Устройство для крепления колеса на ступице

Изобретение относится к автомобильной технике. Устройство содержит адаптер, имеющий выступающую часть и диск с отверстиями для средств крепления, прижимающих диск адаптера к ступице. На диске адаптера с наружной стороны установлены штифты, располагаемые в отверстиях обода колеса при установке колеса на ступице. На выступающей части адаптера снаружи выполнена резьба, а на торце выступающей части адаптера выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор. Резьба на выступающей части адаптера выполнена под резьбу гайки, навинчиваемой на выступающую часть адаптера и фиксируемой на выступающей части адаптера фиксатором. На наружном торце гайки выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор. Гайка снаружи выполнена конической для взаимодействия с посадочной поверхностью обода колеса, при этом в рабочем положении устройства выемки гайки и выемки выступающей части адаптера совмещены и в них расположен фиксатор, выполненный из пластины с центральным отверстием, концы которого расположены в совмещенных выемках гайки и выступающей части адаптера. Торец выступающей части адаптера закрыт заглушкой, имеющей центрирующий выступ, расположенный в центральном отверстии фиксатора, и средства ее фиксации в полости выступающей части адаптера. Технический результат - упрощение конструкции и повышение ее надежности. 1 з.п. ф-лы, 21 ил.

 

Техническое решение относится к автомобильной технике, в частности к устройствам для соединения ступиц осей ходовой части автомобиля с ободьями колес автомобиля.

Известны технические решения задач адаптации или подгонки узлов крепления к ступицам колес ходовой части, преимущественно автомобиля, различных по своей конфигурации ободьев колес, особенно по ширине обода, по его углублению, в котором расположена ступица и тормозной диск колеса, а также по ширине посадочного места, предназначенного для расположения в нем шины колеса. К таким устройствам относятся известные устройства, описанные в патентной документации различных стран (GB 2455879 A, 24.06.2009; DE 19708908 A1, 30.10.1997; DE 20318726 U1, 13.05.2004; US 4621723, 11.11.1986; US 5584537, 17.12.1996; US 5820224, 13.10.1998; US 5785391 A, 28.07.1998).

В источнике информации GB 2455879 представлено устройство для крепления колеса, включающее ступицу колеса, через которую проходит цапфа оси транспортного средства и на которую крепится колесо посредством центрального элемента крепления, который состоит из крепежного винта, имеющего внешнюю резьбу, свинчивающуюся с внутренней резьбой вала ступицы колеса, коническую щель, совмещенную с крепежным винтом таким образом, что он прижимается к колесу при креплении к ступице, причем крепежный винт заблокирован болтом с внешними зубцами, которые фиксируют зубцы с винтом в одной осевой позиции, а тормозной диск осуществляет фиксацию болтов зажатыми соответствующими рукавами и винтами, которые, по крайней мере, частично располагаются в соответствующих нишах колеса и ступицы.

В источнике информации DE 20318726 представлено, например, устройство для крепления колеса, имеющее адаптер, предназначенный для соединения обода со ступицей различных конструкций, состоящий из диска-адаптера, расположенного между ним и диском, крепящегося к ступице автомобиля, который имеет сборочные отверстия, совпадающие с отверстиями ступицы, а диск-адаптер имеет резьбовые отверстия, совпадающие с отверстиями обода, при этом оба диска соединяются друг с другом через резьбовые и сборочные отверстия, расположенные за пределами отверстий обода и ступицы.

В источнике информации US 5785391 представлено устройство для крепления колеса, содержащее колесный адаптер для установки колес на транспортное средство, имеющий множество штифтов для монтажа колеса, которые расположены в отверстиях под болты заданного диаметра на ступице колеса, последнее имеет множество отверстий под болты иного диаметра, колесный адаптер включает пластины со множеством отверстий, которые адаптированы под штифты, служащие для установки колеса, при этом колесный адаптер также включает множество штифтов, расположенных на пластине адаптера таким образом, чтобы попасть, по крайней мере, в некоторые из отверстий в колесе, а рельефный круговой фланец на пластине адаптера расположен между штифтами и отверстиями.

