Способ обучения

Изобретение относится к области образования. Занятия проводят с использованием программных модулей. Для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита. Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает ряд цифр, а обучаемый составляет из букв слово. Могут использоваться буквы из русского или других языковых алфавитов. Модули могут сочетаться друг с другом тематически, структурно и по смыслу. Квадратные карточки могут быть выполнены из дерева и с возможностью замены внутренних квадратов между собой. Техническим результатом изобретения является снижение времени освоения основ грамотности. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области образования и может найти применение при работе с дошкольниками и младшими школьниками.

Известен способ обучения языкам, при котором для изучения частей речи используют перемещаемые одно относительно другого средства. Перемещаемые средства используют для изучения служебных частей речи - предлогов и/или частиц, и/или союзов, и/или приставок путем обозначения их перемещаемыми средствами. Перемещаемые средства выполнены с возможностью обозначения служебных частей речи (патент России № 2110846, публ. 1998.05.10).

Данный способ приводит к быстрому утомлению учащихся и потере их внимания, что сказывается на восприятии предмета.

Известен способ обучения техническому творчеству, включающий проведение теоретических и практических занятий, на которых проводят упражнения по развитию умственных способностей и смекалки. Для этого отгадывают составляющие схем, нанесенных на материальный носитель, помещенный в ящик, имеющий глазок и патрубок, и частично закрытых с помощью непрозрачного газа или мелкодисперсных частиц воды, подаваемых через патрубок (патент России № 2318245, публ. 2008.02.27).

Недостатком данного способа является длительность обучения за счет использования сложного устройства.

Известен способ обучения, включающий использование обучающим комплекта демонстрационных средств, состоящих из образцов иллюстративного и текстового материала. Обучающий демонстрирует последовательно комплект образцов иллюстративного материала и вслух произносит значение каждой иллюстрации. Затем обучающий на каждую иллюстрацию накладывает соответствующий ей текст и вслух его произносит. После этого обучающий повторяет процесс в обратном порядке. Комплекты образцов текстового и иллюстративного материала сгруппированы по тематическому признаку и нанесены на листы-карточки. Один комплект демонстрационных средств состоит из более чем из 6 образцов одной тематики иллюстративного и текстового материала (патент России № 2225040, кл. G09B 17/00, 2004 г. - прототип).

Данный способ утомителен и сложен для детей дошкольного возраста, и скучен для детей младшего школьного возраста.

Задачей данного изобретения является быстрое заложение основ грамотности по заданной программе, направленное на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей для формирования стиля мышления и успешной самореализации личности.

Техническим результатом изобретения является снижение времени освоения основ грамотности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения, включающем проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, согласно изобретению, занятия проводят с использованием программных модулей, при этом для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита, при этом обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает ряд цифр, а обучаемый составляет из букв слово.

В заявленном способе обучения могут использоваться буквы из русского или других языковых алфавитов. Используемые модули могут сочетаться друг с другом тематически, структурно и по смыслу. Квадратные карточки могут быть выполнены из дерева с возможностью замены внутренних квадратов между собой.

Обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает определенный ряд цифр, а обучающийся составляет из букв слово.

В качестве иллюстративного и текстового материала для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, 4 квадратов, разделенных любым способом на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита, причем буквы представлены из русского или в других языковых алфавитах.

Квадратные карточки выполняются, например, из дерева. Это дает возможность на долгое время сохранить демонстрационный материал.

Квадратные карточки выполнены с возможностью замены внутренних квадратов между собой. Такая замена внутренних квадратов развивает внимательность, делает обучение игрой.

Количество модулей может быть увеличено по просьбе родителей. Все модули, взаимно дополняют друг друга, сочетаются по тематике, структурно и по смыслу.

Разработанная программа обеспечивает многогранное и целенаправленное развитие ребенка за счет включения в нее основных модулей, которые, являясь взаимно дополняющими друг друга, сочетаются тематически, структурно и по смыслу. Система интегрированных занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста включает интеллектуальную (теоретическую), практическую (прикладную) части, а также музыкальную и спортивно-оздоровительную составляющие. Каждое занятие имеет общую сюжетную линию, и дети имеют возможность прожить (проиграть) ее в игре, выполняя упражнения, которые являются развивающими и обучающими. Программа предназначена для занятий с детьми от 3-10 лет. Для детей 3-7 лет - рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа (для дошкольников: 1 академический час равен 15-20 минутам для детей 3-4 лет, 20-25 минутам для детей 5 лет, 25-30 минутам для детей 6-7 лет, до 45 минут - для детей младшего школьного возраста). Занятия проводятся в игровой форме. Для детей - игра - ведущий вид деятельности. В игре они познают мир во всем многообразии его проявлений: жизнь, взаимоотношения, изменения. Программа направлена на адаптацию обучающихся к жизни: умение общаться с детьми и взрослыми, адаптацию к обучению в начальной школе, самостоятельному решению проблемных ситуаций. Программа построена с учетом личностных потребностей детей в познавательной и творческой деятельности, объекты моделирования подбираются исходя из интересов детей, которые существенно изменяются в соответствии с возрастом и полом.

