Способ получения углерод - углеродного композиционного материала

Изобретение может быть использовано для получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений. Сначала осуществляют сборку стержневого каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования из углеродного волокна и скрепляют его водным раствором поливинилового спирта. Затем проводят его фиксацию на глубину технологического припуска связующим - водным раствором поливинилового спирта, равномерно обжимают в радиальном направлении по всей цилиндрической поверхности путем приложения сжимающих сил и выдерживают в обжатом состоянии в течение не менее 1,5-2 часов в воде, нагретой до 60-70°C. После извлечения из воды каркас просушивают, снимают обжимающие усилия и насыщают углеродной матрицей. Полученный углерод-углеродный композиционный материал имеет плотную и однородную структуру, высокую эрозионную стойкость и прочность при воздействии высоких температур и давлений.

 

Изобретение относится к области получения теплозащитных материалов, стойких к эрозионному разрушению при воздействии высоких температур и давлений.

Известные теплозащитные углерод-углеродные композиционные материалы, работающие при воздействии высоких температур и давлений, представляют собой композицию, состоящую из армирующего стержневого каркаса, собранного из стержней, изготовленных из углерод-углеродного волокна, и скрепленного (уплотненного) углеродной матрицей. Уплотнение производится методом многократной пропитки и карбонизации каркаса до достижения требуемой плотности. В процессе разработки углерод-углеродных композиционных материалов было выявлено, что скорость эрозионного уноса (разрушения) материала зависит как от содержания углеродного волокна в материале, так и от шероховатости рабочей поверхности, подверженной воздействию высоких температур и давлений. Дело в том, что эрозионный унос волокна и матрицы существенно отличаются. Матрица является более слабым звеном и «вымывается» из материала, а стержни каркаса из углеродного волокна, выступая на рабочую поверхность, придают ей шероховатость, которая, в свою очередь, определяет температуру на рабочей поверхности и, следовательно, скорость эрозии. Из этого следует, что стойкость материала к эрозионному уносу будет тем выше, чем выше однородность материала (меньше шероховатость) и чем выше содержание в материале более стойкого к уносу углеродного волокна.

Известен способ получения углерод-углеродного композита, стойкого к окислению (Патент RU 2090497, кл. МПК C01B 31/02. Приоритет от 20.02.1995 г.), включающий изготовление каркаса из углеродного волокнистого материала и его нагрев и выдержку в потоке газообразных углеводородов, причем каркас изготовляют путем набора стержней из углеродного волокна в пучок цилиндрической формы, после чего каркас армируют углеродным волокном, а нагрев осуществляют прямым пропусканием электрического тока через армированный каркас до температуры 900-950°C, при этом в качестве газообразных углеводородов используют природный газ. Недостатком этого способа является то, что полученные на стержневой машине стержни из углеродного волокна, пропитанного водным раствором поливинилового спирта, сохраняют свою форму и после насыщения каркаса углеводородной матрицей, т.е. волокна остаются уплотненными и объемная доля матрицы в них оказывается минимальной, а межстержневые пространства оказываются заполненными только углеводородной матрицей, т.е. неармированными. Это негативно проявляется при использовании такого материала в качестве теплозащитного покрытия для спасаемых космических объектов, так как углеродное волокно и углеводородная матрица имеют различную прочность при воздействии высокотемпературного газового потока. Это ведет к увеличению шероховатости поверхности теплозащитного покрытия, а следовательно, к повышению температуры и, как следствие, повышению скорости эрозионного уноса (разрушения). Кроме того, углеродные волокна и углеводородная матрица имеют различные коэффициенты температурного расширения. У матрицы они значительно больше. Это приводит к тому, что углеродные волокна, оставаясь в композите прямолинейными и напряженными, вследствие того, что стержни на стержневой машине получаются методом протяжки через фильеру, склонны к разрыву при воздействии на композит высоких температур. Это особенно характерно для углерод-углеродных композитов высокой плотности (1,98 г/см3 и выше).

Известен способ получения углерод-углеродного материала (Патент RU 2119469, кл. МПК C04B 35/52. Приоритет от 26.09.1996 г.,), включающий последовательные процессы пропитки заготовки расплавленными углеводородами и карбонизации в герметизированном контейнере в аппарате высокого давления, где в качестве передающей давление среды используют кварцевый песок, извлечения заготовки и графитизации в вакууме, причем эти процессы повторяют до получения материала с плотностью 1,96-2,01 г/см3, при этом углеводороды в виде слоя размещают на дне контейнера, на слое размещают заготовку, а пространство между боковыми поверхностями контейнера и заготовки заполняют порошковым материалом, теплопроводность которого превышает теплопроводность расплавленных углеводородов, при этом порошковый материал берут с размерами зерен, которые препятствуют их проникновению в поры заготовки, причем для первого процесса пропитки и карбонизации берут заготовку, выполненную в виде многонаправленного армирующего каркаса из углеродного материала, например из углеродного волокна.

