Спасательная подводная лодка

Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ). Предложена спасательная ПЛ, предназначенная для спасания экипажей аварийных ПЛ, лежащих на грунте подо льдом, имеющая наружный корпус, прочный корпус, оборудование и системы, обеспечивающие плавание в надводном и подводном положениях, ГВК с приемно-выходным устройством и барокомплексом, обеспечивающим спасание подводников «мокрым» способом, энергетическую установку, форму корпуса, ориентированную на высокую подводную скорость хода, средства подводного освещения и наблюдения, телеуправляемые необитаемые подводные аппараты, развитую систему якорных устройств, обеспечивающих во взаимодействии с подруливающими устройствами точную постановку и надежное удержание над аварийной ПЛ в обеспечение работы установленного на ней спасательного колокола, осуществляющего спасание «сухим» способом. Технический результат заключается в повышении мореходных и ходовых качеств ПЛ, способности ориентироваться и маневрировать под водой, а также надежности проведения аварийно-спасательных работ. 1 ил.

 

Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте, «сухим» (без непосредственного контакта спасаемых подводников с окружающей водной средой) и «мокрым» способом.

Для практической реализации спасания экипажей аварийных подводных лодок (ПЛ), лежащих на грунте, используются надводные и подводные носители технических средств. Примером надводного носителя является спасательное судно подводных лодок «ЭПРОН» проекта 05275, на котором установлен спасательный колокол и глубоководный водолазный комплекс (ГВК) с водолазным колоколом [1]. Недостатками спасательного колокола, установленного на надводном носителе, являются сильная зависимость от неблагоприятных гидрометеорологических условий, техническая сложность обеспечения спасания на больших глубинах из-за возрастания длины тросов и воздушных рукавов, связывающих спасательный колокол с судном-носителем, сложность удержания судна-носителя над местом работ, невозможность обеспечения спасания в ледовых условиях и подо льдом. ГВК имеет ограниченный по объему водолазный колокол и не способен осуществлять массовое спасание «мокрым» способом. Частично эти недостатки были устранены заменой спасательного колокола автономным спасательным глубоководным аппаратом с размещением его на подводном носителе - спасательной подводной лодке (СПЛ), а также размещением ГВК без водолазного колокола, замененным приемно-шлюзовым устройством. Примером является дизель-электрическая спасательная подводная лодка проекта 940 «Ленок».

Спасательная подводная лодка проекта 940 имела двухкорпусную конструкцию со штевневым носом, оптимизирующим обводы для преимущественно надводного хода. За ограждением прочной рубки находился высокий банкет с местами для размещения двух спасательных глубоководных аппаратов (СГА) и защиты их от волнения моря. Внутри прочного корпуса СПЛ находился ГВК, предназначенный для обеспечения работы водолазов-глубоководников, спасания подводников «мокрым» способом и проведения декомпрессии спасаемых подводников, если они внутри отсеков аварийной ПЛ находились под повышенным давлением [2]. СПЛ проекта 940 взята в качестве прототипа. Недостатками прототипа являются размещение СГА снаружи в верхней части ПЛ. Ограниченный запас энергии на СГА и их техническая сложность, отрицательно влияющая на надежность, требовали размещения двух СГА, что вело к увеличению водоизмещения ПЛ и снижению ее эксплуатационных характеристик, включая скорость хода и остойчивость в надводном положении. Отмечалась техническая сложность посадки СГА на СПЛ. В условиях Арктики возможности спасания подводников с помощью СПЛ-носителя СГА были ограничены. Дизель-электрическая энергетическая установка не позволяла ПЛ заходить под лед. СГА также не могли работать под льдом, так как в случае аварии технических средств и невозможности вернуться на ПЛ не могли всплыть на поверхность.

Задачей изобретения является устранение отмеченных недостатков и обеспечение практической реализации спасания подводников из лежащей на грунте аварийной ПЛ в Арктических условиях.

