Устройство для центрированиявсгсоюзная naukikc-!ixkir; r.hftj

 

ОПИСАНИЕ З61655

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ср:.ра Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства №вЂ”

М. 1хл. В 23р 19/04

Заявлено 08.Х11.1969 (М 1383481/25-27) с присоединением заявки №вЂ”

П р нор итет—

Иомитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров

СССР

Опубликовано 07,Х11.1972. Бюллетень № 1 за 1973 УДК 658.515:621.792. .8 (088.8) Дата опубликования описания 25.1.1973

Авторы изобретения

О. H. Вертоградов и B. А. Яхимович

Специальное проектно-конструкторское бюро технологического оборудования для промышленности источников тока

Заявитель

ВСГСО1О=Н АЯ

ПАТАМ КО- l; ХВ :r,ÿ

ЕЧЬЛИО ; гад

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЦЕНТРИРОВАНИЯ

Изобретение относится к области автоматической сборки деталей типа валик — втулка, в частности к устройствам для центрирования деталей при сборке.

Известны устройства для центрирования деталей типа валик †втул при сборке, в которых валик автоматически центрируется относительно отверстия втулки (помещается в центрирующую втулку, разделенную на секции радиальными перегородками, через которые подается газ или жидкость; в дальнейшем газ или жидкость подается из центрирующей втулки в исполнительный механизм, например, меморанного типа, выводящий втулку вместе с валиком на отверстие, в которое валик вставляется). В этих устройствах центрирующая втулка перемещается под воздействием штоков мембранных приводов, что в некоторой мере усложняет устройства.

Кроме того, на время осуществления совмещения и сборки корпуса приводов должны быть жестко зафиксированы.

Цель изобретения — упрощение конструкции устройства для центрирования.

В предлагаемом устройстве во втулке выполнены радиальные отверстия, соединяющие секции нижней камеры с атмосферой.

Для увеличения к.п.д. каждое отверстие нижней камеры выполнено по форме отверстия сопла Лаваля. При прохождении рабочей жидкости по втулке создается геометрическая разность векторов скоростей вытекающей жидкости, в результате возбуждается центрирующее реактивное действие жидкости или

r;.ç3, зависящее от величины смещения собираемых деталей, На фиг. 1 изображено описываемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, разрез по А — А на фиг. 1.

Устройство содержит центрирующую втулку 1, в центральное отверстие которой помещен валик 2, сопрягаемый с отверстием в детали 8. Центрирующая втулка выполнена с полостью в виде двух сообщающихся посред1 ством дросселей 4 и расположенных одна над другой камер; камера 5 имеет отверстие 6 для подачи рабочей жидкости под давлением Рр, а другая камера разделена радиальными перегородками на секции а, б и в. Каждая сек2С ция сообщается с атмосферой отверстиями 7, выполненными по форме отверстия сопла Лаваля, что увеличивает скорость истечения рабочей жидкости и соответственно величину реактивной силы.

В нижней части втулки 1 установлено кольцо 8, служащее для уменьшения подъемной силы и холостых утечек рабочей жидкости. Толкатель 9 прижимает валик к детали и осуществляет их сопряжение после совмез0 щения контура валика и отверстия.

361055

l, 4|7и2. 2

Составитель Е, Тарасевич

Редактор Л. Жаворонкова Техред Л. Богданова Корректоры: Л. Кириллова и Е. Михеева

Заказ 730/11 Изд. № 13 Тираж 404 Подписнос

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР

Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Тнп. Харьк. фил. пред. «Патент»

Работает устройство следующим образом.

В исходном положении валик, подлежащий сборке с деталью, расположен в центрирующей втулке, размещенной на детали. Жидкость под давлением Ро подают в кольцевую 5 камеру, откуда она через дроссели проходит в секции а, б и в. Исходное смещение валика и сопрягаемого отверстия такое, что в секциях а и о имеются щели, образованные цилиндрическими поверхностями валика и от- 10 верстия в детали; следовательно, из секций а и б через соответствующие сопла жидкости будет расходоваться меньше, чем из сопла в.

Жидкость из секций а, б и в вытекает через сопла Лаваля наружу, в атмосферу, создавая 15 три реактивные силы Ra Ro и Я.. Величина возникающей реактивной силы пропорциональна весовому расходу рабочей жидкости, проходящей через секции, а значит, пропорциональна смещению вала и отверстия и 20 данном их положении, т. е. пропорциональна зазору между кромками вала и отверстия на входе в секци|о, и пропорциональна геомет..рической разности векторов входной и выход" .ной скоростей рабочей жидкости в секциях. 25

Равнодействующая этих сил направлена в сторону устранения смещения валика и отверстия по кратчайшему пути — по прямой.

Втулка под действием равнодействующей силы приходит в движение и выводит валик на 30 отверстие. П ри этом происходит смещение осей собираемых деталей и соответственчо уменьшение выходных сечений секций в отверстии детали. Следовательно, по мере совмещения валика и отверстия будет уменьшаться и 35 равнодействующая реактивных сил и в момент совпадения осей валика и отверстия она станет равной нулю. Если произойдет «перебег» валика на другую сторону оси, то откроется слив из секции в в отверстие, в связи с чем 40 равнодействующая сила изменит направление и устранит появившуюся ошибку «перебега>.

Равновесие устройства наступает при равенстве реактивных сил в каждой из секций, а это происходит при эквидистантности контуров торцов валика и отверстия детали. Если зазор между. валиком и отверстием равен нулю, то оба контура сли ваются в один, после чего под действием толкателя осуществляют непосредственно сборку валика со втулкой.

Причем при д|вижении толкателя вниз подача рабочей жидкости прекращается.

Следует отметить, что раоочая жидкость дополнительно производит очистку и смазку поверхностей собираемых деталей, а следова тельно, улучшает условия и качество сборки.

Еще одно дополнительное преимущество описываемого устройства состоит в том, что оно может работать и тогда, когда совершают движение оое собираемые детали (втулка и валик), т. е. сборка идет на ходу. Например, если втулка совершает какое-либо движение, то валик при этом «нагоняет» ее отверстие, Эт) свойство устройства может быть полезно в разных ситуациях, например с машиной оборудования.

Предмет изобретения

1. Устройство для центрирования валика относительно втулки при их сборке, содержащее служащую для напра вления валика втулку с полостью в виде двух расположенных одна над другой и сообщающихся между собой посредством дросселей камер, в верхней пз которых выполнено отверстие для подачи энергоносителя, а нижняя разделена на секции рндиальньв|и перегородками, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции, во втулке выполнены радиальные отверстия, соединяющие секции нижней камеры с атмосферой.

2. Устройство по п, 1, отличающееся тем, что, с целью увеличения к. п. д., каждое огверстие нижней камеры выполнено по форме отверстия сопла Лаваля.

Устройство для центрированиявсгсоюзная naukikc-!ixkir; r.hftj Устройство для центрированиявсгсоюзная naukikc-!ixkir; r.hftj 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к автоматизации и механизации технологических процессов и может быть использовано при разработке автоматических сборочных устройств для групповой сборки резьбовых и цилиндрических деталей

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству машин, содержащих сборочные единицы с цилиндрическими подвижными соединениями

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к автоматизации сборочных операций, и может быть использовано для автоматической сборки соединений типа вал-втулка с зазором

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при монтаже редукторов и мультипликаторов

Изобретение относится к способу и оборудованию, используемому для сборки колесных пар тягового подвижного состава железнодорожного транспорта, в частности при посадке ходовых колес локомотивов на ось колесной пары в холодном состоянии при использовании пресса или в нагретом состоянии

Изобретение относится к способу изготовления первой части для узла компонента летательного аппарата и, более предпочтительно, к способу, который включает использование прокладок

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к способам сборки профильных соединений с зазором

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта

Изобретение относится к оборудованию, используемому для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта
Наверх