В источнике информации US 5584537 представлено устройство для крепления колеса, имеющее колесный адаптер со вкручивающейся гайкой для крепления колеса с использованием адаптера, имеющего один конец для крепления колеса к колесной оси, и другой конец с внешней резьбой, используемой для взаимодействия с внутренней резьбой закручивающейся гайки, при этом колесный адаптер со вкручивающейся гайкой включает в себя две полые части, первая из которых является полой, первая часть имеет гладкую внешнюю поверхность, наружная поверхность имеет круглое сечение, резьбовая внутренняя поверхность первой части полого конца имеет круглое сечение и постоянный диаметр и предназначена для взаимодействия с внешней резьбой на другом конце адаптера ступицы, причем отдаленный от центра конец внешней поверхности имеет сравнительно небольшой диаметр, а расположенный ближе к центру конец внешней поверхности имеет больший диаметр, чтобы внешняя поверхность соединялась впритык и могла быть защищена от ступицы колеса; также вторая часть конца колесного адаптера со вкручивающейся гайкой находится рядом с расположенным ближе к центру концом первой части полого конца, вторая часть имеет внешнюю поверхность для взаимодействия с колесной гайкой, насадкой или другим устройством, предназначенным для закрепления колеса в сборе.

В источниках информации US 5820224 и US 4621723 представлены устройства, содержащие установленный между ободом колеса и ступицей адаптер, на удлиненной цилиндрической части которого навинчена гайка крепления обода колеса на ступице.

В источнике информации DE 19708908 представлено устройство, близкое к заявленному техническому решению. Данное устройство содержит адаптер для обода автомобильного колеса, с помощью которого обод фиксируется при помощи зажимной гайки на штыре адаптера, имеющем резьбу, а переходник в свою очередь крепится к ступице на ее стандартные болты посредством гаек, при этом резьба штыря переходника ориентирована таким образом, чтобы направление ее откручивания было противоположно направлению вращения колеса, гайка выполнена гофрированной с целью предотвращения ее откручивания при помощи стандартных инструментов, удерживается на месте за счет зажимного винта, вкручивающегося в зажимную гайку в месте выполненной в ней боковой прорези.

Техническим результатом заявленного устройства является упрощение конструкции и повышение его надежности.

Технический результат получен устройством для крепления колеса на ступице, характеризующимся тем, что оно содержит адаптер, имеющий выступающую часть и диск с отверстиями для средств крепления, прижимающих диск адаптера к ступице, на диске адаптера с наружной стороны установлены штифты, располагаемые в отверстиях обода колеса при установке колеса на ступице, на выступающей части адаптера снаружи выполнена резьба, а на торце выступающей части адаптера выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, резьба на выступающей части адаптера выполнена под резьбу гайки, навинчиваемой на выступающую часть адаптера и фиксируемой на выступающей части адаптера фиксатором, на наружном торце гайки выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, гайка снаружи выполнена конической для взаимодействия с посадочной поверхностью обода колеса, при этом в рабочем положении устройства выемки гайки и выемки выступающей части адаптера совмещены и в них расположен фиксатор, выполненный из пластины с центральным отверстием, концы которого расположены в совмещенных выемках гайки и выступающей части адаптера, при этом торец выступающей части адаптера закрыт заглушкой, имеющей центрирующий выступ, расположенный в центральном отверстии фиксатора, и средства ее фиксации в полости выступающей части адаптера.

В полости выступающей части адаптера выполнен поясок, а заглушка выполнена со средствами ее фиксации, каждое из которых выполнено в виде обладающего упругостью выступа с бородкой на конце, взаимодействующей с пояском.