Предлагается техническое решение поясняется графической схемой, изображенной на Фиг., на которой показана спасательная подводная лодка (СПЛ), предназначенная для спасания «сухим» способом подводников из отсеков аварийной ПЛ, лежащей на грунте. СПЛ имеет наружный корпус 1 и прочный корпус 2, причем форма наружного корпуса ориентирована на обеспечение высокой скорости подводного хода, и энергетическую установку, позволяющую ей длительное время находиться в подводном положении, не всплывая на поверхность. На СПЛ в отличие от СПЛ проекта 940 вместо двух СГА предусмотрено размещение спасательного колокола 3. Для осмотра аварийной подводной лодки, производства фото- и видеосъемки, а также выполнения работ под водой на СПЛ размещены телеуправляемые необитаемые подводные аппараты (ТНПА) осмотрового и рабочего классов 6, отсутствующие на прототипе. Для маневрирования в районе работ и позиционирования над аварийной ПЛ на СПЛ установлены применяемые совместно подруливающие устройства 4 (носовое и кормовое), якорное устройство 5 (два носовых и два кормовых якоря), средства подводного освещения (фонари) 9 и наблюдения 8. Спасение подводников «мокрым» способом и проведение их декомпрессии, в случае, если подводники при спасении находились в отсеках аварийной подводной лодки под повышенным давлением, как и на прототипе обеспечивается наличием ГВК с приемно-выходным устройством и барокомплексом 7.

Преимуществом заявленной СПЛ по сравнению с прототипом являются:

- возможность спасания подводников из аварийной ПЛ, лежащей на грунте подо льдом;

- повышенные автономные, мореходные и ходовые качества, за счет применения энергетической установки, формы корпуса, ориентированной на высокую подводную скорость хода, уменьшения водоизмещения и остойчивости вследствие замены СГА на спасательный колокол, расположенный в нижней части корпуса;

- способность ориентироваться и маневрировать под водой, а также надежно удерживаться над местом работ за счет наличия работающих в комплексе средств подводного освещения и наблюдения, подруливающих устройств и развитого якорного устройства с увеличенным количеством донных якорей (с двух до четырех);

- наличие спасательного колокола, который в отличие от СГА не зависит от емкости аккумуляторных батарей СПА, позволяет многократное применение для спасения подводников, более надежен, так как прост по конструкции и технологии применения;

Реализация изобретения обеспечит спасание подводников, находящихся в отсеках аварийной подводной лодки, лежащей на грунте подо льдом, что в настоящее время неосуществимо, но является актуальным.

Литература:

1. Смирнов В.А., Катковский А.Г. Суда поисково-спасательного обеспечения ВМФ, ВМИИ, 2005 г.

2. Постнов А.А. «Спасательная ПЛ проекта 940», Морской Сборник, 08.1997 г.

Спасательная подводная лодка, предназначенная для спасания экипажей аварийных подводных лодок, в том числе лежащих на грунте подо льдом, имеющая наружный корпус, прочный корпус, оборудование и системы, обеспечивающие плавание в надводном и подводном положениях, глубоководный водолазный комплекс с приемно-выходным устройством и барокомплексом, обеспечивающим спасание подводников «мокрым» способом, отличающаяся наличием энергетической установки, формы корпуса, ориентированной на высокую подводную скорость хода, средств подводного освещения и наблюдения, телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов, развитой системой якорных устройств, обеспечивающих во взаимодействии с подруливающими устройствами точную постановку и надежное удержание над аварийной подводной лодкой в обеспечение работы установленного на ней спасательного колокола, осуществляющего спасание «сухим» способом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам коллективного спасения личного состава аварийных подводных лодок. Спасательный отсек подводной лодки (ПЛ) представляет собой ее носовой отсек со сферической кормовой – задней переборкой, равнопрочной с прочным корпусом.