Углерод-углеродный материал, изготовленный по этому способу, получается более изотропным по физико-механическим характеристикам в сравнении с ранее описанным, но обладает такими же недостатками, что и композит, получаемый по первому способу.

Наиболее близким по технической сущности к патентуемому изобретению является способ получения углерод - углеродного композиционного материала, стойкого к окислению и эрозии при воздействии высоких температур и давлений (Патент RU 2422358, кл. МПК C01B 31/02. Приоритет от 29.07.2009 г.), основанный на сборке стержневого каркаса из углеродного волокна, скрепленного водным раствором поливинилового спирта, и последующем насыщении каркаса углеводородной матрицей, при этом после сборки каркаса перед насыщением углеводородной матрицей производят его фиксацию на глубину технологического припуска связующим, например эпоксидным или бакелитовым лаком, а затем выдерживают в воде, нагретой до температуры 60-70°C в течение не менее 1,5-2 ч.

Указанный выше способ не позволяет получить требуемую шероховатость поверхности и стойкость к эрозионному уносу углеродного волокна.

Несмотря на указанные недостатки, техническое решение, защищенное патентом RU 2422358, может быть принято в качестве прототипа как наиболее близкий аналог.

Задачей настоящего изобретения является разработка способа получения углерод - углеродного композиционного материала, более стойкого (по сравнению с прототипом) к окислению и эрозионному разрушению (уносу) при воздействии высоких температур и давлений.

Поставленная задача решается тем, что патентуемый способ получения углерод-углеродного композиционного материала основан на сборке армирующего стержневого каркаса из углеродного волокна, скрепленного водным раствором поливинилового спирта, его фиксации на глубину технологического припуска связующим, выдержке в течение не менее 1,5-2 часов в воде, нагретой до температуры 60-70°С, и последующем насыщении каркаса углеродной матрицей.

Сборку армирующего каркаса осуществляют цилиндрической формы и пятинаправленного армирования. В качестве связующего при фиксации используют водный раствор поливинилового спирта, а перед погружением каркаса в нагретую воду производят его равномерное обжатие в радиальном направлении по всей цилиндрической поверхности путем приложения сжимающих сил и выдерживают каркас в нагретой воде в обжатом состоянии. После извлечения из воды каркас просушивают и снимают обжимающие усилия.

Для повышения исходной плотности используют стержневой каркас, изготовленный из стержней из углерод-углеродного волокна и армированный в пяти направлениях. В таком каркасе стержни одного направления армирования совпадают с направлением оси каркаса, а четыре других равнонаклонены к первому направлению, т.е. к оси каркаса под углом 75°. Такая ориентация при радиальном воздействии (обжатии) внешних сил на каркас приводит к его уплотнению с меньшим риском травмирования волокон в каркасе.

Для более равномерного обжатия каркаса его выполняют цилиндрической формы.

Полученный патентуемым способом композиционный материал отличается от существующих более плотной и однородной структурой, что повышает эрозионную стойкость и прочность материала при воздействии высоких температур и давлений.

Патентуемый способ осуществляется следующим образом.

Сначала изготавливается армированный в пяти направлениях каркас цилиндрической формы, который выполняется путем набора из стержней из углеродного волокна, скрепленного водным раствором поливинилового спирта. Затем каркас фиксируется по цилиндрической поверхности на глубину технологического припуска (5-10 мм) в отличие от прототипа растворимым в воде связующим - водным раствором поливинилового спирта. После этого к каркасу по всей его внешней (цилиндрической) поверхности прикладывают сжимающие в радиальном направлении усилия, которые производят равномерное обжатие каркаса по всему его объему.

Практически это можно реализовать, например, при помощи устанавливаемых на поверхности каркаса с перехлестом 5-15 мм металлических пластин (например, титановых) толщиной 0,5-1,0 мм, поверх которых наложен резиновой бандаж (два слоя резинового жгута сечением 1×10 мм с усилием натяжения 1,5…2,0 кгс).

В таком виде каркас помещают в емкость с водой, нагретой до температуры 70°С, и выдерживают не менее 1,5-2-х часов.

