диоксидом углерода при соотношении по массе сажеобразующей смеси и диоксида углерода 0,5:1-7:1. Для осуществления способа используют устройство, содержащее корпус с зарядом АОС, узел инициирования, баллон с вторичным реагентом, причем пространство между выходом из камеры сгорания и зарядом из АОС заполнено наполнителем (например, перхлоратом калия или сажеобразующей смесью) при соотношении по массе заряда и наполнителя 1:4-10:1. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен способ тушения пожаров и предотвращения взрывов в подземных горных выработках, принятый за прототип в части способа (а.с. СССР №1270366, 5 E 21 F 5/00, опубл. 1985.05.20). Способ включает подачу огнегасительной смеси в виде аэрозоля, одним из компонентов которой является хладон, локализацию пожарной зоны путем возведения перемычки, согласно изобретению с целью повышения эффективности ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет поддержания хладона во взвешенном состоянии, в пожарной зоне размещают устройство рециркуляции атмосферы с активатором, осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы с активатором и осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы в этой зоне посредством активатора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известна автоматическая установка газового пожаротушения (патент РФ №2108828, А 62 С 35/00, А 62 С 37/00, опубл. 1998.04.20). Устройство содержит датчики обнаружения пожара, блок управления, емкость с огнетушащим веществом, электроуправляемый клапан, распределительную сеть и выпускной насадок, при этом емкость с огнетушащим веществом соединена через электроуправляемый клапан с распределительной сетью и выпускным насадком, а блок управления соединен с датчиками обнаружения пожара и электроуправляемым клапаном, введен теплообменник регенеративного типа, масса теплобменного вещества которого выбрана из заданного соотношения и который установлен между электроуправляемым клапаном и выпускным насадком и расположен в виде эжектора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен автомобиль газового пожаротушения, принятый за прототип в части устройства (патент РФ №2131755, А 62 А 27/00, опубл. 1999.06.20). Устройство содержит шасси, изотермическую емкость с огнетушащим веществом в виде перегретой криогенной жидкости, трубопровод подачи, патрубок подачи огнетушащего вещества, трубопроводы, предохранительную и запорную арматуры, нагреватель, выполненный в виде теплообменника "криогенная жидкость-окружающий воздух" и расположенный под изотермической емкостью так, что вход теплообменника соединен с жидкой фазой криогенного вещества, согласно изобретению степень перегрева криогенной жидкости составляет Тпернорм=1,1-1,8, где Тпер - температура перегретой криогенной жидкости; Тнорм - температура криогенной жидкости при нормальных условиях, теплообменная поверхность теплообменника достаточна для испарения жидкого азота со скоростью в Vпар/Vжидк раз меньше расхода криогенной жидкости, необходимой для тушения, где Vпар - удельный объем газа, равновесного криогенной жидкости в перегретом состоянии; Vжидк - удельный объем криогенной жидкости в перегретом состоянии, при этом выход теплообменника через вентили соединен с газообразной фазой и средней частью жидкой фазы криогенного вещества на высоте, достаточной для подачи жидкости в теплообменник. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности пожаротушения и снижение расхода огнетушащего вещества.

Технический результат достигается в части способа достигается тем, что в способе тушения пожара, включающем возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, согласно изобретению одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.

Технический результат в части устройства достигается тем, что установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, согласно изобретению снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.

Применение предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволяет повысить эффективность пожаротушения и снизить расход огнетушашего вещества.

Способ тушения пожара и установка для его осуществления поясняются чертежами, на фиг.1 показана установка в транспортном положении, на фиг.2 показана установка в рабочем положении, на фиг.3 показан вид по стрелке А, где:

1 - авиационный двигатель;

2 - основная перемычка с отверстием;

3 - компрессор;

4 - дополнительная перемычка;

5 - маслостанция;

6 - генератор;

7 - шарнирные башмаки распорных стоек;

8 - проушина для распорных стоек;

9 - трубопровод подачи;

10 - проем для установки распорных стоек;

11 - изотермическая емкость с топливом, например керосином;

12 - распорные стойки;

13 - несущие стойки.

Способ тушения пожара осуществляют следующим способом. Основную перемычку 2 возводят одновременно с возведением дополнительной 4 перемычки. Установку перед запуском фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 и несущих 13 стоек и локализуют пожарную зону путем установки основной 2 перемычки с отверстием и дополнительной 4 перемычки. Огнегасительную смесь, состоящую в основном из углекислого газа получают путем сжигания топлива, например керосина, и подачи продуктов сгорания топлива за перемычку 2 с отверстием. Топливо сжигают до получения в пожарной зоне атмосферы, не поддерживающей горение за счет вытеснения углекислым газом воздуха и инертизации и флегматизации атмосферы (до прекращения горения в пожарной зоне).

