Способ обучения чтению и звуковая азбука для его реализации

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению. На карточках рядом с буквой алфавита изображен рисунок источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова. В звуковой азбуке рядом с изображением источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, указан вопрос, какой звук издает данный источник, приведенный на рисунке, который позволяет организовать процесс запоминания звуков звуковой азбуки при раннем обучении в виде игры. Каждый звук звуковой азбуки изображен в виде заглавной и строчной печатных и прописных соответствующих букв. При обучении чтению исключают первоначальное выучивание букв не как звуков, а как наименования этих букв, принятого в алфавите. Техническим результатом изобретения является ускорение овладения навыками чтения путем устранения первоначального изучения букв не как звуков, а как наименования этих букв, принятого в алфавитах всех языков мира. 2 н.п. ф-лы, 33 ил.

 

Изобретение относится к педагогике и может быть использовано для ускоренного обучения чтению.

Известен способ обучения произношению транскрипции и устройство для его реализации (JP №2002-091293, кл. G09B 19/08, 2002), по которому разрабатывают звуковую азбуку, в которой каждой букве алфавита соответствует звук с таким звучанием, какое необходимо при ее прочтении, подбирают источники, издающие звуки, аналогичные каждой букве, идентифицируют каждой букве алфавита звук, издаваемый выбранным источником, и обучают на основе разработанной азбуки.

Недостатком этого способа является то, что произношение, например, в русском языке, согласных букв м, как эм, л, как эль, б, как бэ и др. не дает возможности составлять из букв слова, произнося узнанные согласные так, как были обучены их произношению. Например, слово "мама" должны читать "эм-а-эм-а". Для других языков мира ситуация аналогична.

Техническим результатом изобретения является ускорение овладения навыками чтения путем устранения первоначального обучения согласных букв не как звуков, а как наименования этих букв, принятого в алфавитах всех языков мира, а также обучение чтению в игровой форме.

В предлагаемом способе обучения чтению указанный технический результат достигается тем, что разрабатывают звуковую азбуку, в которой каждой букве алфавита соответствует звук с таким звучанием, какое необходимо при ее прочтении в составе слова, подбирают источники, издающие звуки, аналогичные каждой букве, идентифицируют каждой букве алфавита звук, издаваемый выбранным источником, обучают чтению на основе разработанной звуковой азбуки, при этом при обучении чтению исключают первоначальное выучивание букв не как звуков, а как наименования этих букв, принятого в алфавите.

В устройстве, реализующем предлагаемый способ, указанный технический результат достигается тем, что на пособиях, на учебных принадлежностях, на кубиках, на карточках рядом с буквой алфавита изображен рисунок источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, при этом в звуковой азбуке рядом с изображением источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, указан вопрос, какой звук издает данный источник, приведенный на рисунке, который позволяет организовать процесс запоминания звуков звуковой азбуки при раннем обучении в виде игры, причем каждый звук звуковой азбуки изображен в виде заглавной и строчной печатных и прописных соответствующих букв.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на:

- фиг.1 изображена рядом с буквой "А" плачущая девочка, издающая звук А;

- фиг.2 - рядом с буквой "Б" изображен лопающийся шарик, издающий звук Б;

- фиг.3 - рядом с буквой "В" изображен воющий волк, издающий звук В;

- фиг.4 - рядом с буквой "Г" изображен гогочущий гусь, издающий звук Г;

- фиг.5 - рядом с буквой "Д" изображен долбящий дерево дятел, издающий звук Д;

- фиг.6 - рядом с буквой "Е" изображен звонящий большой церковный колокол, издающий звук Е;

- фиг.7 - рядом с буквой "Ё" изображен летящий самолет, издающий звук Ё;

- фиг.8 - рядом с буквой "Ж" изображен жужжащий жук, издающий звук Ж;

- фиг.9 - рядом с буквой "З" изображен звенящий будильник, издающий звук З;

- фиг.10 - рядом с буквой "И" изображен кричащий ослик, издающий звук И;

- фиг.11 - рядом с буквой "Й" изображена рана обрабатываемая йодом, человека, издавшего звук боли Й;

- фиг.12 - рядом с буквой "К" изображена кудахчущая курочка, издающая звук К;

- фиг.13 - рядом с буквой "Л" изображена дрожащая от холода девушка, издающая звук Л-Л-Л;

- фиг.14 - рядом с буквой "М" изображена мычащая коровка, издающая звук М;

- фиг.15 - рядом с буквой "Н" изображено, как говорят в нос, издавая звук Н;

- фиг.16 - рядом с буквой "О" изображен отдувающийся в воде бегемотик, издающий звук О;