Можно использовать и другие известные способы обжатия каркаса.

В процессе выдержки каркаса в подогретой воде поливиниловый спирт стержней растворяется в воде и частично вымывается, и углеродные волокна освобождаются от связующего и занимают свободные объемы, при этом углеродная матрица при проведении заключительной операции (насыщении каркаса углеродной матрицей) более равномерно распределяется в композите. При этом с волокон снимаются контактные напряжения, имеющие место в стержневом каркасе, а также напряжения, полученные при протяжке через фильеру на стержневой машине.

После выдержки в воде каркас вынимают и просушивают. После снятия резинового бандажа каркас направляют на насыщение углеродной матрицей. Полученный по патентуемому способу материал по сравнению с известными материалами будет более плотным и однородным.

Результаты проведенного эксперимента (Отчет №000/008-446-2012. По получению армирующего каркаса для углерод-углеродного материала пятинаправленного армирования с увеличенным содержанием в материале волокна осевого направления. ОАО «ГРЦ Макеева», г. Миасс, 2012 г.) подтверждают, что методом пропаривания и выдержки стержневого каркаса в горячей воде с одновременным уплотнением (обжатием) методом приложения равнораспределенного усилия сжатия по всей наружной поверхности каркаса в радиальном направлении можно повысить его плотность в 1,6 раза.

Таким образом, углерод-углеродный композиционный материал, полученный с использованием в качестве армирующего наполнителя уплотненный по данному способу каркас, будет иметь более плотную и однородную структуру, в нем практически будут отсутствовать выступающие на обгораемую поверхность фрагменты стержней.

Все это значительно снизит шероховатость обгораемой поверхности и тем самым обеспечит более высокую эрозионную стойкость углерод- углеродного композиционного материала при воздействии на него высоких температур и давлений.

Способ получения углерод-углеродного композиционного материала, основанный на сборке армирующего стержневого каркаса из углеродного волокна, скрепленного водным раствором поливинилового спирта, его фиксации на глубину технологического припуска связующим, выдержке в течение не менее 1,5-2 часов в воде, нагретой до температуры 60-70°С, и последующем насыщении каркаса углеродной матрицей, отличающийся тем, что осуществляют сборку каркаса цилиндрической формы и пятинаправленного армирования, в качестве связующего при фиксации используют водный раствор поливинилового спирта, перед погружением каркаса в нагретую воду производят его равномерное обжатие в радиальном направлении по всей цилиндрической поверхности путем приложения сжимающих сил и выдерживают каркас в нагретой воде в обжатом состоянии, а после извлечения из воды каркас просушивают и снимают обжимающие усилия.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к получению поликристаллического алмаза, который может быть использован при изготовлении водоструйных сопел, гравировальных резцов для глубокой печати, скрайберов, алмазных режущих инструментов, скрайбирующих роликов.

Изобретение относится к производству изделий из композиционных материалов с металлической и карбидно-металлической матрицами, а также из керметов. Техническим результатом изобретения является повышение степени и равномерности металлирования.

Изобретение относится к производству изделий с карбид кремния-, нитрид кремния-, углеродсодержащей основой и предназначено для защиты от окисления изделий, работающих в условиях окислительной среды при высоких температурах.

Изобретение может быть использовано при получении композиционных материалов. Исходные углеродные наноматериалы, например нанотрубки, нанонити или нановолокна, обрабатывают в смеси азотной и соляной кислоты при температуре 50-100°С не менее 20 мин, промывают водой и сушат.
Изобретение относится к производству изделий из композиционных материалов с карбидно-металлической матрицей. Технический результат - обеспечение возможности изготовления крупногабаритных изделий из композиционных материалов и упрощение способа их изготовления при обеспечении хорошего качества поверхности изделия и высокой степени металлирования.

Изобретения могут быть использованы в аппаратах химической, химико-металлургической отраслях промышленности, а также в производстве особо чистых материалов. Неразъеёмная монолитная деталь аппарата, снабженная выступающими частями, изготовлена из углерод-углеродного композиционного материала на основе каркаса тканепрошивной структуры.

Изобретение относится к композиционному материалу, содержащему частицы алмаза карбида бора и карбида кремния, и может быть использовано в качестве брони, инструментов для резки, сверления и механической обработки, а также в применениях, где происходит абразивный износ.
Изобретение относится к области конструкционных материалов, работающих в условиях высокого теплового нагружения и окислительной среды, и может быть использовано в химической, нефтехимической и химико-металлургической отраслях промышленности, а также в авиатехнике для создания изделий и элементов конструкций, подвергающихся воздействию агрессивных сред, в частности форсунок, тиглей, деталей тепловых узлов, высокотемпературных турбин и летательных аппаратов, испытывающих значительные механические нагрузки при эксплуатации.
Изобретение относится к изделиям скользящего контактного токосъема, в частности к токосъемным вставкам для железнодорожного и городского электротранспорта и технологии ее получения.