Установка для тушения пожара включает три платформы на колесно-рельсовом ходу, соединенные между собой (условно не выделены). На первой платформе жестко закрепляют кузов без бортов, внутри которого жестко закрепляют авиационный двигатель 1, связанный через генератор 6 с маслостанцией 5 и компрессором 3. Компрессор 3 связан с основной 2 и дополнительной 4 перемычками. Авиационный двигатель 1 связывают трубопроводом подачи 9 с изотермической емкостью 11 с топливом, например керосином. Емкость 11 выполнена изотермической для обеспечения возможного перегрева топлива. Зазор между емкостью с топливом заполнен негорючей жидкостью, например водой. На кузове первой платформы закреплена перемычка 2 с отверстием, совпадающим с местом выхода продуктов сгорания, закрепленная со стороны выхода продуктов сгорания и установленная перед очагом пожара. В средней части первой платформы закреплена до основной 2 перемычки с отверстием дополнительная перемычка 4, выполненная, например, из резинокорда, для надежной изоляции очага пожара и предотвращения утечек огнегасительной смеси. Вторая платформа, служащая в основном для перемещения стоек, включает раму с проемом 10, достаточным для монтажа несущих 13 и распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, предназначенными для надежного раскрепления установки в выработке перед пожарной зоной. Третья платформа установки включает кузов с закрепленной на нем емкостью 11, выполненной изотермической для предотвращения перегрева топлива.

Установка для тушения пожара работает следующим образом. Установку фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, вставленных в проушину 8, и несущих стоек 13. После этого подают топливо из изотермической емкости 11 и с помощью пускателя (условно не показан) запускают авиационный двигатель 1. С помощью компрессора 3 заполняют основную 2 и дополнительную 4 перемычки воздухом. Маслостанция 5 необходима для подачи масла и смазки движущихся частей двигателя, а генератор 6 - для выработки электричества. Затем подают продукты сгорания топлива за перемычки 2 и 4 в пожарную зону до практически полного вытеснения ими воздуха из выработки и прекращения горения.

Применение предлагаемого способа тушения пожара и установки для его осуществления обеспечивает следующие преимущества:

- повышение эффективности пожаротушения;

- снижение расхода огнетушащего вещества;

- снижение расхода материалов.

1. Способ тушения пожара, включающий возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, отличающийся тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.

2. Установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор - с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к области ведения буровзрывных работ в шахтах опасных по взрыву метановоздушных смесей (МВС) и угольной пыли (УП). .
Изобретение относится к области очистки воздуха от ядовитых газов и пыли при проведении взрывных работ в горнорудной промышленности и строительстве. .

Изобретение относится к средствам противопожарной защиты, в частности к профилактике возгорании и взрывов от пыли на шахтах, на предприятиях добычи, переработки и транспортировки твердых ископаемых, топлива и в деревообрабатывающей промышленности - всюду, где внутри сооружений присутствует взвешенная пыль.

Изобретение относится к угольной промышленности и может быть использовано для создания безопасных условий труда в подготовительных и очистных забоях. .

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к способам формирования штабеля угля. .

Изобретение относится к области защиты отвалов горных пород и органических отходов от самовозгорания и может быть использовано при получении компостов из различных органических отходов.

Изобретение относится к горной промышленности, в частности к технике безопасности и охране окружающей среды при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Изобретение относится к горной промышленности, в частности к вентиляции шахтной атмосферы. .

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при тушении горящих породных отвалов на поверхности угольных шахт, сформированных при ведении работ на угольных шахтах и углеобогатительных фабриках.

Изобретение относится к горной промышленности и предназначен для пылеулавливания позади или на создающих пыль машинах и/или установках в подземных горных выработках и туннелестроении.
Изобретение относится к способам предотвращения распространения, локализации и тушения пожаров на торфяных месторождениях безводным способом и может быть использовано лесными хозяйствами на осушенных торфяниках.

Изобретение относится к области тушения пожаров. .

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при тушении горящих породных отвалов на поверхности угольных шахт, сформированных при ведении работ на угольных шахтах и углеобогатительных фабриках.

Изобретение относится к устройствам для борьбы с пожарами и может быть использовано при тушении пожаров на лесных массивах. .

Изобретение относится к пожарной технике, а именно к стволам для пропитывания пласта горящего торфа огнегасящими составами. .

Изобретение относится к области охраны окружающей среды, а именно к устройствам для обнаружения лесных пожаров на ранней стадии и мониторинга развития пожаров. .
Изобретение относится к противопожарным мероприятиям, может быть использовано для предотвращения распространения огня, а именно к техническим решениям, уменьшающим последствия от возгорании разного вида, преимущественно пожаров, при которых происходит аварийное растекание горящих углеводородов по местности.
Изобретение относится к области пожаротушения и может быть использовано для тушения лесных низовых пожаров. .
Изобретение относится к противопожарным мероприятиям, может быть использовано для предотвращения распространения огня, преимущественно при аварийном растекании горящих углеводородов по водной поверхности.

Изобретение относится к лесному хозяйству и может быть использовано для борьбы с лесными пожарами, а именно для предупреждения распространения лесных низовых пожаров
Наверх