- фиг.17 - рядом с буквой "П" изображена зажигающаяся спичка, издающая звук П;

- фиг.18 - рядом с буквой "Р" изображена рычащая собака, издающая звук Р-Р-Р;

- фиг.19 - рядом с буквой "С" изображен чайник, свистящий во время кипения, издающий звук С;

- фиг.20 - рядом с буквой "Т" изображен топающий слон, издающий звук Т;

- фиг.21 - рядом с буквой "У" изображена гудящая машина, издающая звук У;

- фиг.22 - рядом с буквой "Ф" изображена остужающая горячее блюдо няня, издающая звук Ф;

- фиг.23 - рядом с буквой "X" изображена хохочущая девочка, издающая звук Х-Х-Х;

- фиг.24 - рядом с буквой "Ц" изображен цокающий во время бега цыпленок, издающий звук Ц;

- фиг.25 - рядом с буквой "Ч" изображена чихающая девочка, издающая звук Ч;

- фиг.26 - рядом с буквой "Ш" изображена шипящая змея, издающая звук Ш;

- фиг.27 - рядом с буквой "Щ" изображена щебечущая птичка, издающая звук Щ;

- фиг.28 - рядом с буквой "Ъ" дан текст, разъясняющий, что все звуки становятся твердыми, если "Ъ" стоит перед ними;

- фиг.29 - рядом с буквой "Ы" изображен гудящий пылесос, издающий звук Ы-Ы-Ы;

- фиг.30 - рядом с буквой "Ь" дан текст, разъясняющий, что все звуки становятся мягкими, если "Ь" стоит за ними;

- фиг.31 - рядом с буквой "Э" изображен гудящий холодильник, издающий звук Э-Э-Э;

- фиг.32 - рядом с буквой "Ю" изображена вращающаяся гудящая юла, издающая звук Ю-Ю-Ю;

- фиг.33 - рядом с буквой "Я" изображена рамочка, в которую вклеивают фотографию того, кого обучают звуковой азбуке, с тем, чтобы на вопрос: "Кто это?" отвечал: "Я", издавая звук Я.

Предлагаемый способ состоит в том, что на основе алфавита данного языка разрабатывают звуковую азбуку, в которой каждой букве алфавита соответствует звук с таким звучанием, какое необходимо при ее прочтении в составе слов с учетом разницы звучания при различном сочетании букв в словах данного языка, например, букве П с названием "ПЭ" соответствует звук П, издаваемый зажигающейся спячкой; букве Ч с названием "ЧЭ" - звук Ч, издаваемый при чихании; букве Ф с названием "ЭФ" - звук Ф, издаваемый при остуживании горячих блюд и др. Изготовляют звуковые азбуки для обучения чтению. При обучении ставят вопросы обучаемому, например, на вопрос "Спичка зажигается как?" он отвечает "П!" или "Девочка чихает как?" он отвечает "Ч!" или "Няня остужает чай как?", он отвечает "Ф-Ф-Ф". Одновременно с этим показывают обучаемому рисунки источников звуков и размещенные рядом с ними буквы, например, П, Ч, Ф. Просят повторить звук за обучающим, затем пишут букву и просят обучаемого назвать звук.

Таким образом подготавливают базу для перехода к чтению, например, пишут рядом две-три буквы и просят слитно произнести их звучание. После этого переходят к чтению с использованием пособий типа букваря, в которых нет материалов с звучанием согласных букв, например, "ПЭ", "ЧЭ", "ЭФ" и др., особенно стихотворных методик неправильного обучения чтению и письму, в которых звучание, соответствующее названию букв, принятому в алфавите, зарифмовано в стихотворных строках.

Устройства, реализующие предлагаемый способ (звуковые азбуки) изготовляются так, что в них рядом с каждой буквой алфавита, например, изображенной на отдельном листке микрокнижечки, нарисован источник звука, который соответствует прочтению данной буквы в составе слов и приведен вопрос, какой звук издает данный источник звука. Буквы изображены в виде печатных и прописных заглавных и строчных букв.

Пользуются звуковыми азбуками следующим образом.

Азбука находится у обучаемого или обучающего постоянно. При необходимости она открывается на любой странице и задается вопрос о звучании того или другого источника звука, одновременно показывается рисунок источника звука и изображение соответствующей буквы в различных видах.