На фиг.1 показана кинематическая схема устройства для крепления колеса на ступице;

на фиг.2 - схема расположения элементов устройства при его монтаже;

на фиг.3 - адаптер в разрезе;

на фиг.4 - вид А на фиг.3;

на фиг.5 - адаптер, вид сбоку;

на фиг.6 - вид Б на фиг.5;

на фиг.7 - адаптер в пространственном изображении;

на фиг.8 - гайка устройства, вид с торца;

на фиг.9 - сечение В-В на фиг.8;

на фиг.10 - гайка в пространственном изображении;

на фиг.11 - штифт, вид с торца;

на фиг.12 - сечение Г-Г на фиг.11;

на фиг.13 - штифт в пространственном изображении;

на фиг.14 - фиксатор, вид сбоку;

на фиг.15 - вид Д на фиг.14;

на фиг.16 - вид Е на фиг.15;

на фиг.17 - пространственное изображение фиксатора;

на фиг.18 - заглушка, вид с торца;

на фиг.19 - сечение Ж-Ж на фиг.18;

на фиг.20 - пространственное изображение заглушки;

на фиг.21 - устройство с закрепленным на ступице ободом колеса.

Устройство для крепления колеса на ступице (фиг.1) установлено на ступице 1, с которой соединен тормозной диск 2. Устройство закрепляется на ступице 1 при помощи средств 3 крепления (гайки или болты) и служит для соединения со ступицей 1 обода 4 колеса. Устройство включает адаптер 5, имеющий присоединяемый к ступице 1 диск и выполненную заодно с диском выступающую часть (фиг.3-7). В диске адаптера 5 выполнены отверстия 6 под средства 3 крепления, прижимающие диск адаптера 5 к ступице 1. На диске адаптера 5 с наружной стороны установлены штифты 7, располагаемые в отверстиях 8 обода 4 колеса при его установке на ступице 1. На выступающей части адаптера 5 с ее наружной стороны имеется резьба 9 (фиг.3), а на торце этой части - множество выступов 10, между которыми расположены выемки 11 под фиксатор 12 (фиг.1, 2).

Штифты 7 (фиг.11-13) расположены с возможностью их свободного вхождения в отверстия 8 обода 4 колеса (фиг.1). Резьба 9 выступающей части адаптера 5 выполнена под взаимодействующую с ней резьбу 13 корончатой гайки 14 (фиг.8-10), навинчиваемую на выступающую часть адаптера 5 и фиксируемую на ней посредством фиксатора 12. На наружном торце гайки 14 выполнено множество выступов 15, между которыми расположены выемки 16 под фиксатор 12. Гайка 14 снаружи выполнена конической для взаимодействия ее конической поверхности 17 с ответной посадочной конической поверхностью 18 обода 4 колеса (фиг.1, 21). В рабочем положении устройства выемки 16 гайки под фиксатор и выемки 11 выступающей части адаптера 5 совмещены и в них расположен фиксатор 12 (фиг.21).

Фиксатор 12 (фиг.14-17) выполнен в виде фигурной пластины с центральным отверстием 19 в ее более развитой средней части и зауженными концами 20 на периферийных частях, причем зауженные концы 20 пластины должны располагаться в противоположных выемках 16 гайки и совмещенных с ними противоположных выемках 11 выступающей части адаптера 5 (фиг.1, 2). Фиксатор 12 взаимодействует с заглушкой 21 (фиг.18-21), имеющей центрирующий выступ 22, входящий в центральное отверстие 19 фиксатора в рабочем положении устройства, а заглушка 21 имеет средства 23 ее фиксации в полости выступающей части адаптера 5.

В полости выступающей части адаптера 5 выполнен выступающий вовнутрь поясок 24 (фиг.3) для взаимодействия с ним средств 23 (фиг.19, 20) фиксации заглушки 21 (фиг.2). Каждое средство 23 выполнено в виде обладающего упругостью выступа с бородкой 25 на конце (фиг.18-20), взаимодействующей с пояском 24 выступающей части адаптера в рабочем положении устройства.