Изобретение относится к эрозионностойким теплозащитным композиционным материалам и может быть использовано для создания деталей защиты поверхностей гиперзвуковых спускаемых аппаратов (ГСА).

Изобретение относится к области плазмохимии и может быть использовано для производства фуллеренов и нанотрубок. Углеродосодержащее сырье разлагают в газовом разряде, для чего сначала зажигают объемный тлеющий разряд в смеси газообразных углеводородов и инертного газа при давлении 20-80 Торр.
Изобретение может быть использовано при изготовлении композитов на основе полимеров. Углеродные нанотрубки функционализируют карбоксильными и/или гидроксильными группами и обрабатывают ультразвуком в органическом растворителе в присутствии продуктов реакции тетрабутилтитаната со стеариновой или олеиновой кислотой при температуре от 40оС до температуры кипения растворителя.
Изобретение может быть использовано при изготовлении композитов, содержащих органические полимеры. Дисперсия углеродных нанотрубок содержит 1 мас.ч.

Изобретение может быть использовано при изготовлении носителей катализаторов, сорбентов, электрохимических конденсаторов и литий-ионных аккумуляторов. Взаимодействуют при 700-900 °C соль кальция, например, тартрат кальция или тартрат кальция, допированный переходным металлом, являющаяся предшественником темплата, и жидкие или газообразные углеродсодержащие соединения или их смеси в качестве источника углерода.

Изобретение относится к нанотехнологии. Графеновые структуры в виде плоских углеродных частиц с поверхностью до 5 мм2 получают путем сжигания в атмосфере воздуха или инертного газа композитного пресс-материала, полученного из микро- и нанодисперсных порошков активных металлов, таких как алюминий, титан, цирконий, нанодисперсных порошков кремния или боридов алюминия, взятых в количестве 10-35 мас.
Изобретение относится к электродной промышленности и ферросплавного производства и может быть использовано при изготовлении самообжигающихся электродов ферросплавных рудовосстановительных печей.
Изобретение может быть использовано для получения модифицированных углеродных нанотрубок. Способ модифицирования углеродных нанотрубок включает обработку углеродных нанотрубок водным раствором окислителя, в качестве которого применяют раствор персульфата или гипохлорита при рН более 10, проводимую одновременно с механической обработкой.

Изобретение относится к технике переработки углеводородного сырья, в частности природного газа, и может быть использовано при получении углеродных нанотрубок и водорода.

Изобретение относится к пористому углеродному композиционному материалу. Пористый углеродный композиционный материал образуется из (А) пористого углеродного материала, получаемого из материала растительного происхождения, имеющего содержание кремния (Si), составляющее 5 мас.% или выше, в качестве исходного материала, причем указанный пористый углеродный материал имеет содержание кремния, составляющее 1 мас.% или меньше, и (В) функционального материала, закрепленного на пористом углеродном материале, и имеет удельную площадь поверхности 10 м2/г или больше, которую определяют по адсорбции азота методом BET, и объем пор 0,1 см3/г или больше, который определяют методом BJH и методом МР.
Изобретение относится к области полимерного материаловедения и может быть использовано в авиационной, аэрокосмической, автотранспортной и электронной промышленности.

Изобретение может быть использовано при изготовлении изделий, работающих в агрессивных средах и повышенной температуре, таких как мембраны, фильтры, покрытия. Материал на основе углеродных нанотрубок получают газофазным осаждением в вертикальном CVD-реакторе 1, который предварительно вакуумируют, продувают аргоном в течение 10-12 мин и нагревают до 900-1150 °С. Затем через канал 2 пропускают несущий газ - водород с объемной скоростью около 1000 мл/мин и одновременно с ним - трехкомпонентную смесь со скоростью 4,5-5,0 мл/мин, содержащую, масс.%: 1,0-10,0 ферроцена, 0,5-1,5 тиофена и 93,5-98,5 этанола. Изобретение позволяет получить материалы в виде пористых пленок с размером пор от 10 до 300 нм, состоящих из углеродных нанотрубок диаметром от 2,5 до 30 нм, без использования подложки или каркаса. 7 ил.
Наверх