Результатами программы являются: эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям и самостоятельной деятельности, умение выполнять логические задания, навыки творческого подхода к выполнению заданий, развитие образного мышления, воображения; развитие слуха, чувства ритма, координации движений; способность к художественно-эстетическому восприятию информации; приобретение коммуникативных навыков. При использовании модулей программы ведущими выступают следующие методы:

1. Методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесные - беседа, рассказ; наглядные - демонстрация иллюстраций, рисунков, макетов, моделей, открыток, чертежей и т.д.; практические - решения творческих заданий, изготовление моделей, макетов и др.; репродуктивные - работа по шаблонам, калькам, чертежам; индивидуальные - задания в зависимости от развития ребенка.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (познавательные и развивающие игры).

3. Методы воспитания: беседы, метод примера, педагогические требования, создание воспитательных ситуаций, анализ результатов.

4. Методы контроля-соревнования, творческие задания в конце каждой темы модуля.

При обучении используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы - это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно-дидактические игры, игровые упражнения типа «Представь себе, что вы …» и др. Обучение проводится по схеме-оргмомент, введение в тему, теоретическая часть, практическая часть, анализ проделанной работы.

Обучающий выбирает комплект образцов иллюстрированного и текстового материала в зависимости от модуля программы и от развития обучающихся. Для детей младшего возраста выбирают карточки с небольшим набором цифр и букв. При дальнейшем обучении количество сегментов в квадратах карточки увеличивается, что ведет к увеличению проставленных цифр и букв всего алфавита. При этом можно использовать буквы как русского алфавита, так и алфавита других языков. Это дает возможность обучать детей иностранному языку.

Практикой установлено, что занятия по предложенной программе с использованием комплекта демонстрационных материалов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивают быстрое заложение основ грамотности, носят игровой характер, повышают концентрацию внимания.

Известна игра Б.П.Никитина, по правилам которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Эти кусочки могут быть разного цвета. За счет такой игры происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений (Б.П.Никитин. Ступеньки творчества или развивающие игры. М., «Просвещение», 1990, с.89-95). Однако эта игра не обучает детей грамотности.

На фиг.1-3 изображены квадратные карточки с нанесенными квадратами на них. Последние разделены на сегменты, в которых проставлены по одной цифре и букве алфавита.

Пример. В соответствие с фиг.1 обучающий показывает карточку и называет, например, слово «март», обучающийся подбирает и записывает или прочитывает цифры 1-4-6-10.

Можно предложить обучаемому набор цифр, например 8-7-2-4, обучающий записывает или называет буквы к-и-с-а, а потом прочитывает слово полностью.

При дальнейшем времени обучения количество сегментов в квадратах карточки увеличивается (см. фиг.3).

Таким образом, способ обучения согласно изобретению обеспечивает быстрое заложение грамотности в дошкольном возрасте и в младших классах путем придания обучению игрового характера. Обучение с предлагаемыми демонстрационными материалами ускоряют процесс обучения, не утомителен и не сложен для обучаемых.

1. Способ обучения, включающий проведение занятий с использованием комплекта демонстрационных средств иллюстрационного и текстового материала в виде карточек, отличающийся тем, что занятия проводят с использованием программных модулей, при этом для каждого модуля используют комплект образцов, состоящий из нанесенных на квадратные карточки, по меньшей мере, четырех квадратов, разделенных на сегменты, в которых представлены по одной цифре и букве алфавита, при этом обучающий задает слово по теме модуля, а обучаемый находит цифры и буквы, расположенные в разных сегментах квадратов, или обучающий задает ряд цифр, а обучаемый составляет из букв слово.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют буквы из русского или других языковых алфавитов.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют модули, которые сочетаются друг с другом тематически, структурно и по смыслу.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что квадратные карточки выполнены, например, из дерева.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что квадратные карточки выполнены с возможностью замены внутренних квадратов между собой.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам и приемам, способствующим коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в педагогике. .

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. .
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму. .

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на обучение чтению. Буквы набора выполнены объемными. Толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают. Внутри всех согласных букв наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала. Техническим результатом изобретения является обеспечение звукового анализа складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх