Папнтио-технг1^-к.:л| библиотек; ]

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

299I36

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 27.Ч.1969 (йю 1334721!27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 05.Ч1.1972. Бюллетень № 18

Дата опубликования описания 15ХП1.1972

М. Кл. В 60k 17/10

F 16d 57/04 йомитет по делам иаобретеиий и открытий при Совете Министрав

СССР

УДК 629.113-592.6 (088.8) i .4

АПОЯН -1ИИ".: : -;.

БИБЛИО Е ; ., -:

Авторы изобретения

Н. К. Дьячков, Д. T. Гапоян и А, С. Кичжи

Заявитель Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт

УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИМ

ТОРМОЗОМ-ЗАМЕДЛ ИТЕЛ ЕМ

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к трансмиссиям транспортных машин, содержащих гидродинамическпй тормоз-замедлитель, и предназначено преимущественно для управления гидродинамичес. пми тормозами-замедлителями, применяемыми п различных транспортных машинах, а также в устройствах, где требуется плавное и длительное торможение вращающегося вала.

Устройство управления г;:;,розамедлителем должно обеспечивать бесступенчатое регулирование эффективности тормозного действия, быстрое включение и полное выключение гидроза медлителя, а также изменение расхода рабочей жидкости через систему охлаждения пропорционально изменению тормозной мощности, поглощаемой гпдрозамедлителем. Система управления гидрозамедлителем должна также ограничивать максимальную эффективность тормозного действия гидрозамедлителя для того, чтобы исключить перегрузку деталей трансмиссии и не допустить перегрева рабочей жидкости. Кроме того, система управления должна обеспечивать регулирование тормозного действия в максимально возможном диапазоне и при любом избыточном давлении в подпиточной магистрали.

Известные устройства для управления гидродинамическим тормозом-замедлителем содержит замкнутый гидравлический контур, образованный рабочей полостью гидрозамедлителя и охладителем рабочей жидкости, соединенными всасывающим и нагнетательным

5 каналами, резервуар для рабочей жидкости, подпиточный канал, соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлптеля с ре10 зергуаром для рабочей жидкости, и распределительное устройство с полостями, в которых установлены дросселирующпе элементы.

Такие устройства обеспечивают бесступенчатое регулирование эффективности тормоз15 ного действия, быстрое включение и полное выключение гидрозамедлптеля, изменение расхода рабочей жидкости через систему охлаждения пропорционально изменению тормозной мощности, поглощаемой гидрозамед20 лителем, ограничивают максимальную эффективность тормозного действия гидрозамедлнтеля. Однако минимальная эффективность тормозного действия гидрозамедлителя зависит от величины давления рабочей жидкости

25 в подпиточной магистрали, соединяемой в про цессе регулирования с нагнетательным каналом. Это приводит к сужению диапазона регулирования и затрудняет выбор системы подпитки, так как последняя в этом случае долж30 на обеспечивать определенное ми ни мальное

2991.36 давление рабочей жидкости в подпиточной магистрали. Вместе с тем известно, что для сокращения времени включения гидрозамедлитсля желательно, чтобы давление в подпиточной магистрали было как можно больше.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования гидрозамедлителя при любом избыточном давлении в подпиточном канале.

Для этого полости дросселирующих элементов распределительного устройства при включенном гидрозамедлителе подключень1 в подпиточный и сливной каналы.

15 г0

На фиг. показано предлагаемое устройство при включенном гидрозамедлителе; на фиг. 2 — то же, при выключенном гидрозамедлителе; на фиг. 3 дана характеристика тормозного момента гидрозамедлителя.

Устройство разработано применительно, например, к замедлителю, встроенному в механическую или гидромеханическую трансмиссию автомобиля. Гидрозамедлитель 1 содержит вращающее лопастное колесо-ротор 2, установленный, например, на вращающемся валу механической или гидромехапической трансмисии автомобиля, и неподвижное колесо-статор 8. К центральной части рабочей полости подведен всасывающий канал 4, а к той части рабочей полости, где размещена ступица ротора 2, подведен нагнетательный канал 5. При включенном замедлителе его рабочая полость через сливной канал б, клапан 7 управления и канал 8 связана с резервуаром 9. Канал 4 соединен с резервуаром 9 через канал 10, внутреннюю полость клапана

7 и канал 11. Золотник 12 клапана 7 удерживается в выключенном положении пружиной

18. При этом подпиточный канал 14 перекрыт дросселирующим пояском 15 золотника 12 клапана управления. Насос 16 через клапан

17 нагнетает рабочую жидкость в маслоохладитель (теплообменник) 18, который через клапан 7 связан со сливным каналом 19. Для поддержания в напорной магистрали насоса давления жидкости, необходимого для зарядки аккумулятора 20, предусмотрен подпорный клапан 21.

Для включения гидрозамедлителя золотник

12 с помощью механического привода 22 с упругим звеном 28 перемещается в крайнее правое положение (см. фиг. 2). При этом канал б перекрывается дросселирующим пояском 2|4 золотника 12, а жидкость через канал 14, клапан 7, каналы 10 и 4 поступает в рабочую полость гидрозамедлителя и заполняет ее. В результате взаимодействия ротора с рабочей жидкостью на роторе 2 возникает тормозной момент. Под действием перепада давлений между нагнетающей .и всасывающей полостями жидкость циркулирует в основном контуре от рабочей полости гидрозамедлителя через канал 5, клапан 7, маслоохладитель 18, клапан 7 и канал 4.