1. Способ обучения чтению, отличающийся тем, что разрабатывают звуковую азбуку, в которой каждой букве алфавита соответствует звук с таким звучанием, какое необходимо при ее прочтении в составе слова, подбирают источники, издающие звуки, аналогичные каждой букве, идентифицируют каждой букве алфавита звук, издаваемый выбранным источником, обучают чтению на основе разработанной звуковой азбуки, при этом при обучении чтению исключают первоначальное выучивание букв не как звуков, а как наименования этих букв, принятого в алфавите.

2. Устройство для обучения чтению, отличающееся тем, что оно содержит карточки, на которых рядом с буквой алфавита изображен рисунок источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, при этом в звуковой азбуке рядом с изображением источника звука, соответствующего прочтению данной буквы в составе слова, указан вопрос, какой звук издает данный источник, приведенный на рисунке, который позволяет организовать процесс запоминания звуков звуковой азбуки при раннем обучении в виде игры, причем каждый звук звуковой азбуки изображен в виде заглавной и строчной печатных и прописных соответствующих букв.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в педагогике. .

Изобретение относится к средствам для обучения азбуке. .
Изобретение относится к обучению и касается приемов по обучению чтению дошкольников, предупреждения и коррекции логопедических нарушений. .

Изобретение относится к педагогике и касается приемов и средств обучения. .

Изобретение относится к обучению, к используемым при этом приемам и средствам. .

Изобретение относится к области образования и обучения, а именно к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста чтению с использованием игровых методов.

Изобретение относится к способам обучения и может быть использовано при обучении детей чтению и письму. .

Изобретение относится к средствам обучения и может быть использовано в высших учебных заведениях, а также иных образовательных учреждениях. .

Изобретение относится к легкой промышленности, к приемам и демонстрационным средствам, используемым при обучении. .

Изобретение относится к средствам и приемам, способствующим коррекции логопедических нарушений

Изобретение относится к области образования

Изобретение относится к способам и средствам обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста началам грамоты

Изобретение относится к области развивающих игр, направленных на обучение чтению. Буквы набора выполнены объемными. Толщина букв, внутренний наполнитель звонкий/глухой, твердость материала, из которого выполнены буквы, и обработка поверхности зависят от звучания звука, который они обозначают. Внутри всех согласных букв наполнитель помещается в гильзу, выполненную из твердого материала. Техническим результатом изобретения является обеспечение звукового анализа складов и слов при демонстрации эффекта сближения букв. 10 з.п. ф-лы, 24 ил.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Осуществляют поэтапное выполнение упражнений с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на текст, расположенный на экране компьютера, обучаемый последовательно фиксирует взгляд на начале и конце каждой строки. Одновременно проводят регистрацию траектории движения взгляда обучаемого посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда, и осуществляют автоматизированную проверку точности попадания взгляда обучаемого в разрешенные области в начале и конце строк и одновременности попаданий взгляда в разрешенные области с выдаваемым периодическим аудиовизуальным сигналом. В случае ошибочных движений взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал, отличный от упомянутого периодического аудиовизуального сигнала. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную область текста, расположенного на экране компьютера, обучающийся последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом осуществляют регистрацию попыток отведения взгляда от заданной разрешенной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки безрегрессионного чтения и уменьшить количество фиксаций взгляда, увеличить скорость чтения за счет поэтапного выполнения упражнений с заданным числом повторений.
Изобретение относится к обучающей технике, в частности к средствам развития у обучаемого способностей восприятия различной информации ускоренным образом. Проводят тренировку периферического зрения для развития навыков быстрого чтения. Поэтапно выполняют упражнения с заданным числом повторений. На первом этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде на разрешенную область заданного размера в центре таблицы Шульте, расположенной на экране компьютера, обучаемый осуществляет поиск контура очередного символа таблицы. При этом осуществляют регистрацию перемещения взгляда из разрешенной области посредством оборудования, реализующего бесконтактную оптическую регистрацию взгляда. При перемещении взгляда из разрешенной области автоматически обеспечивают исчезновение всех символов таблицы Шульте с экрана или аудиовизуальный сигнал до тех пор, пока взгляд обучаемого не будет направлен на разрешенную область. На втором этапе на протяжении 1-15 минут при взгляде в заданную разрешенную вертикальную область текста, расположенного на экране компьютера так, что каждая следующая строка текста на 1-10 символов длиннее предыдущей, и текст отформатирован посередине. Обучаемый последовательно фиксирует каждую строку текста. При этом обеспечивают регистрацию попыток отведения взгляда от заданной вертикальной области посредством упомянутого оборудования. При ошибочных движениях взгляда автоматически выдают аудиовизуальный сигнал. Способ позволяет развить навыки периферического зрения, увеличить скорость чтения за счет выполнения тренировки периферического зрения.
Наверх