Люковое закрытие
!
О П И С А И- И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
OGI03 Сооотских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Зависимое от авт. свидетельства № фЯВ ., ъ
Комитет по делам изобретений и открытий при Сосете Министроо
СССР
М. Кл. В 6ЗЬ 19/20
Заявлено 07.I.1972 (№ 1734884/27-11) с присоединением заявки №
Приоритет
Опубликовано 22.VI.1973. Бюллетень № 28
Дата опубликования описания 11.Х.1973
УДК 629.12.011.84 (088.8) Авторы изобретения
Ю. А. Короленко и А. С. Сергеев
Заявитель
ЛЮКОВОЕ ЗАКРЫТИЕ
Изобретение относится к судостроению.
Известны люковые закрытия преимущественно для длшгномерных судовых люков, содержащие секции с обухами, шарнирно сочлененными между собой посредством смонтированных в них осей, соединенных планкой.
Однако известные люковые закрытия малоэффективны.
Цель изобретения — обеспечение разгрузки элементов закрытия от усилий, возникающих при деформации корпуса судна на волнении, уменьшение взаимного смещения секций и смещения относительно судовых конструкций.
Это достигается тем, что обуха расположены один над другим, а к одной из осей присоединена тяга, выполненная с упором и проходящая через присоединенную к секции крышу, связанную стяжными болтами с подвижной в аксиальном направлении крышкой, причем между крышками и упором установлены предварительно напряженные упругие элементы.
На фиг. 1 изображено предлагаемое люковое закрытие, вид сбоку; на фиг. 2 — то же, в плане; на фиг. 3 — сечение по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — сечение по Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — сечение по  — В на фиг. 3.
Предлагаемое люковое закрытие преимущественно для длинномерных судовых люков содержит секции, разбитые на пары. Одна из секций в паре является ведущей секцией 1, а вторая — ведомой секцией 2. На секциях 1 и
2 в месте межсекционного стыка закреплены обуха 8и4,,шарнирно сочлененные между собой посредством смонтированных в них осей
5 и .б, соединенных планкой 7, Обуха 8 и 4 расположены один над другим, а к нижней оси 5 присоединена тяга 8, выполненная с упором 9 и проходящая через присоединенную к секции 2 крышку 10, связанную стяжными
10 болтами 11 с подвижной в аксиальном направлении крышкой 12. Между крышками 10, 12 и упором 9 установлены предварительно напряженные упругие элементы — пружины 18.
При открывании и закрывании люка петля
15 работает как обычная <окесткая» (в виде обухов 8 и 4, соединенных планкой 7), т. е. складывание и раскладывание секций 1 и 2 происходит вокруг оси 5, как у обычных шарнирно сочлененных закрытий.
20 При ходе судна на волнении, когда его корпус и, в частности, комингсы начинаютдеформироваться, возникают усилия, стремящиеся растянуть либо сжать секции 1 и 2. Когда эти усилия достигнут величины, превышающей
25 усилие предварительного сжатия пружин 18, тяга 8 начинает перемещаться, сжимая дополнительно своим упором 9 один из пакетов пружин.
Планка 7 поворачивается вокруг оси б либо
30 вокруг оси 5. При этом ввиду небольшого угла
387878
Фаг, У фиг. 2
3 поворота планки 7 (1 — 2 ), обеспечивающего необходимые перемещения секций 1 и 2, практически можно считать, что обуха 8 и 4 движутся параллельно друг другу. Незначительное искривление траектории движения концов планки 7 компенсируется зазорами по осям б и б.
Таким образом обеспечивается изменение расстояния между секциями 1 и 2, повторяющее деформацию комингса люка, что существенно уменьшает сдвиг секций относительно комингса и разгружает петли от черезмерных нагрузок. При этом общая деформация комингса распределяется равномерно по межсекционным стыкам. Взаимное перемещение двух смежных секций 1 и 2 ограничивается во избежание разуплотнения люка регулировкой рабочего хода упругих элементов — пружин 18.
Предмет изобретения
Люковое закрытие преимущественно для длинномерных судовых люков, содержащее
5 секции с обухами, шарнирно сочлененные между собой посредством смонтированных в них осей, соединенных планкой, отличающееся тем, что, с целью разгрузки элементов закрытия от усилий, возникающих при деформации корпу10 са судна на волнении, уменьшения взаимного смещения секций и смещения относительно судовых конструкций, обуха расположены один над другим, а к одной из осей присоединена тяга, выполненная с упором и проходящая че15 рез присоединенную к секции крышку, связанную стяжными болтами с подвижной в аксиальном направлении крышкой, причем между крышками и упором установлены предварительно напряженные упругие элементы.