Каждый штифт 7 закреплен в отверстии 26 адаптера (фиг.2), внутри штифт 7 (фиг.11-13) имеет углубление 27 с гранями 28 под ключ, а снаружи штифт имеет поясок для фиксации штифта на диске 5 адаптера в рабочем положении. Штифт 7 имеет на конце резьбу 29, и он, предпочтительно, завинчивается в отверстие 26 адаптера, в ином случае штифт имеет гладкий конец и запрессовывается в отверстии 26 своей посадочной гладкой частью (не показана). Поясок 30 штифта 7 расположен приблизительно в средней части штифта.

Монтаж устройства выполняют следующим образом. Соединяют адаптер 5 со ступицей 1 средствами 3 соединения (фиг.1). Закрепляют на диске адаптера штифты 7 в отверстиях 26 адаптера (фиг.21). Надевают на штифты 7 обод 4 колеса путем введения штифтов 7 в отверстия 8 обода (фиг.1) и завинчивают гайку 14 на резьбу 9 выступающей части адаптера. При этом коническая поверхность 17 гайки взаимодействует с конической поверхностью 18 обода 4, обод центрируется на адаптере и прижимается к диску адаптера 5. Гайку 14 завинчивают съемной (не входящей в конструкцию устройства) зубчатой головкой 31 (фиг.2, 21), зубья 32 которой вводят в выемки 33 (фиг.8-10) гайки 14. Головку 31 вращают ключом (не показан), вводимым в граненое отверстие 34 головки. Вращение головки 31 осуществляют до совмещения выемок 16 гайки 14 с выемками 11 выступающей части адаптера 5 (фиг.1, 2). После поджатия обода 4 колеса к диску адаптера 5 и совмещения указанных выемок в этих выемках располагают концы 20 фиксатора 12, который занимает положение, показанное на фиг.1, 2 и 21. Затем закрывают торец выступающей части адаптера 5 заглушкой 21, для чего центрирующий выступ 22 (фиг.19) заглушки вводят в отверстие 19 фиксатора 12 (фиг.2) и перемещают с усилием, легким ударом, заглушку 21 в сторону адаптера 5. В результате средства фиксации 23 заглушки изгибаются к центральной оси адаптера, а бородки 25 этих средств входят в зацепление с пояском 24 адаптера. Демонтаж проводят в обратной последовательности.

Работает устройство следующим образом. При вращении ступицы колеса усилие кручения передается на средства 3 крепления (штифты или болты), с них на адаптер 5, с адаптера на штифты 7, а со штифтов 7 на обод 4 колеса. При этом штифты 7 воспринимают на себя основную нагрузку кручения и работают на срез, а средства соединения 3 работают в основном на отрыв. При изменении знака момента кручения на противоположный знак, например, при торможении диска 2 указанные нагрузки меняют свое направление.

Данное устройство повышает надежность соединения обода со ступицей и позволяет изменять вылет обода 4 колеса относительно ступицы 1, а также относительно продольной оси автомобиля на величину толщины t диска адаптера (фиг.3), что позволяет устанавливать на ступице автомобиля колесо с более широким ободом и шиной другого профиля. При необходимости устанавливают другой адаптер, с другой, большей или меньшей толщиной t диска и получают другой вылет обода колеса относительно ступицы и продольной оси автомобиля. С учетом требований безопасности установлено, что увеличение вылета для легковых автомобилей возможно на 5-40 мм, что существенно расширяет возможности использования на автомобиле одной модели различных шин с разными профилями ободьев колес. Это существенно повышает универсальность устройства.

Конструкция устройства существенно упрощена за счет специальной ориентировки его резьбы, исключающей откручивание гайки, поскольку в устройстве применен более надежный, относительно известных аналогов, принцип ее фиксации в рабочем положении.

Благодаря упрощению конструкции устройства повышена его надежность и обеспечена возможность надежного крепления к стандартным ступицам множества типоразмеров колес с различными профилями ободьев и шин.