По мере увеличения скорости вращения ротора повышается давление жидкости в нагнетающей полости гидрозамедлителя через каналы 5 и 25, Под действием этого давления золотник смещается влево, преодолевая усилие, приложенное к его левому торцу. Благодаря этому поясок 15 перекрывает канал 14 и частично открывает канал б, вследствие чего степень заполнения рабочей жидкости уменьшается и эффективность тормозного действия ограничивается.

Для ограничения максимального тормозного момента гидрозамедлителя предусмотрен предохранительный клапан 26, установленный в канале 5. Л!ежду нагнетательной и всасывающей магистралями насоса 16 установлен перепускной клапан 27, отрегулированный на давление несколько большее (например на

0,5 ата), чем клапан 21, и поддерживающий заданную величину давления в аккумуляторе

20 при включенном гидрозамедлителе, Степень заполнения рабочей полости, а следовательно, и эффективность тормозного действия зависят от величины открытия канала б, Величина смещения золотника 12 зависит от соотношения усилий, действующих на торцы золотника.

Следовательно, изменяя с помощью переменного давления воздуха тормозной системы автомобиля или с помощью механического привода с упругим звеном усилие на левом торце золотника, можно регулировать эффективность тормозного действия гидрозамедлителя. Ввиду того, что в процессе регулирования рабочая полость соединяется непосредственно со сливом, значение минимального тормозного момента не зависит от давления в подпиточной магистрали. Это позволяет расширить диапазон регулирования и облегчает выбор системы и места подпитки, что очень важно, например, для гидрозамедлителя., встроенного в гидромеханическую трансмиссию.

На фиг. 3 сплошной линией показана характеристика максимального тормозного момента гидрозамедлителя со «следящей» системой управления при максимальном давлении в рабочей полости. Эту характеристику обеспечивает система управления, выполненная согласно данному изобретению. Пунктирной кривой показана характеристика тормозного момента с ранее известным устройством управления при минимальном давлении подпитки. По пунктирной кривой проходит нижняя граница зоны регулирования тормозного момента.

Предлагаемое устройство позволяет расширить диапазон регулирования гидрозамедлителя за счет зоны, расположенной под пунктирной кривой, так как минимальный тормозной момент в этом случае не зависит от давления в подпиточной магистрали, Вся область регулирования эффективности тормозного действия заштрихована.

299136

Предмет изобретения

Устройство для управления гидродинамическим тормозом-замедлителем, содержащее замкнутый гидравлический контур, обр азованный рабочей полостью гидрозамедлителя, охладителем рабочей жидкости, всасывающим и нагнетательным каналами, соединяющими рабочую полость гидрозамедлителя с охладителем рабочей жидкости, резервуар для рабочей жидкости, подпиточный канал, .соединяющий магистраль замкнутого контура с источником давления рабочей жидкости, сливной канал, соединяющий рабочую полость гидрозамедлителя с резервуаром для рабочей жидкости, и распределительное устройство с полостями, в которых установлены дросселиру5 ющие элементы, отличающееся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования гидрозамедлителя при любом избыточном давлении в подпиточном канале, полости дросселирующих элементов распределительного уст10 ройства при включенном гидрозамедлителе подключены в подпиточный и сливной каналы, 299136

a /;ын) Риг, 3

Составптсгн Э. Жарикова

Редактор Т. Баранова Техрсд Т. Ускова Корректор Е. Михеева

Заказ 2483 I Изд. ¹ 1059 Тираж 448 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4 5

Типография, пр. Сапунова, 2

Папнтио-технг1^-к.:л| библиотек; ] Папнтио-технг1^-к.:л| библиотек; ] Папнтио-технг1^-к.:л| библиотек; ] Папнтио-технг1^-к.:л| библиотек; ] 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гидроприводам передвижения транспортных средств и может быть использовано в строительно-дорожном машиностроении

Гидрообъемный привод ходовой части транспортного средства, система автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, система кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства и гидромоторный агрегат гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства // 2108507
Изобретение относится к гидрообъемному приводу ходовой части транспортного средства, системе автоматической смены рабочей жидкости гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, насосному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, системе кондиционирования и реверса гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, гидромоторному агрегату гидрообъемного привода ходовой части транспортного средства, предназначенному для самоходных машин

Изобретение относится к области транспорта и позволяет избавиться от механического ручного переключения передач в коробке передач при сохранении высокого КПД коробки передач

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к гидроходопреобразователям - устройствам для изменения и бесступенчатого регулирования скорости тракторов и аналогичных машин

Изобретение относится к лесному хозяйству и лесной промышленности, в частности к конструкциям энергетических средств

Изобретение относится к гидроприводам транспортных средств

Изобретение относится к области тракторного машиностроения, в частности к тракторам сельскохозяйственного назначения со всеми ведущими мостами

Изобретение относится к транспортному средству, в частности к механизму автоматической трансмиссии
Наверх