Изобретение относится к области спасания экипажей аварийных подводных лодок. Устройство крепления спасательного подводного аппарата (СПА) к аварийной подводной лодке (ПЛ) представляет собой установленную в камере присоса СПА лебедку с кабель-тросом, снабженным электромагнитным захватом, для соединения со штырем подводной лодки, аккумуляторную батарею для энергетического обеспечения работы лебедки и электромагнитного захвата и направляющий ролик для центрирования спасательного подводного аппарата.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, в частности к спасательным подводным аппаратам, предназначенным преимущественно для спасения экипажей аварийных подводных лодок, лежащих на грунте и доставляемых к месту аварии на транспортных самолетах и десантируемых с них. Авиадесантируемый спасательный подводный аппарат включает цилиндрический прочный корпус с концевыми носовой и кормовой прочными переборками, внутри которого установлены переборки с переходными люками с образованием командного отсека с прочной разделительной переборкой.

Изобретение относится к области подводного судостроения, а именно к спасательным подводным аппаратам. Спасательный подводный аппарат для спасения экипажей затонувших аварийных подводных лодок имеет отсек управления для размещения экипажа аппарата и спасательный отсек для размещения спасаемых подводников, оборудованный камерой присоса для стыковки с комингс-площадкой аварийной подводной лодки.

Изобретение относится к области судостроения и касается особенностей проведения подводно-технических работ различного назначения и спасания экипажей аварийных подводных лодок. Для позиционирования подводного аппарата (ПА) у объекта работ, на ПА устанавливают якорное устройство, где тяжелые якоря заменяют электромагнитными якорями, а также на ПА крепят блок, в котором размещают электрическую лебедку с кабель-тросом, по которому передают энергообеспечение и управляющие сигналы, и на конце которого закрепляют электромагнитный якорь.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к глубоководным аппаратам в обеспечение водолазных и спасательных работ. Предложен водолазно-спасательный глубоководный аппарат, который включает расположенные в прочном корпусе отсек управления, водолазно-спасательный и энергетический отсеки, камеру присоса, движительно-рулевой комплекс, приборное и электрооборудование, средства жизнеобеспечения, а также включает устройство фиксации на грунте и снабжен спуско-подъемным устройством водолазов.

Изобретение относится к области спасения экипажа аварийной подводной лодки. Для проверки работоспособности спасательного люка подводной лодки осуществляют проверку системы шлюзования спасательного люка с помощью вентиляции с использованием блока подачи воздуха, заполнения водой и повышения давления в шахте спасательного люка до выравнивания его с забортным.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Для эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры путем ее подъема с воды вместе с экипажем спуско-подъемным устройством (СПУ), снабженным подвесным штоковым устройством, обеспечивающим стыковку автоматического захвата СПУ с подъемными обухами спасательной камеры.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к технике спасения экипажа аварийной подводной лодки, находящейся на грунте. Устройство обеспечения эвакуации экипажа из всплывшей спасательной камеры содержит эластичный надувной понтон с устройством его буксировки, снабженный установленным на нем источником газа для наддува понтона.

Изобретение относится к подводным лодкам, а именно к спасательному оборудованию и информационным средствам для личного состава, используемых, в том числе, в случаях возникновения аварийных ситуаций в условиях отсутствия освещения на подводных лодках. Фотолюминесцентная информационная система подводной лодки содержит источники света, множество общесудовых и аварийно-спасательных ориентиров и оборудования, и световые знаки.

Изобретение относится к области устройств наблюдения, предназначенных для обнаружения надводных и подводных целей, при решении задач охраны протяженных морских участков, способных автономно эксплуатироваться длительное время, за счет возможности пополнять электроэнергию в процессе эксплуатации. Автономное устройство обнаружения нарушителей на морском участке границы представляет собой подводный аппарат-глайдер с переменной плавучестью, движущийся по заранее заданному маршруту за счет изменения своей плавучести, оснащенный гибкой протяженной буксируемой антенной для поиска подводных объектов, и состоит из внешнего и внутреннего корпусов.
Наверх