1. Устройство для крепления колеса на ступице, характеризующееся тем, что оно содержит адаптер, имеющий выступающую часть и диск с отверстиями для средств крепления, прижимающих диск адаптера к ступице, на диске адаптера с наружной стороны установлены штифты, располагаемые в отверстиях обода колеса при установке колеса на ступице, на выступающей части адаптера снаружи выполнена резьба, а на торце выступающей части адаптера выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, резьба на выступающей части адаптера выполнена под резьбу гайки, навинчиваемой на выступающую часть адаптера и фиксируемой на выступающей части адаптера фиксатором, на наружном торце гайки выполнено множество выступов, между которыми расположены выемки под фиксатор, гайка снаружи выполнена конической для взаимодействия с посадочной поверхностью обода колеса, при этом в рабочем положении устройства выемки гайки и выемки выступающей части адаптера совмещены и в них расположен фиксатор, выполненный из пластины с центральным отверстием, концы которого расположены в совмещенных выемках гайки и выступающей части адаптера, при этом торец выступающей части адаптера закрыт заглушкой, имеющей центрирующий выступ, расположенный в центральном отверстии фиксатора, и средства ее фиксации в полости выступающей части адаптера.

2. Устройство по п.1, характеризующееся тем, что в полости выступающей части адаптера выполнен поясок, а заглушка выполнена со средствами ее фиксации, каждое из которых выполнено в виде обладающего упругостью выступа с бородкой на конце, взаимодействующей с пояском.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к колесам транспортных средств. .

Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в ходовых частях вагонов метро и трамвая. .

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобилях, тракторах и других колесных транспортных средствах. .

Изобретение относится к креплению дисковых колес транспортных средств. .

Изобретение относится к узлам обода колеса для внедорожных транспортных средств, используемых преимущественно для перевозки тяжелых грузов. Колесный узел содержит цилиндрическую ступицу, проходящую в осевом направлении от первой концевой части до второй концевой части вокруг внутреннего объема. Ко второй концевой части ступицы прикреплен переходник, который имеет периферийный уступ, первая поверхность которого обращена в осевом направлении, проходящем от второй концевой части к первой концевой части. На первой поверхности периферийного уступа переходника ступицы установлен обод первого колеса. Технический результат - повышение надежности крепления колеса, а также упрощение замены шин. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 9 ил.

Изобретение относится к узлу подшипника ступицы колеса для транспортного средства, в частности автомобиля, и также относится к ободу, сопряженному с узлом подшипника ступицы колеса. Узел подшипника ступицы колеса для транспортного средства содержит фланец (20) для осевой установки обода (400) и устройство (30), центрирующее обод, предназначенное для радиального центрирования обода. В узле подшипника сформировано осевое зубчатое зацепление (100), которое выполнено с возможностью введения в сцепление с зубчатым зацеплением, которое сформировано в центральной области (410) обода. Осевое зубчатое зацепление (100) сформировано на торцевой поверхности устройства (30), центрирующего обод. Технический результат: создание устройства для крепления колеса на оси транспортного средства, которое обеспечивает передачу момента без люфта между осью и колесом. 2 н. и 5 з.п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к автомобильной промышленности. Колесо (1) для транспортного средства содержит центральную часть (3), выполненную с возможностью скрепления со ступицей транспортного средства, и обод, расположенный по радиусу наружу от центральной части (3) и предназначенный для монтажа шины колеса. Центральная часть (3) снабжена последовательностью проточек (6), предназначенных для введения соответствующего переходника (7). Проточка (6) имеет сквозное отверстие (50), ориентированное в направлении (AL) совмещения со сквозным отверстием (10) соответствующего переходника (7) для введения крепежного элемента, закрепляющего центральную часть (3) на ступице транспортного средства. Кроме того, геометрия проточки (6) подобрана с возможностью введения соответствующего переходника (7) в единственном угловом положении относительно направления (AL) совмещения. Технический результат – упрощение процесса монтажа колеса на ступицу транспортного средства. 4 н. и 11 з.п. ф-лы, 9 ил.
Наверх